Кладовая соли

TravelWeekly, 01.12.2018

Здесь вся соль! В прямом и переносном смысле. Город Соликамск стоит на высохшем палеозойском море – то есть на неисчерпаемых соляных залежах. Здесь побывал Робинзон Крузо, основан первый в России ботанический сад и есть еще много чего интересного.

Дом воеводы стоит в начале Бабиновской дороги в Сибирь.

Основанный в 1430 году, Соликамск был восточным форпостом Руси, подвергался набегам и разорениям, но соледобытчики отсюда не ушли – уж больно выгодный промысел. Мало кто знает, что знаменитый роман Даниэля Дефо имеет продолжение: во второй части Робинзон Крузо, спасшийся с необитаемого острова, путешествовал по Азии и Уралу и побывал в Соликамске. Из чего можно сделать вывод, что о здешних соляных богатствах известно было и в далекой Англии.

Тайный ход меж стен дома воеводы.

В начале прошлого века здесь нашли какой-то странный вид соли: красноватый. Это был карналлит. Не только сельскохозяйственное удобрение, но и сырье, из которого извлекается «крылатый металл» магний. В результате живший средневековыми преданиями город обрел второе дыхание. Соликамские специалисты-металлурги готовили сплав, из которого были сделаны особенно важные детали лунохода.

Цреном называли сковороду, на которой выпаривали соль.

Но и пищевую соль-пермянку здесь производили до середины XX века. По вполне средневековым технологиям. Тот, кто побывает в соликамском Музее истории соли, может своими руками выпарить на громадной сковородке-црене сувенирную щепотку. А если повезет, то угодит на ежегодный всероссийский фестиваль кузнецов «Огни Гефеста», где стихия огня превращает подземный рассол в экологически чистый кулинарный продукт, а также рождает железные розы, кованые решетки и гротесковые рыцарские доспехи.

А в переносном смысле соль этой местности заключается в том, что здесь видимо-невидимо диковин! Еще в XVIII веке Григорий Демидов создал здесь первый в России ботанический сад, которым восторгался сам Карл Линней. С широты 59-го градуса Демидов слал к столу Екатерины II здешние ананасы и даже кофе. Не так давно соликамские энтузиасты возродили ботанический сад, и ананасы им тоже удалось вырастить.

В этом богатом городе останавливались купцы и пошаливали разбойники.

Ансамбль средневековых соборов и церквей на своих фасадах несет обилие уникальных декоративных прикрас. Самые древние храмы крыты лемехом, Богоявленская церковь восхищает превосходно сохранившимся иконостасом в стиле барокко, у Троицкого собора стоит полосатый верстовой столб с нулевой отметкой – здесь начиналась Бабиновская дорога в Сибирь, полтораста лет служившая купцам и первопроходцам. Путешествуя по тайным ходам меж стен и этажей дома воеводы, невольно переживаешь страх, который испытывали «государевы люди» в этом богатом городе, где частенько пошаливали разбойники.

Вода в Людмилинской скважине до сих пор солоновата на вкус.

А еще в Соликамске даже в жестокие морозы светит жаркое египетское солнце. Здесь провел последние годы жизни необычный художник Михаил Потапов. Еще в детстве ему открылось, что в прежней своей жизни он был современником фараона Эхнатона. И Потапов как бы «по памяти» воссоздавал на своих полотнах древний мир. Скромная квартира художника сейчас превращена в музей, переступив порог которого, оказываешься в мире пирамид, цветущих лотосов и пестрых уток, что прячутся в зарослях нильского тростника-папируса.

В Mузее соли хранится масса интересного.

Есть в Соликамске и кусочек Германии. Целая улица типично немецких уютных домиков, которые спроектировал представитель архитектурной школы «Баухаус» Филипп Тольцинер. Спасаясь от фашизма, он перебрался в СССР – и попал из огня в полымя. Только через десять лет бесправному зеку выпал случай показать, что он – талантливый архитектор, и обрести свободу. Тольцинер не ожесточился, напротив, многие годы отдал изучению и реставрации соликамских архитектурных древностей, построил на улице Фрунзе идеальный «соцгородок» в германском духе.

Колокольня, Воскресенско-Рождественская церковь и Свято-Троицкий собор.

…И по-прежнему, как сотни лет назад, в самом центре Соликамска цедит из палеозойских недр солоноватую водицу легендарная Людмилинская скважина. Будто само время изливается из деревянной трубы, напоминая о разбойниках и ученых, зодчих и художниках, составивших славу древнего северного города.

Игорь Легков