Метаморфозы рынка труда в туризме

TravelWeekly, 16.12.2015

В ближайшее время следует ожидать значительных структурных изменений в самой туриндустрии России и её кадровом сегменте. В связи с активной переориентацией турбизнеса на внутренний рынок неплохие перспективы открываются для отечественной отельной индустрии. К такому выводу пришли аналитики портала Job.ru  и Аналитического центра Hr Data, которые по заказу TRN провели исследования рынка труда в сфере туризма и отельного бизнеса, оценив  ситуацию по итогам 2015 года.

Уходящий год знаменуется сложной ситуацией на российском рынке труда, и кадровая ситуация в туристической отрасли  не стала исключением. Банкротства в туриндустрии в 2014 году, экономический кризис, снижение курса рубля, приведшие к падению спроса   населения на туристические услуги, значительно ухудшили ситуацию на отраслевом рынке труда еще в прошлом году. Однако наиболее ощутимые удары туриндустрия приняла на себя только осенью 2015 года – запреты на полеты в Египет, потеря турецкого рынка, опять же возобновившийся рост курсов валют. Так, по оценке Всероссийского союза страховщиков, число туристов, выезжающих за рубеж  в 2015 году, снизится на 40% — и это только данные, оценивающие ситуацию от потери египетского направления.                                                                                             

Предложение и спрос

На долю предложений от туристических компаний  в течение  всего 2015 года приходилось чуть менее 1% от всех вакансий рынка. В летний период в соответствии с сезонным спросом число вакансий достигало максимума (0,094% от общего спроса). Оценивая динамику спроса на персонал за второе полугодие 2015 года, аналитики фиксируют на начало декабря (0,08% от общего числа вакансий на рынке) 37% падение по сравнению с «высоким» сезоном.

Число вакансий от работодателей туристической отрасли в уходящем году ежемесячно было ниже на 5-10% в сравнении с аналогичными периодами в 2014 году. Такое, на первый взгляд, не очень большое падение объясняется тем, что активная фаза банкротств операторов туротрасли и падение курса рубля уже в первом полугодии 2014 значительно повлияли как на сам отраслевой рынок, так и на его кадровый сегмент.

Что касается конкуренции среди соискателей за рабочие места в отрасли,  летом конкурс на вакансию, как правило, ниже, чем в ноябре-декабре почти в два раза. Так, в 2014 году  «летнее» соотношение предложения и спроса  составляло 5-6 резюме на вакансию и «зимнее» —  10-12 резюме. По итогам декабря 2015 разрыв между сезонными показателями предложения и спроса увеличится до 2,5 раз.

Спрос на персонал в сегменте отельного бизнеса, как правило, вдвое выше, чем  в туротрасли.  На долю вакансий от работодателей гостиничной сферы приходится в среднем порядка 2% от всех опубликованных предложений рынка.

Сезонный фактор также оказывает влияние на динамику спроса на персонал в гостиничной сфере, но не так ярко, как в туризме. В летние месяцы число вакансий от туристических компаний  примерно в 2 раза меньше, чем от гостиниц и отелей, а к концу года этот разрыв увеличился до 3,5.

Конкуренция между соискателями в сфере гостиничного обслуживания в 1,2-1,5 раза меньше, нежели в туризме.

Зарплатные предложения работодателей 

Самыми популярными запросами на персонал в 2015 году были: менеджер по продажам, менеджер по туризму, администратор гостиницы, повар / шеф-повар, официант.
 Средние зарплатные предложения в декабре 2015г., руб.
 ГородМенеджер по туризмуМенеджер по продажам
(гостиничные услуги)Администратор гостиницыПоварШеф-поварМосква48 00052 00030 00035 00070 000Санкт-Петербург37 92041 08023 70027 65055 300Новосибирск31 20033 80019 50022 75045 500Екатеринбург32 16034 84020 10023 45046 900Нижний Новгород28 80031 20018 00021 00042 000Казань27 36029 64017 10019 95039 900Самара29 76032 24018 60021 70043 400Челябинск29 76032 24018 60021 70043 400Ростов-на-Дону30 72033 28019 20022 40044 800Уфа29 76032 24018 60021 70043 400Красноярск30 72033 28019 20022 40044 800 
Динамика предложений в 2015 году

В целом по рынку труда зарплатные предложения работодателей находятся на том же уровне, что и год назад. Отрицательная динамика свидетельствует об увеличении доли вакансий для менее квалифицированного персонала (официанты, горничные). Положительная динамика свидетельствует об изменении спроса в пользу вакансий по менеджерским позициям.
 ГородСредние зарплатные предложения по сфере туризма и отельного бизнеса,
декабрь 2014, руб.Средние зарплатные предложения по сфере туризма и отельного бизнеса,
декабрь 2015, руб.Рост / падение,
 %Москва32 10034 4007,2Санкт-Петербург26 90028 9007,4Новосибирск29 70028 500-4,0Екатеринбург23 80025 3006,3Нижний Новгород22 10024 30010,0Казань20 80021 5003,4Самара28 70027 300-4,9Челябинск27 60026 300-4,7Ростов-на-Дону27 40027 2007,2Уфа23 50024 8007,4Красноярск28 20027 300-3,2 
Прогнозы на 2016 год

По оценкам аналитиков Job.ru  и Центра Hr Data, множество событий, протекающих в последнее время в политической плоскости и бьющие  «молотом» по туриндустрии, принесут немало сложностей участникам рынка в следующем году. Тем, кто успешно сможет переориентироваться на новые направления, активно осваивать внутренний рынок, возможно, удастся избежать сокращений персонала внутри компаний.

Рынок труда в отельном сегменте представляется в этом отношении более устойчивым, поскольку спрос на внутренний туризм будет увеличиваться, в этом случае можно ожидать увеличения числа вакансий для новых сотрудников.