Закон о «черных списках» авиадебоширов вступил в силу

TravelWeekly, 05.06.2018

С 4 июня у любителей «покуражиться» во время полета начинаются тяжелые времена: сегодня вступил в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс РФ», на основании которого авиаперевозчики получают право вносить дебоширов в «черные списки» и отказывать им в услуге, — сообщает наш петербургский корреспондент. Увы, но оснований для появления таких перечней предостаточно: только «Аэрофлот» зафиксировал в последние 10 лет свыше трех тысяч случаев хулиганства на борту лайнеров. Причем в ряде из них дебоширы явно угрожали безопасности полета и пассажиров, а в некоторых самолеты компании были вынуждены совершать не предусмотренную расписанием посадку. Однако после того, как проблема была рассмотрена на высшем уровне, появились законодательные основы для появления «черных списков».  С 4 июня основанием для внесения пассажира в такой документ являются невыполнение им распоряжений командира воздушного судна (ч. 6 ст. 11.17 Кодекса РФ об административных правонарушениях), хулиганство на борту (ст. 213 Уголовного кодекса РФ) и совершение действий, угрожающих безопасной эксплуатации самолета (ст. 267.1 УК РФ). «Создан реальный правовой механизм, который позволит авиаотрасли вести бескомпромиссную борьбу с любыми случаями деструктивного поведения пассажиров, вне зависимости от их социального статуса и положения, — считает заместитель генерального директора «Аэрофлота» по правовым и имущественным вопросам Владимир Александров. — Право вносить авиадебоширов в «черные списки» и отказывать им в перевозке поможет сократить количество инцидентов на борту и обеспечит законное право пассажиров на безопасный и комфортный полет». При этом для пассажира попадание в такой перечень означает вполне законный отказ в перевозке на всех рейсах компании в течение года. Стоит добавить, что внесение в «черные списки» — не единственный способ борьбы с авиадебоширами. Поскольку, к примеру, хулиганство на борту и совершение действий, угрожающих безопасной эксплуатации самолета, подпадают под юрисдикцию Уголовного кодекса, за подобные выкрутасы вполне можно схлопотать и реальный тюремный срок. Не говоря уже про необходимость материального возмещения затрат перевозчика, если он, к примеру, был вынужден осуществить непредусмотренную посадку лайнера. Кроме собственно «Аэрофлота», о готовности вести «черные списки» уже заявила и авиакомпания «Россия». «Безопасность полетов является абсолютным приоритетом, и поэтому, начиная с сегодняшнего дня, деструктивные пассажиры, привлеченные к ответственности по ст. 11.17 КоАП РФ, ст. 213 и ст. 267.1 УК РФ, к перевозке допускаться не будут», – такое заявление сделал основной перевозчик Петербурга 4 июня.Основанием для попадания в «черные списки» могут стать «проявление словесной и физической грубости по отношению к другим пассажирам и экипажу, курение на борту или умышленное повреждение имущества пассажиров или авиакомпании».  Но если в России такая практика только нарабатывается, за рубежом хулиганов уже давно «бьют» как долларом, так и уголовным преследованием. К примеру, недавно суд обязал туриста из канадского Квебека выплатить одному из авиаперевозчиков $17,5 тыс. за дебош в самолете, следовавшем из Монреаля на Кубу.А 1 июня Управление гражданской авиации КНР также впервые опубликовало документ с перечнем 86 фамилий пассажиров, которым запрещено пользоваться воздушным транспортом сроком на один год. Причем список правонарушений в китайском варианте намного шире российского (включая, например, попытку использовать запрещенные на борту электронные приборы, занять чужое место или багажную полку),  а «черные списки» будут вовсе не ведомственными: в Китае намерены создать специальную базу посредством кооперации данных из судов, правоохранительных и налоговых органов, авиационной и железнодорожной администраций страны. Вместе с тем часть специалистов относится к появлению российских «черных списков» со скепсисом. «Да, отчасти это может быть воспитательной и сдерживающей мерой для тех, кто только собирается на отдых, — считает менеджер питерской компании «Едем к морю» Валентин Богданов.– Однако практика показывает, что большую часть этих правонарушений совершают люди в алкогольном опьянении, предотвратить которое эти меры не помогут. А когда человек пьян, ему, как известно, море по колено… Поэтому, скорее, надо решать проблему продажи алкоголя до посадки в самолет и на его борту».