Турагентам навязывают СРО

TravelWeekly, 26.06.2015

Накануне 22 июня в Госдуме состоялись парламентские слушания по отраслевому законопроекту. По итогам заседания заместитель председатель комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Анатолий Аксаков заявил, что рассматривается обязательное введение саморегулирования турагентской деятельности. Туристическая общественность выступает против такой инициативы.

Представители ассоциации «Союз туристических агентств» в попытке достучаться до законодателей направили открытое письмо в адрес руководства Госдумы и Совета Федерации, а также 26 июня собрали пресс-конференцию в Москве.

Вице-президент РСТ Юрий Барзыкин отметил, что введение СРО для агентств приведёт к монополизации рынка, увеличит финансовую нагрузку на бизнес и ситуацию на рынке не улучшит.

Генеральный директор сети МГП Сергей Агафонов считает, что если будет внедрено обязательное саморегулирование,  большинство турагентов будут вынуждены уйти в тень.

«Дело в том, что финансовая нагрузка на агентства заметно возрастёт (вступительный взнос, взнос в компенсационный фонд, ежемесячные платежи на содержание аппарата, проведение аудиторских проверок). Это может составить 120-150 тысяч рублей в год»,- заметил он.

По словам эксперта, за непрозрачностью рынка последуют увеличение количества мошенников, снижение поступления налогов в госбюджет, так как агенты будут скрывать деятельность и работать на дому и через интернет.      

В качестве альтернативы СРО предлагается создать реестр турагентств на базе «Турпомощи».

Эксперты также указывают, что обязательное саморегулирования в турагентской сфере противоречит законам о саморегулируемых организациях и о защите прав потребителей. Например, по словам директора юридического департамента УК «Сеть Горячие туры» Дмитрия Морозова, основанием для выплаты возмещения из компенсационного фонда саморегулируемой организации возможно только в результате неисполнения турагентом обязательств по договору о реализации турпродукта. Но согласно законопроекту, туроператор, а не турагент, несет ответственность перед потребителем за неоказание услуг по договору. Таким образом, агентский компфонд будет носить формальный характер и выплаты потребителям из него не могут быть произведены.

К тому же, закон о саморегулируемых организациях может применяться к организациям, производящим услуги, а турагент ничего не производит и является посредником.

Генеральный директор «Пегас Туристик» Анна Подгорная полагает, что идея СРО несвоевременна и сейчас точно не сработает.

«Необходимо чётко разделить ответственность туроператора и агента. Пока денежные средства не перечислены, ответственность несёт агент, после перечисления – оператор. Рынок сам себя очищает, не нужно ему мешать и загонять в серые схемы»,- добавила она.

Представители бизнеса считают, что принятые в спешке, непросчитанные и несбалансированные меры нанесут серьёзный урон турбизнесу и не обеспечат защиту потребителя.

Напомним, второе чтение отраслевого законопроекта намечено на 1 июля.