Рынок ОТА в ближайшее время вырастет на 25%

TravelWeekly, 07.04.2016

Прошедший 2015 год стал весьма непростым для туристической индустрии — выездной турпоток снизился на 30%, в ряде направлений — на 50%. Возросший спрос на внутренний туризм не компенсировал падения, впрочем, как и увеличившийся на 13% въездной поток. Надежды на то, что в 2015 году индустрия увидит «дно», не оправдались – оно все еще впереди, считают эксперты… 
 
В первую очередь, в текущей ситуации пострадал «традиционный» сектор рынка –туроператоры и турагентства, которые по большей части специализировались именно на зарубежных массовых направлениях. Естественно, кризис коснулся и онлайн-трэвел игроков. Алексей Дорош, директор компании «Связной Трэвел», рассказал TRN об основных трендах на рынке ОТА.
 
— Алексей, насколько пострадали ОТА в сложившейся ситуации?
 
— Кризис сказался на ОТА значительно меньше по сравнению с традиционными турагентствами, хотя стабильность зависит не столько от сегмента рынка, где работает компания, сколько от ее усилий по диверсификации бизнеса и разумного подхода к затратам. Но недоступность самых популярных «пакетных» направлений сильно подкосила турагентства, а ОТА даже в каком-то смысле поддержало.
 
Многие «традиционные» туристы отправились в онлайн попробовать самостоятельные путешествия. В результате за последний год часть рынка перешла к ОТА, и, по нашим прогнозам, этот рынок вырастет ещё на 25% (к 2015) в ближайшие 2-2,5 года. 
 
В то же время среди ОТА исторически было множество игроков, которые ориентировались и на внутренний, и на выездной туризм, да и в продажах зарубежных путешествий предоставляли клиентам максимальный выбор направлений. Этим наш сектор рынка выгодно отличается от туроператорского – у них была ярко выражена ориентация на определенные направления – к примеру, кто-то специализировался на Турции, что и дестабилизировало их в определенный момент. 
 
— А как сказался на ОТА рост интереса к внутреннему туризму?  
 
— Диверсификация бизнеса у ОТА, особенно если она набирала обороты в последние 3-4 года, позволила относительно спокойно пережить падение зарубежного потока. У ОТА уже была наработанная база клиентов, которые в какой-то момент стали с их помощью летать, скажем, не в Индонезию и Италию, а в Грузию, Болгарию и Калининград. Ещё в докризисную пору «Связной Трэвел», например, продавал 70-80% авиабилетов на рейсы внутри России или СНГ. Сейчас доля путешественников, которые выбирают внутренний туризм, подбирается к 90%.
 
— Но все-таки какие-то негативные перемены рынок ОАО претерпел на фоне кризиса?  
 
— Как я уже сказал, ОТА пострадали от кризиса меньше, чем «традиционные» игроки, но на этом рынке тоже произошли изменения, которые заставили игроков менять стратегии. Во-первых, с рынка ушли практически все инвесторы, – теперь компании могут рассчитывать только на собственные средства. Рост оборота за счет демпинга также стал бесполезным занятием, потому что первым приоритетом стала прибыльность. 
 
Наконец, с 1 января 2016 года большинство крупных авиакомпаний отменили для агентов комиссии за продажу билетов внутри России – это практически лишило ОТА возможности зарабатывать на внутренних перелетах и заставило их искать другие способы обеспечивать свою рентабельность. 
 
— Каким образом должны дальше действовать участники этого рынка, чтобы остаться наплаву?  
 
— Сейчас активно развивается онлайн канал, но преимуществом будет мультиканальный сервис. Нужно грамотно сочетать онлайн и офлайн продажи. Специфика российского рынка такова, что пока невозможно перевести абсолютно все операции в интернет. По статистике PayPal, 24% клиентов выбирают и оплачивают авиабилеты исключительно офлайн, 13% — выбирают в Интернете, но покупают в традиционной точке продаж, еще 12% заказывают онлайн, но оплачивают не через Интернет. Итого 49% покупателей нуждаются в сервисе офлайн. Если вас в этом канале нет, значит, вы работаете не со 100% вашей аудитории, а только с 51%.  А для «традиционных» туристов, которые вынужденно ушли от туроператоров и готовы прийти к вам, наличие у вас реального офиса – это подтверждение надежности компании и место, куда можно обратиться за консультацией или решением проблемы.  
 
В то же время в любом канале нужно развивать технологичные способы продаж, чтобы повышать рентабельность. В оффлайне это могут быть электронные каталоги, в онлайне агрессивно растут продажи с мобильных устройств. В «Связном Трэвел» в 2015 году мы запустили мобильную версию сайта и сделали большой акцент на развитие мобильного приложения. Последнее приносит уже 20% продаж билетов в онлайн канале. 
 
Ставку в 2016 и 2017 годах нужно будет сделать на уже имеющуюся у компаний аудиторию лояльных клиентов и стимулировать ее делать повторные покупки. Привлечение новых покупателей на сжимающемся рынке – очень затратно с финансовой точки зрения и несоизмеримо с доходами от единичного контакта с клиентом. Лояльные клиенты не стремятся сэкономить несколько процентов от стоимости билета – им важнее ваша надежность и возможность приобрести дополнительные услуги, чтобы путешествовать с комфортом. Однако, те, кто делает повторные покупки, прежде всего, ценят высокое качество сервиса. Поэтому в 2016 и 2017 годах всем игрокам предстоит большая работа – чтобы соответствовать ожиданиям клиентов, нужно постоянно предлагать им новые решения, мгновенно решать любые проблемы и предлагать новые услуги.