Самые ожидаемые выставки 2019: готовится грандиозная экспозиция Репина

TravelWeekly, 10.01.2019

Что год наставший нам готовит? Перефразируем строчку великого поэта и найдем конкретные ответы. 2019-й для отечественной культуры будет весьма насыщенным. Указом президента он объявлен Годом театра, а еще назван перекрестным Годом культуры и туризма России и Турции. Ну и в музейном мире ожидается много знаковых премьер. Какие из них нельзя пропустить, узнал «МК».На повестке дня в 2019-м будут театральные проблемы — ремонты сцен, вопросы подготовки кадров и финансирования (особенно уровня зарплат в провинциях). Ожидается разрешение дела «Седьмой студии» и обсуждение законодательных нюансов, всплывших из-за этого скандала. Что касается перекрестного Года Россия–Турция — это шаг на пути восстановления политического моста между странами, который дал трещину в 2016-м, после истории с бомбардировщиком Су-24. Новые культурные связи помогут в этом деле. Первый шаг будет литературным — планируется издать переводы 100 книг современных турецких и российских писателей в двух странах. Музейный же мир живет по своему календарю.1. Фрида и Диего — история любви (21 декабря — 12 марта).За считаные дни до Нового года в московском «Манеже» открылась выставка «Viva la Vida. Фрида Кало и Диего Ривера», которая продлится до весны. Драматическую историю любви самой знаменитой пары Мексики расскажут с помощью 90 произведений, фотографий, документальных фильмов и не публиковавшихся прежде документов. Проект Музея Фаберже и культурно-исторического фонда «Связь времен» — масштабный, уникальный и дорогостоящий. Ожидается, что он станет мировым событием в культуре. Кто не успеет увидеть ретроспективу Фриды и Диего в Москве, сможет догнать проект в Петербурге, где он будет демонстрироваться еще два месяца в Музее Фаберже.2. Дневники холокоста (28 января — 1 апреля)Выставка ко дню памяти жертв холокоста: Еврейский музей расскажет истории шести девочек и девушек, ставших жертвами преследований нацистов. Кроме знаменитых дневников Анны Франк представят записи Элен Берр, Евы Хейман, Мэри Берг, Элизабет Кауфманн и Рутки Ласкер. «Черные страницы» истории дополнят работы современных художников, исследующие природу насилия и памяти. Среди них — Кристиан Болтански, Герман Нитч, Хаим Сокол и Вадим Сидур.3. Игра с шедеврами: от Анри Матисса до Марины Абрамович (14 февраля — 14 апреля)Жизнь — это зебра, черная полоса сменяется белой, и после трагической истории Еврейский музей покажет настоящий арт-аттракцион. На выставке можно будет поиграть с шедеврами Казимира Малевича и Фрэнсиса Бэкона, Роя Лихтенштейна и Виктора Пивоварова, Натальи Гончаровой и Марины Абрамович, Альберто Джакометти и Бриджет Райли, Ансельма Кифера и Нико Пиросмани. Главный принцип этого проекта — эмоциональное вовлечение зрителя. Павел Пепперштейн «Бусидо». Из серии «Философские категории». Фото: предоставлено автором4. «Человек как рамка для ландшафта» (21 февраля — 2 июня)Павел Пепперштейн умеет удивить. Чего только стоит его проект «Город Россия», в котором художник обратился с открытым письмом к президенту, губернатору Петербурга и мэру Москвы с идеей создания новой столицы, присовокупив к нему эскизы. «Город Россия» стал финалистом Премии Кандинского в 2009 году. Но это не единственная проекция будущего, придуманная художником. Сын знаменитого концептуалиста Виктора Пивоварова вырос среди главных мифортворцев современного искусства и сам стал создавать целые вселенные и новые языки. На своей персональной выставке в «Гараже» Павел проведет «инспекцию» собственных мифов и покажет изобретенные им новые страны, религии и миры. В состав проекта «Человек как рамка для ландшафта» войдет около 80 работ. Илья Репин. Портрет С.И.Ментер. Фото: tretyakov.ru5. Илья Репин — юбилей с секретом (5 марта — 18 августа)175-летие Ильи Репина будет отмечаться с большим размахом. В Новой Третьяковке покажут лучшие работы мастера из российских и зарубежных собраний, созданные с начала 1870-х до конца 1920-х годов. Помимо картин, известных каждому со школьной скамьи («Бурлаки на Волге», «Не ждали», «Казаки пишут письмо турецкому султану»), на выставке представят малоизвестные произведения. Всего в экспозицию войдет более 100 живописных полотен, около 100 графических работ, документы и уникальные фотографии. К проекту будет издан альбом-каталог, где впервые опубликуют переписку художника с современниками. Это главная интрига выставки: музейщики обещают, что письма раскроют интересные детали о последних годах жизни и творчества Репина. После московской премьеры проект отправится в турне: сначала в Петербург, затем — в 2020 году — в Париж, далее — в 2021-м — в Хельсинки.6. «Крик» по Достоевскому (15 апреля — 14 июля)«Эдвард Мунк. Танец жизни» — такое название получил другой знаковый проект Третьяковки 2019 года. Впервые работы норвежского экспрессиониста представят в России в столь полном объеме. Рассматривать