Новый этап развития туризма в России: каким он будет?

TravelWeekly, 07.03.2019

9-11 марта в МВЦ «Крокус Экспо» в Москве будет проходить Международная туристская выставка «Интурмаркет-2019».Насыщенная деловая программа включает и Всероссийское совещание по актуальным вопросам развития туризма, организуемое Минэкономразвития и Ростуризмом. Это будет первое совещание, в котором примут участие представители органов власти и турбизнеса всех 85 регионов, после передачи туризма в ведение Министерства экономического развития РФ и назначения нового главы Ростуризма. Именно сейчас формируется новая стратегия туризма до 2035 года. Какой будет новая федеральная целевая программа развития туризма также решается в эти дни.Вместе с тем, и у региональных чиновников, и у турбизнеса накопилось немало вопросов за последнее время.Мысли, наблюдения, вопросы и предложения, которые мы собрали, готовясь к совещанию,- этоочередная попытка понять, в каком направлении нужно двигаться, и что для этого необходимо сделать.Необходима реформа законодательстваМногие участники рынка, чиновники, эксперты сходятся во мнении, что необходима реформа национального законодательства о туризме. Нормы действующего закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации», принятого в 1996 году, не соответствуют вызовам времени и стоящими перед отраслью амбициозными задачами.Анализируя этот документ, мы видим, что львиная доля статей закона посвящена деятельности туроператоров, в первую очередь занимающихся выездным туризмом. Но как показывает практика, наши туристы с загранпаспортами по-прежнему частоостаются заложниками недобросовестных дельцов, прикарманивающих сотни миллионов рублей своих клиентов. Нормы закона или не работают, или их выполнение никто не контролирует.Внутреннему туризму в законе посвящены лишь несколько статей из разряда «Общие понятия» и «Принципы государственного регулирования». Отдельным блоком идет «классификация гостиниц», ставшая обязательной с этого года.На необходимость разграничения полномочий федерального центра, регионов и муниципалитетов указывают многие чиновники, занимающиеся развитием туризма на местах. Так, например, органы местного самоуправления по закону имеют лишь права на «создание благоприятных условий для развития туризма», а полномочий, обязанностей и средств на их выполнение не имеют.То есть, получается, чиновники на уровне муниципалитетов полностью выключены из туристической властной вертикали. С их слов, даже если они и хотели бы что-то сделать, таких полномочий у них нет. По законуо местном самоуправленииу нас есть право, а не обязанность «создавать условия по развитию туризма».Многие муниципалитетыдотационные и поэтому тратят деньги, в первую очередь, на обязательные полномочия.Таким образом, туристский информационный центрв малом городе мы не можем профинансировать. А это единственная форма, инструмент для того,чтобы начать налаживать сферу гостеприимства, говорит заместитель главы Угличского муниципального района Ярославской области Юлия Воронова, сама много лет проработавшая в туристско-информационном центре и знающая их проблемы не понаслышке.Вопросы, касающиеся сферы туризма, регламентируются десятками, если не сотнями подзаконных нормативных актов. Это и различные требования к гостиницам, кафе, ресторанам, перевозке людей, детей, безопасности туристов. Так, например, если вы захотите организовать и провести какое-то мероприятие на свежем воздухе, замучаетесь собирать разрешения. Мы не можем провести гастрономический фестиваль на природе из-за жестких требований Роспотребнадзора, рассказывает министр по туризму Республики Бурятия Мария Бадмацыренова. – Действующий закон о туризме работает на выездной рынок. Регионы не могут на своем уровне заниматься государственной политикой в сфере туризма, нужно разграничение полномочий.Также представителей туриндустрии заботит появление все большего количества предпринимателей, продающих туры и поездки вообще без всякой регистрации, прямо через социальные сети. Меня беспокоят вопросы легитимности рынка. Кто должен следить за незаконным предпринимательством и неисполнением правил, организации и продажи турпродукта? –вопрошает генеральный директор калининградской турфирмы «Янтарный край» Татьяна Лисиченко. – Необходимо регулирование деятельности гидов и экскурсоводов, возможно, как самозанятых, их профподготовка.За прозрачность рынка ратуют, прежде всего, те, кто платят налоги. Необходимо регулирование рынка краткосрочной аренды частных апартаментов и жилых помещений. Это реальная угроза дальнейшего развития гостиничного бизнеса, рассуждает руководитель Центра туристских стратегий Удмуртской Республики Артур Абдрашитов.– А также обязательная аккредитация экскурсоводов, гидов, инструкторов.Возможно, необходимо рассмотреть вопрос объединения всех норм, регулирующих туризм, общественное питание, экскурсионное и транспортное обслуживание, санаторно-курортное лечение, визовые и иные вопросы, касающиеся въездного туризма, в единый документ. Например, Туристический кодекс. Ведь сейчас санатории относятся к Минздраву, и деятельность их регламентируется своими нормативными актами. Музеи курируются министерством культуры, вопросы выдачи виз – МИДом, транспортные перевозки – Минтрансом. Вот и попробуй их сначала собрать, поставить общие цели и задачи, а потом проконтролировать исполнение. Замучаетесь пыль глотать! – как говорит наш президент.