Дмитрий Витчинка: «Будущее за мобильными технологиями!»

TravelWeekly, 26.06.2015

Тренд на активное развитие внутреннего туризма в этом году – главный. И те компании, которые смогут создать и упаковать качественный, привлекательный и современный продукт, окажутся, как говорится, «на коне». В первую очередь, выиграют те, кто сделает ставку на высокие IT и мобильные технологии. Сегодня мы беседуем с генеральным директором ООО «УФС» Дмитрием Витчинкой, чтобы из первых рук узнать, какие новые интересные продукты поступят на рынок в этом году.
 
— Дмитрий, как определялась главная миссия компании УФС изначально?
 
— Компанию 12 лет назад основал Рафаэль Мухаметшин. Тогда цель, идея и миссия УФС сводилась к теме электронных платежей. Был создан сайт-двигатель, который принимал платежи за коммунальные и прочие услуги. В то время это было перспективное и модное направление для бизнеса. Отсюда и наше название – Универсальная Финансовая Система.

Позднее, общаясь с представителями индустрии перевозчиков, глава компании пришел к выводу, что стоит заняться продажей электронных билетов, и если в авиации в этом сегменте уже были сделаны довольно серьезные шаги, то по линии железной дороги ниша пустовала. Мы начали предлагать  свои услуги железнодорожникам, интересы совпали и из УФС сделали опытно-коммерческую платформу, на базе которой ставили различные эксперименты и оптимизировали процесс продажи/покупки электронного жд билета.
 
Рафаэль Хасанович, к счастью, не побоялся вложить в развитие этого направления личные деньги. В результате – за 12 лет работы – мы авторитетный игрок рынка, обладающий полноценной компетенцией по железной дороге, сопутствующей для нас авиации и разного рода бизнес услуг, которые сопровождают процесс перевозки.
 
— Как развивается компания сейчас? И какие цели перед собой ставите на ближайшие годы?
 
— Для нас важно сохранить нашу позицию в сегменте железной дороги и завоевать дополнительную долю рынка – увеличить объемы продаж через агентскую сеть и собственные каналы продаж.
 
Платежные инструменты – ещё одно важное для нас направление. Физическим лицам мы предоставляем огромный спектр платежных инструментов. В прошлом году компания вложила большие инвестиции в прямую интеграцию с банками, и теперь клиентам, не желающим «светить» свою карту, можно оплачивать билеты и другие услуги напрямую с банковского счета. Это безопасная и удобная технология. Кроме того, мы предоставляем билеты в кредит.
 
Кстати, в следующем году новые возможности нашего платежного шлюза мы планируем предложить своим партнерам.
 
Отмечу, что компания инвестирует в свое развитие и создание новых технологий сотни миллионов рублей в год.
 
— Как выглядит статистика продаж по итогам 2014 года, какие направления деятельности принесли наибольший доход?
 
— Флагманским направлением для УФС по-прежнему является продажа электронных ЖД билетов. В 2014 году объем продаж в этом сегменте увеличился на 15 %, средний чек составил 2700 рублей, что примерно на 1% больше, чем в 2013 году. Для сравнения – в авиации этот показатель равен 19 % (на некоторых внутренних направлениях) и достигает 31% (на внешних).
 
При этом самые дорогие билеты продаются по-прежнему в оффлайн каналах, их стоимость отличается от билетов, продающихся на сайте УФС и сайтах партнеров примерно на 1,4 %.  
 
Через мобильное приложение на сегодняшний день в 2014 году было продано более 200 000 билетов, скачано более 1 700 000.  Более 92% запуска приложения – повторные. Приложение для iOS показывает более активный рост, средний чек в нем также выше, чем на Android.
 
— Сегодня турбизнес всерьез задумывается о диверсификации. А самые прорывные – уже предпринимают в этом направлении конкретные шаги. Как УФС расширяет свою линейку услуг?
 
— Мы занимаемся диверсификацией не в ущерб нашему основному направлению, все-таки для рынка мы поставщик технологии и от нас зависит довольно большой объем компаний, которые заняты в сфере железнодорожной индустрии. Поэтому, в первую очередь, мы будем сосредоточены на расширении объема сервиса для партнеров.
 
Компания намерена плотно заниматься пригородным сообщением, предоставлением структурированных данных по пассажирам. Это позволит нашим партнерам эффективнее работать с клиентами на своей стороне.
 
