Отели Петербурга недогрузились, но заработали

TravelWeekly, 25.01.2019

Итоги 2018-го на рынке брендированных гостиниц города на Неве оказались не такими радужными, как ожидалось: несмотря на проведение Чемпионата мира по футболу и приток иностранных болельщиков, средняя загрузка отелей оказалась ниже, чем в 2017-м, — сообщает наш корреспондент в городе на Неве. По оценке департамента гостиничного бизнеса компании JLL, средняя загрузка брендированных гостиниц Петербурга в 2018 году составила только 61,3%. При этом наиболее низкий показатель зафиксирован в самых дорогих отелях, в которых номерной фонд по итогам года оказался загружен только на 55%. Как считает руководитель Комитета по развитию туризма Петербурга Евгений Панкевич, во многом ситуация была предопределена «рваным» спросом на гостиничные услуги во время ЧМ-2018. «Загрузка отелей в период традиционно ровного высокого спроса оказалась весьма неоднородной: в дни проведения матчей, а также в выходные, она достигала 90-100%, а в остальное время опускались ниже обычных для этого периода показателей», – отмечает он.Подтверждает это и вице-президент Российской гостиничной ассоциации Алексей Мусакин: по его оценке, «загрузка отелей в период чемпионата упала на 15-20%, и только затем вернулась к прошлогодним значениям». Вместе  с тем эксперты отмечают: стоимость номера выросла. Так, в дни проведения матчей тариф порой был на 70% выше показателя 2017 года. А в целом по 2018-му, по оценке JLL, среднегодовая цена за номер (ADR) увеличилась на 17% (до 7,8 тыс. рубля). Причем особенно старались заработать люксовые отели: при относительно низкой загрузке средний тариф в них приблизился к 22,5 тыс. рублей (рост — 20%). Как отмечает руководитель департамента гостиничного бизнеса компании JLL Татьяна Веллер, «общая ситуация на рынке благоприятствовала восстановлению среднего тарифа до докризисного уровня».В результате не только люксовые отели Петербурга смогли нарастить ADR выше значений 2014 года ($357 в 2018-м против $312 в 2014-м): гостиницы среднего сегмента (3*) также слегка превысили докризисный уровень ($65 против $64). Вместе с тем заработать удалось все же не всем: в основном, доход получили отели, расположенные в центре города и пользовавшиеся спросом у болельщиков и участников ЧМ-2018.При этом, как считает операционный директор департамента апарт-отелей NAI Becar Анастасия Заболотная, в первую очередь это связано с чересчур высокими ожиданиями на период чемпионата. По ее мнению, слишком большие ставки на предполагаемый доход оказались явно завышенными: в реальности у значительной части игроков гостиничного рынка Петербурга, в сравнении с предыдущим годом, он вырос незначительно.А Евгений Панкевич, подчеркивая сильный положительный имиджевый эффект чемпионата, работающий на долгосрочную перспективу, соглашается с тем, что «проведение крупных мероприятий в период «высокого» сезона может отрицательно сказываться на спросе».  Что ждать от 2019-го? Похоже, что питерские отельеры не питают радужных надежд. Не случайно, в отличие от Москвы, на этот год в городе на Неве не запланировано к вводу ни одной брендированной гостиницы: существующие проекты нацелены на период после 2020-го.Как считает Татьяна Веллер, «в 2019 году темпы открытия брендированных гостиниц должны замедлиться, а в Петербурге отельеры будут стремиться вернуть показатели 2017 года по загрузке, стараясь сохранить тарифы на уровне 2018-го». Однако насколько это получится – еще вопрос. По предварительным оценкам, поток иностранных туристов в город на Неве в этом году может оказаться меньшим, а отечественные путешественники вряд ли будут готовы платить столько, сколько могут гости из-за рубежа.