Череда туроператорских банкротств – случайность или закономерность?

TravelWeekly, 10.07.2018

За последние несколько недель  в сфере российского туризма случилось сразу несколько «громких» банкротств, которые снова заставили говорить о системном кризисе в отрасли. И хотя в Ростуризме бодро утверждают, что ни о чем подобном речи не идет, а в проблемном секторе находится не более 1% туристических компаний страны, разорение предприятий с 25-летней историей, имеющих большой антикризисный опыт, наводит представителей турбизнеса Северной столицы на нерадостные размышления, — сообщает наш петербургский корреспондент.   «На мой взгляд, проблемы, приведшие к банкротству «Матрешки-тур», «Авроры-БГ» или «Натали-турс», разные, — говорит руководитель представительства «РоссТур» на Северо-Западе РФ Дмирий Мазаников.- В первом случае это, во-первых, следствие утраты имиджа надежного партнера и продавца туров, а во-вторых – существенный отток клиентов, с которым компаниям так и не удалось справиться. Что касается «Натали-турс», здесь скорее просматриваются последствия не очень удачного зимнего сезона (в частности, по ОАЭ), а также переоценка спроса на европейских направлениях». По словам этого эксперта, питерские компании, тесно связанные друг с другом, «утонули» из-за проблем, начавшихся еще в конце прошлого года, когда рухнула полетная программа «Матрешки» на Хайнань. Потеряв на ней большие деньги, оператор так и не смог восстановиться, а попытка избавиться от имиджа ненадежного партнера с помощью реинкарнации «Авроры-БГ» тоже оказалась неудачной.Суть проста: потеряв деньги и доверие партнеров и клиентов, обе компании не смогли его вернуть. Что же касается «Натали-турс», здесь определенную роль сыграл и Чемпионат мира по футболу: по оценке Дмитрия Мазаникова, событие действительно оттянуло от отдыха часть потенциальных клиентов, которые либо заняты на обслуживании чемпионата, либо решили отложить отдых до его окончания. В целом согласная с этими оценками и руководитель агентства «Леон элит тревел» Жанна Ямпольская. «Увы, но последние события не прибавляют доверия к туризму на уровне всей отрасли, — считает она. – Ведь многие агенты и туристы оплатили отдых еще по акциям раннего бронирования, а теперь вынуждены либо оплачивать туры повторно, либо вообще никуда не лететь. Что касается причин банкротств, они действительно разные. Но «корень» общий – отсутствие собственных оборотных средств, достаточных для решения возникающих проблем». «Как только останавливается приток клиентских денег, которыми оплачивается отдых туристов, у операторов неизменно возникают трудности, — оценивает ситуацию менеджер компании «Путешествуем вместе» Дмитрий Зимин. – Это объединяет как историю «Матрешки-тур» или «Авроры-БГ», так и проблемы «Натали-турс». При этом налицо и переоценка спроса, и потеря доверия. Сейчас информация, в том числе и негативная, распространяется очень быстро, и как только в работе той или иной компании происходит сбой – все тут же публикуется, вызывая подчас реакцию, похожую на панику. Последствия, казалось бы, частных проблем компаний будут сказываться долго: пострадавших довольно много, а имиджевые потери для отрасли велики. К сожалению, многие туристы опять убедились, что покупать тур в рамках акций раннего бронирования рискованно».   По оценке этих и других экспертов, отчасти помочь в решении случившихся проблем могла бы система электронной путевки, которая способна давать информацию о прохождении бронирований в режиме онлайн. Однако внедрение этого инструмента, похоже, откладывается на неопределенное время.