Кроме того, мы внедряем новые технологии и полностью перерабатываем существующую систему в части дальнего сообщения. В первую очередь, это коснется перевозки в Крым. Следующий шаг – реализация проезда туда и обратно с выпиской на одном бланке билета. Для индустрии это крайне важная новация.
 
В целом диверсификацией мы занимаемся довольно давно. Наш авиационный двигатель был подключен около трех лет назад, и на данный момент УФС работает как агентство, продающее авиабилеты и добилось в этом определенных успехов. У всех российских авиакомпаний мы входим в ТОП-10 самых крупных агентств. С «Аэрофлотом», SJ7, «Трансаэро» очень активно работаем. В большинстве случаев с партнерами у нас прямые отношения. Отмечу, что мы очень серьезно смотрим на развитие нашего авиационного бизнеса. Компания обладает глубокой компетенцией и большой партнерской сетью по железной дороге. Соответственно УФС предлагает наши услуги этим партнерам и как авиа агентство.
 
Еще одно направление нашей работы – гостиницы. Мы в прошлом году активно занялись формированием компетенции в части продажи гостиничных услуг. Кстати, ФПК уже выбрала нас в качестве поставщика этого сервиса для сайта РЖД.
 
— Вы продаете только российские отели?
 
— Да. В принципе, технологически могли бы продавать все направления. Но отели идут в привязке к поездке, а не как отдельный продукт. В нашем арсенале более 10 тысяч отелей и гостиниц России и стран СНГ. Мы подключены к двум крупнейшим сервисам по бронированию, а в ближайшее время начнем партнерство с третьей компанией – общепризнанным мировым лидером.
 
Помимо всего, что я сказал, мы продаем услуги страхования. Это направление довольно активное и входит в поле нашего ближайшего развития. Сейчас реализуем продажу страховых полисов на время поездки, а очень скоро предложим рынку дополнительные страховки на период поездки. Мы подписали соглашение об интеграции с тремя крупнейшими российскими страховщиками.
 
Как правило, полисы ДМС, которыми туристы сейчас пользуются, привязаны к конкретному городу, а текущий сервис страхует пассажира только на период самой поездки в транспорте. Мы подписали соглашение об интеграции с тремя крупнейшими российскими страховщиками и планируем вывести на рынок совместно с партнерами
Сервис по продаже ДМС на все время путешествия по России. Это будет уникальный инструмент. Планируем выйти с этой услугой на рынок в течение года. Вообще страховка хорошо продается – конверсия по этому продукту составляет примерно 25%.
 
— Какие еще направления развития важны для УФС?
 
— В России довольно мало аэропортов, и трансферная инфраструктура в этом сегменте развита слабо. Люди добираются до аэропорта различными способами, порой и довольно неудобными. Наша идея состоит в том, чтобы предоставить авиаперевозчику технологию, которая бы позволила предлагать пассажирам трансфер проезд на железнодорожном транспорте до города базирования аэропорта, а также трансфер между жд вокзалом и аэропортом. В первую очередь, хотим поработать в этой плоскости на территории ЦФО и в городах, где есть высокоскоростное сообщение.
 
— Сложно ли УФС работать с РЖД, ведь мобильностью этот гигант не отличается?
 
— Статичность компании может выражаться в требованиях безопасности и необходимости социальной ответственности. Эта компания в дальнем сообщении перевозит более 100 миллионов пассажиров в год, а в пригороде – около 1 миллиарда человек. Масштабы огромны! Нужно перевезти всех вовремя и безопасно. Конечно, бывают различные накладки, но это единичные случаи.
 
На самом деле РЖД сделала несколько колоссальных скачков вперед за последние годы. Вы можете представить себе нынешнюю жизнь без «Сапсана»? Что было раньше, и что есть сейчас – большая разница.
 
Кроме того, РЖД запускают двухэтажные поезда, приобрели импортные поезда, появились настоящие люксовые гостиницы на колесах. Перевозчик многое делает для увеличения скорости.
 
Другими словами, компания серьезно изменилась. Конечно, не всегда получается что-либо сделать быстро, но с железнодорожниками приятно работать. Мы же для РЖД и ФПК остаемся подопытным кроликом, на котором обкатываются различные технологии. УФС, хорошо чувствуя и зная рынок, постоянно привносит новые вещи, на внедрение которых у перевозчика просто нет времени.
 