Многие страны пошли по пути кодификации законодательства о туризме. Так, например, во Франции действует Кодекс туризма (Codedutourisme). В бельгийской Валлонии, в 2010 году также был принят Кодекс о туризме (Codewallondutourisme). В некоторых странах такая работа еще идет. Кстати, в этих и других документах уделяется много внимания социальному туризму, который полностью отсутствует сегодня в России.Социального туризма у нас нетТему социального туризма обходят стороной и стараются особо не затрагивать на многочисленных совещаниях и форумах по туризму и гостеприимству. Видимо, похвастать нам пока здесь не чем.Интересный анализ опыта развития туризма в зарубежных странах провели в Совете Федерациив 2016 году. Итогом работы Комитета по социальной политике стало издание вестника с описанием опыта разных стран. В России из 146 миллионов населения большинство, 50-60%, не путешествует. Главным сдерживающим фактором остается нехватка у граждан денежных средств, написал во вступительном слове Председатель комитета Совета Федерации по социальной политике Валерий Рязанский.Ничего себе цифра? И как мы будем развивать внутренний и въездной туризм, когда каждый второй россиянин не может себе позволить съездить на отдых?В законеесть только определение социального туризма: это туризм, полностью или частично осуществляемый за счет бюджетных средств, средств государственных внебюджетных фондов, а также средств работодателей.Вот, собственно, и все.Ведется определенная работа по детскому туризму, для школьников придумывают различные маршруты. Но все эти проекты мизерны в масштабах страны.В европейских странах под социальным туризмом понимается организация досуга для лиц с ограниченными финансовыми возможностями. Неплохое определение, не правда ли? Активно работают ассоциации социального туризма. Существуют места отдыха и специальные программы для туристов с небольшим доходом. Предоставляются субсидии резиденциям, налоговые льготы работодателям, которые покупают путевки своим работникам (в России похожая норма начала действовать только с 1 января этого года, опять же по инициативе Совета Федерации).Например, в Испании существует «Программа по развитию туризма для пожилых людей и поддержания уровня занятости в туристических зонах», считающаяся одной из лучших в Европе. По ней людям пожилого возраста предоставляются существенные скидки на путевки, проживание, питание, переезд, экскурсиивнутри страны в период с октября по июнь – традиционно низкого сезона. Почему бы такую программу не реализовать и в России?Тем более, что продолжительность жизни власти обещают нам существенно продлить. На рынке нет предложений для отдыха с детьми-инвалидами, с детьми с ограниченными возможностями здоровья. Для них нужны адаптированные турпрограммы, но этим никто не занимается. Мысами придумываем и организуем свой досуг, говорит руководитель программ Центра социальных проектов «Участие» Галина Омарова, уже много лет помогающая детям с аутизмом.Будут ли в этом направлении предприниматься какие-то шаги – покажет время. Но актуальность этой темы трудно не замечать.Эффективное продвижениеЕще одной общей проблемой для всех регионов является отсутствие единой комплексной программы продвижения их туристического потенциала. Здесь очень хорошо подходит поговорка: кто в лес, кто по дрова. Необходим федеральный маркетинговый план, который бы отражал нужды всех федеральных округов, сильно отличающихся друг от друга, говорит директор Департамента туризма Приморского края Константин Шестаков. –Нам, например, интересен рынок Азиатско-Тихоокеанского региона. А здесь продвижение наиболее эффективно идет через социальные сети (Китая, Кореи и т. д.). Необходим консолидированный план по выходу на новые рынки: Индии, Тайваня, Японии. Привлечение новых иностранных авиакомпаний и круизных операторов в ключевые регионы.Кем, по какому принципу и как будут отбираться проекты и мероприятия для финансирования Ростуризмом в этом и следующих годах интересует руководителей туристических министерств и департаментов практически всех регионов.Кто теперь будет этим заниматься то же пока не ясно. А время идет.Работа по увеличению въездного турпотока должна вестись более грамотно и энергично. Для этого президентом страны недавно было дано поручение облегчить визовый режим для иностранных граждан, приезжающих к нам с туристскими целями. Помочь должно более широкое введение электронных виз.Кстати, интересен опыт США, где продвижением страны и увеличением турпотока иностранных туристов занимается государственно-частная корпорация BrandUSA. Финансируется она за счет частных средств и средств, собираемых с иностранных граждан, въезжающих в штаты без виз. Оплата производиться через систему электронных заявок на въезд: 10 долларов идет в бюджет организации, а 4 доллара – в таможенно-пограничную службу.Заработать на иностранных гражданах могли бы и наши медучреждения. Этим живут, например, клиники Германии, Израиля, Таиланда, Китая, Индии, Швейцарии и других стран. Современные российские медицинские центры, оказывающие платные услуги, готовы принимать иностранных граждан на лечение и восстановление. Об этом нам рассказывали врачи нового тюменского онкологического центра – «Медицинский город», который мы посетили в прошлом году. По сравнению со стоимостью лечения за рубежом, наши расценки очень привлекательны для иностранцев (ниже в разы).Но препятствием для развития медицинскоготуризма является отсутствие медицинской визы для иностранцев. Пациенту трудно заранее планировать, когда он должен будет приехать, сколько пробудет, и когда надо будет приехать вновь. Соответственно он должен получить длительную визу, а таких у нас не выдают.Сможет ли кто-то ответить на эти и другие животрепещущие вопросы – покажет время. Антон Семенов