их будут через призму творчества Федора Достоевского, одного из любимых писателей Мунка, который оказал на него сильное влияние. На выставке представят около 70 живописных и 30 графических работ, фотографий и мемориальных предметов преимущественно из Музея Мунка в Осло. А главный экспонат — одна из версий легендарного «Крика». Правда, вариант, который приедет в Москву, сделан цветными карандашами и не такой красочный и яркий, как живописный. И все-таки это он, «Крик» — символ одиночества и ужаса, который предвосхитил искусство модернизма и его ключевые темы. Выставка займет два этажа в Инженерном корпусе.7. Неизвестный Стравинский (30 апреля — 2 июня)Федор Стравинский — бас Мариинского театра, художник, коллекционер, полиглот и отец знаменитого композитора, законодателя музыкальной моды ХХ века. Сегодня имя легендарного оперного певца известно немногим, в первую очередь из-за того, что записей его голоса не сохранилось. Однако современники утверждают, что его мощный бас был сильнее, чем у Шаляпина. Зато сохранились рисунки Федора Игнатьевича, фотографии с семьей и друзья (в его доме бывали великие люди того времени, в том числе Римский-Корсаков и Достоевский). Кое-что из них представлено на выставке «Театр Стравинского», которая работает в выставочном зале «Ковчег» до конца января. Но самые интересные исторические материалы, которые прежде никогда не демонстрировались, представят весной в Доме-музее Ермоловой (филиал Бахрушинского музея). Премьера ранее закрытых архивов станет одним из ярких выставочных событий, приуроченных к Году театра. Диалог Дмитрия Крымова и Якопо Тинторетто. Фото: ГМИИ Пушкина8. Время перемен (11 мая — 24 ноября)Это стоит того, чтобы собрать чемоданы и рвануть в Италию. На 58-й Венецианской биеннале русское присутствие будет ощутимым и обещает стать одной из ярких глав общей темы мирового арт-смотра, посвященного эпохе перемен. Российский павильон готовит ректор петербургского института Семен Михайловский. Главным партнером в создании тотальной инсталляции в здании, построенном больше века назад Щусевым в садах Джардини, выступит Эрмитаж. Подробности проекта Михайловский обещает раскрыть в феврале. Зато известны детали выставки «В конце пребывает начало…», которую представит Пушкинский музей и Stella Art Foundation в церкви Сан-Фатин. Проект, одним из кураторов которого выступает директор ГМИИ Марина Лошак, будет построен на диалоге старого и нового искусства — великого мастера Якопо Тинторетто и современных художников. Среди них — Ирина Нахова и Дмитрий Крымов. Работы авторов создадут трехмерную инсталляцию, которая, судя по эскизам, будет захватывать дух и отразит особенности переломного этапа в российской истории и мировом искусстве наших дней.9. Мировая коллекция (17 июня —15 сентября)Коллекция раздора — так окрестила пресса наследие московских собирателей Сергея Щукина и Ивана Морозова. Шедевры, разделенные в ходе ликвидации Музея новой западной живописи (ГМНЗИ) в 1948 на два города — Петербург и Москву. Тогда шаг казался меньшим из зол — важно было спасти шедевры Моне, Ренуара, Сезанна, Гогена, Матисса и Пикассо. Но в постсоветское время коллекция стала яблоком раздора между Эрмитажем и Пушкинским музеем. Спор о возвращении собрания в Москву широко обсуждался на прямой линии с президентом в 2013-м. Что тогда было!.. И вот развязка — поистине культурный подход — создание виртуального ГМНЗИ и серия обменных выставок собраниями. Всего четыре вернисажа в трех городах. Первый состоялся в 2017 году в Париже: коллекцию Щукина увидели 1,2 миллиона зрителей. Основные события — весной-летом 2019-го. Петербург: с мая по сентябрь в большой анфиладе Главного штаба покажут коллекцию Морозова, а в октябре–январе там же его сменит коллекция Щукиных. Москва: в ГМИИ c июня по сентябрь откроется выставка «Щукин. Биография коллекции», она займет 11 залов Главного здания и «позволит зрителю окунуться в насыщенную художественными событиями жизнь Парижа, Москвы и Берлина начала XX века», обещают организаторы. Финальный аккорд — снова в Париже, где в 2020-м представят морозовское собрание. Турне мировое во всех смыслах.10. После нас — хоть трава не расти (28 июня — 1 декабря)«Грядущий мир: экология как новая политика, 2030–2100» — масштабный проект «Гаража», который сделает по-настоящему жарким московское лето. Предположительно к 2030-м годам на Земле закончатся запасы нефти и станет ощутимой нехватка питьевой воды, но только к концу ХХI века появятся технические возможности для заселения других планет. Как мы переживем этот период? Сможем ли научиться заботиться о своей планете или все случится как мультфильме «Валли»? Более 50 авторов из России и из-за рубежа представят работы о проблемах экологии и новом понимании природы. Выставка займет все пространства музея. Вокруг проекта развернется широкая дискуссия, в которой примут участие ученые, активисты, теоретики и практики экоинициатив.Источник