«Я очень не люблю зиму. Но на Ямал приезжаю с удовольствием»

TravelWeekly, 07.05.2019

Развитие въездного туризма становится одной из приоритетных задач дальнейшего обживания российской Арктики. И России тут есть чему поучиться у своих северных соседей – Норвегии и ФинляндииНо потенциал развития этой отрасли у арктических регионов нашей страны ничуть не меньше, чем в Скандинавии – убеждена исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. Для его полноценного раскрытия нужны согласованные действия федерального центра, регионов и участников туристического бизнеса, – заявила она в интервью «Арктика-Инфо» в ходе Стратегической сессии по разработке проекта развития туризма на Ямале, которая недавно прошла в Салехарде.Законодательство о туризме надо менять– Среди российских участников турбизнеса давно идет речь о совершенствовании отраслевого законодательства о туризме в России.  Когда, по-вашему, может появиться новый закон о туризме?– Это вопрос к Минэкономразвития. Сейчас обнародована дорожная карта, которая содержит много полезных инициатив для сфер, имеющих отношение к туризму. Закон надо переделывать. В нем надо менять все – от понятийного ряда, до механизмов ответственности, которая возлагается на участников рынка.Есть два подхода – один подход европейский, когда закон дает понятийный ряд и рекомендуемые формы взаимоотношений участников рынка. Там дан диапазон – от финансовой гарантии до участия в каких-то общественных объединениях.Другой вариант китайский закон о туризме, где регламентировано буквально все, – в том числе классификация курортов. Курорты для внутреннего рынка, курорты, которые подходят для экспорта. Четко прописаны ответственность каждого участника рынка, регламент взаимодействия каждого участника рынка. По какому пути, на Ваш взгляд, нужно идти России?Я бы взяла «золотую середину». У нас не получится дать рекомендательную форму регионам. Нужен федеральный закон. Но я понимаю, что зарегулировать всех участников рынка – это тоже не наш вариант, это тупиковый путь. Законодательство должно закладывать основы для эффективного развития бизнеса, мотивировать предпринимательство заниматься внутренним и въездным туризмом. Это очень большая работа. Я надеюсь, что мы будем участвовать в этой работе вместе с Минэкономразвития.Нужно продвигать не регион, а туристический продукт Насколько сейчас популярен въездной туризм в северные регионы России?– Интерес к России растет. И к северным регионам тоже. Например, поток туристов из Китая в Мурманскую область за последние пять лет вырос в два раза. Они приезжают в Мурманск за северным сиянием, не доезжая до Финляндии.Во вторых, появление фильма «Левиафан», который снимался в Мурманской области. Да, страшный, мрачный фильм, но после него поселок Териберка стала туристическим объектом. Все российские туры в Мурманскую область включают теперь Териберку. И это тоже способствовало продвижению Мурманской области как туристического направления. И на этом я хочу заострить ваше внимание Мурманск на туристическом поле никогда не продвигался как регион. Он продвигался именно как турпродукт.– Этот опыт можно использовать для продвижения, например, Ямала?– На Ямале для туризма есть все. Не хватает только объектов размещения, – гостиниц и информации о том, зачем ехать на Ямал. При этом, поскольку здесь расположены большие промышленные предприятия, на Ямале много деловых туристов, которые приезжают в командировки – здесь есть «туристическая цивилизация».Поэтому вполне возможно сделать Ямал точкой конгрессного туризма, конференций и корпоративного туризма. При этом предстоит проделать серьезную работу: правильно рассчитать экономику маршрутов, понять эффективность логистики.-Но о Ямале сейчас говорится довольно много на всех уровнях…-Да, Ямал в информационном поле есть. Есть большой информационный поток о регионе. Но если мы говорим именно о развитии въездного туризма, то этот поток пока несистемный. Ямал сегодня продвигает себя, как Ямал. Как регион. Как территория. А необходимо продвижение Ямала именно как туристического продукта.– Как здесь может помочь зарубежный опыт развития туристического бизнеса в арктических регионах мира?– В Норвегии, Финляндии из каждой былиночки пытаются сделать туристический объект, и у них это неплохо получается. Нам точно есть к чему стремиться.В Норвегии, несмотря на то, что страна не живет за счёт туризма, этой отрасли и продвижению продукта уделяют огромное внимание. Например, могут стоять огромные указатели для туристов: «Только здесь вы можете попробовать рыбу какой-то особой засолки».Пример Норвегии показательный, потому что страна развивается за счет других отраслей экономики. Как, собственно, и Ямал. Но регион сейчас делает все, чтобы все свои «вкусности» – гастрономические, природные, этнографические, – чтобы их увидели как можно больше людей.Мне кажется, Ямал сейчас находится в прекрасной точке. И то что Ямал займет достойное место в туристической отрасли, это не вызывает вопросов.– А что Вам самой больше всего нравится на Ямале?– Это такая странная история…потому что я очень не люблю зиму. Я бы сказала, я агрессивно не люблю зиму. А на Ямале мне комфортно. Поэтому я приезжаю сюда с удовольствием. Для меня самой это загадка.Источник