Так, два года назад мы запустили мобильное приложение «ЖД билеты». В РЖД процедура согласования этого проекта заняла бы колоссальное время.
 
С одной стороны, мы стараемся быть для рынка компанией – представителем перевозчика: мы сертифицированы у ФПК, действуем строго по их правилам, и, работая с нами, рынок понимает, что это безопасно. С другой стороны для ФПК наше сотрудничество не менее важно, поскольку мы выполняем огромный объем работы, к которому они не готовы.
 
— Мобильные приложения сегодня есть в каждом смартфоне. Ваша компания удачно и активно внедряет в этом плане свои ресурсы. Каких новинок стоит ждать рынку и пользователям в ближайшее время?
 
— В нашем арсенале, как я говорил ранее, продукт под названием «ЖД билеты». Мы уже подготовили новый релиз этого приложения, который обеспечивает последующее обслуживание пассажиров, причем по билетам, купленным не только через наши каналы, но и на сайте РЖД. Наше приложение будет частично связано с учетной записью РЖД, поэтому пассажиру будет доступна информация обо всех его билетах и деталях поездки.
 
Кстати, по данным ФПК, много жалоб поступает от пассажиров, которые забывают распечатать маршрутный купон и считают, что можно прийти к поезду просто с паспортом, как все это делают в аэропортах. Наша технология предусматривает хранение билета в приложении. Думаем, эта новинка будет востребованной.
 
В самое ближайшее время мы планируем выпуск мобильного приложения «Еду поездом». В приложении будет содержаться вся информация инфраструктурного характера: о  платформе отправления поезда, о вокзалах, навигация по ним, данные по парковкам вблизи вокзалов и их тарифам.
 
В дальнейшем в нем появится раздел под названием «В пути», где будет предоставлен доступ к внутрипоездным порталам, содержащим новости, информацию, прокат фильмов, выход в интернет и много другое. Эта технология будет в ближайшие годы транслироваться на многие поезда. В приложении появится информация о маршруте, интересные факты, погода. То есть у пассажиров будет маленький карманный гид, интегрированный, кстати, с Apple Watch.
 
Помимо этого, мы хотим предложить рынку технологию продажи пригородных билетов по всей России. Это точно будет мобильная технология, ориентированная на прямые каналы продаж – интернет или мобильное приложение. У пассажира есть штрих-код, с помощью которого он спокойно сможет проходить на электричку. В приложении также будет содержаться актуальное расписание. Другими словами, это уход от бумаги, сокращение временных затрат на покупку билета и удобство. Мы планируем начать этот проект со Свердловской и Северо-западной пригородными компаниями.
 
Еще одна интересная тема – специализированное приложение, управляемое голосом для деловых пассажиров поезда «Сапсан». Как правило, это деловые, занятые люди, которые часто ездят одним и тем же маршрутом. Для них очень важна экономия времени, поэтому и приложение будет сверхбыстрым в управлении.
 
— Проводятся ли в УФС исследования изменения потребительского поведения? Если «да», о чем говорят их последние результаты?
 
— Одна наша бизнес единица отвечает за работу с агентствами, другая – за взаимодействие с физическими лицами. Они мониторят отзывы, которые пишут пассажиры, и смотрят на структуру поведения потребителей. Кроме того, мы в УФС используем технологию оперативных опросов, работает круглосуточная «горячая линия», которая отслеживает обращения пассажиров и агентов.
 
Результаты опросов и исследований показывают, что пассажир становится все более и более требовательным, но он плохо осведомлен о сервисах, которые есть у РЖД и ФПК. На своем сайте мы выводим информацию о контенте вокзала, будем улучшать процесс самой продажи и предоставления информации о классах обслуживания и схемах вагонов.
 
Например, человек видит стоимость билета 52 тысячи рублей на «Сапсан» и не понимает, за что ему предлагают заплатить такие деньги. На самом деле, в поезде есть переговорная, которую можно выкупить целиком, и спокойно доехать до Санкт-Петербурга, обсуждая с партнерами деловые вопросы. И таких примеров множество. Одна из наших задач – познакомить пассажира с продуктами и сервисами наших партнеров.
 
— Насколько активно, на Ваш взгляд, меняется турбизнес, и за какими компаниями будущее?
 
— Будущее за мобильными технологиями. Со своей стороны мы видим, что удачных продуктов не очень много. Выживут те, компании, которые будут вкладывать существенные инвестиции в этот сегмент.