Три проблемы вологодского туризма и их решения

TravelWeekly, 28.06.2017

В прошлом году Вологодская область приняла 2,8 млн туристов, к 2030 году регион планирует увеличить турпоток в два раза. Такие цифры озвучил губернатор области Олег Кувшинников на пресс-конференции, посвященной 870-летию Вологды. В том, что уже сделано, и какие препятствия региону еще надо преодолеть на этом пути, разбирался Вестник АТОР.ЧЕМ ПОМОГАЮТ ТУРПОТОКУОзвученные губернатором планы вполне могут стать реальностью, тем более, что за последние четыре года турпоток на Вологодчину вырос на 45%. Правда, в 2017-м прирост ожидается лишь на уровне 5%, это меньше, чем в предыдущие несколько лет (10-15%), но, по словам губернатора Вологодской области, окончательные данные зависят от покупательской способности населения и экономической ситуации в стране.Нынешний, 2017-й, год оказался юбилейным для региона — в минувшие выходные 870 лет отметила столица региона, столько же исполняется Великому Устюгу, 880 лет — Тотьме. В рамках празднования в Вологде прошли два фестиваля — Город ремесел и фестиваль кружева Vita Lace.По состоянию на середину июня перед юбилеем гостиницы Вологды были забронированы на 90%. В прошлом году город принял около 780 тысяч туристов, а с 2010-го турпоток вырос в три раза. Мы планируем развивать туризм, в этом году впервые провели гастрономический фестиваль, — рассказал мэр Вологды Андрей Травников.По его словам, в городе недавно достроили новый участок набережной, каждый год возводятся новые отели, кафе и рестораны. Всего в Вологде на данный момент туристам доступны 3000 гостиничных мест и 186 качественных точек питания. Появляются и новые музеи, уже открыта частная картинная галерея, в планах — музей северных сладостей.Если говорить об области в целом, то, по словам Олега Кувшинникова, в регионе действуют 280 уникальных туристических направлений и 150 туристических маршрутов, включающих сельский, гастрономический, культурно-познавательный туризм.СОТНЯ ТУРОПЕРАТОРОВ В ОЖЕРЕЛЬЕПо развитию туризма Вологодская область вошла в десятку лучших регионов России, причем сама Вологда занимает первое место в категории семейный туризм, а Великий Устюг — в категории новогодний туризм, — отметил губернатор.Он добавил, что два года назад было подписано соглашение по развитию туризма с международным оператором TUI. Область активно продвигает бренд Серебряное ожерелье России, который представляется на российских и зарубежных туристических выставках.Сто туроператоров работают сегодня по продвижению этого бренда. В рамках Серебряного ожерелья создана база туристских маршрутов разного типа, полностью или частично проходящих по территории Северо-Западного федерального округа. Их насчитывается уже около 400, — рассказал Олег Кувшинников.Он напомнил и о всемирно известных вологодских брендах, которые способствуют росту организованного туризма, таких как вологодское масло, вологодские кружева, добавив при этом еще одну любопытную деталь: 70% легальной черной икры в России производится именно в Вологодской области. По словам губернатора, каждый район области имеет свой локальный туристический бренд.ЧТО ТОРМОЗИТ ТУРИЗМ НА ВОЛОГОДЧИНЕКоснулся губернатор и проблем, которые тормозят развитие туризма. Самая главная — инфраструктурная, сервис в области пока не дотягивает до европейского уровня.Из 300 гостевых домов лишь два имеют международную классификацию 3*, — рассказал Олег Кувшинников. Мэр Вологды Андрей Травников рассказал, что международные гостиничные сети хотят прийти в город, сейчас ведутся переговоры о строительстве гостиницы. Проблема в том, что гостиничному оператору необходимо 16-этажное здание, а против такого строительства выступают жители и градозащитники.Мы ищем компромисс, представляем различные варианты объекта, в том числе и с понижением этажности, — рассказал градоначальник. Правда, назвать гостиничного оператора, чьи планы пока идут вразрез с мнением общественности, он отказался.Еще одна трудность — нехватка гидов-переводчиков. Интерес со стороны иностранных туристов к Вологодской области постоянно растет. Часть гостей из других стран прибывают в регион по Волго-Балтийскому водному пути, только Кириллов ежегодно посещают порядка 50 тысяч иностранцев, область активно продвигает себя в странах ЕС, увеличивается количество гостей из азиатских стран, в частности, из Китая. Однако у нас нет достаточного количества переводчиков, чтобы удовлетворить потребности туристической сферы, — посетовал губернатор.Третья проблема характерна практически для всей России — и это дороги. В области работают два аэропорта, в том числе международный — в Череповце, постоянно увеличивается количество вылетов, в том числе в Москву и Санкт-Петербург, растет число международных рейсов. Есть железная дорога, через регион проходит Волго-Балтийский водный путь. Все это способствует развитию туризма. Но качество дорог и придорожного сервиса недостаточно для бурного роста турпотока, — констатировал Олег Кувшинников.Но он уточнил, что эта проблема активно решается. Так, раньше в области было две федеральные трассы, сейчас три, с 1 января 2018 года будет четыре. По словам губернатора, улучшение дорожной ситуации поможет существенно увеличить количество туристов.