Новый тренд: туристы начали возвращаться из интернета в офлайн турагентства

TravelWeekly, 10.05.2016

Предсказания о полном уходе туристов в «онлайн» пока не соответствуют реальности. По крайней мере, в «развивающихся странах», в число которых оценщики Financial Times включили, например, Китай – один из основных генераторов турпотока в мире. В России, по оценкам экспертов агентского рынка, также бурный рост интернет-продаж в последнее время замедлился, и скорее всего, баланс между онлайн и офлайн продажами стабилизировался. Причиной этому стало усиливающееся недоверие туристов к «онлайну», вызванное, в первую очередь, легкостью мошенничества в интернете, а также человеческий фактор. Впрочем, дальнейшая тенденция будет зависеть от политики самих турагентств.

В исследовании Financial Times принимали участие 6.5 тысячи потенциальных туристов из шести стран Латинской Америки и 1’318 граждан Китая. Оно показало, что число туристов, заказывающих туры в обычных турагентствах, выросло в этом году на 3.4% по сравнению с 2015 годом. Основными причинами возврата туристов в турагентства в исследовании названы недоверие к онлайновым платежным системам, а также ограничения в возможностях использования банковских и кредитных услуг при онлайн покупках. В Китае ситуацию для интернет-торговли путевками усугубило то, что онлайн-туроператоры понесли репутационные риски из-за распространившихся случаев продажи недействительных и фиктивных авиабилетов.

Для России, по данным экспертов турагентского рынка, этот фактор также существенен. «Интернет, к сожалению, предоставляет почву для злоупотреблений. Например, неоднократно возникают различные подставные сайты, иногда даже сайты-дублеры реально существующих турфирм, где туристы отправляют деньги «в никуда», а средства исчезают», — рассказал корреспонденту инфогруппы «ТУРПРОМ» Андрей Гаврилов, президент Альянса Туристических Агентств (АТА). Вторым, по его словам, основанием для успешного выживания классических офлайновых турагентств, станет человеческий фактор. «Организованный туризм – это в первую очередь общение, консультационные услуги, ведь сама «психология потребителя» рассчитана на общение с профессионалами, а это на руку офлайн-агентствам», — отметил Андрей Гаврилов.

В итоге, по его словам, Россия также находится в русле данной тенденции – «пик» ухода туристов в интернет и соответственно активного развития онлайн-сегмента как непосредственно в турбизнесе, так и у конкурентов – отельных и тикитинговых агрегаторов — пройден, все варианты такого бизнеса уже нашли «своего потребителя». «Общая тенденция в том, что резких скачков в этом и в следующем году не будет, резкие скачки интереса к онлайн-продажам уже произошли. Динамика роста продаж вернется в свои размеры: в прошлом году мы отмечали прирост в 7-10% в пользу онлайна, в этом году, скорее всего, такого уже не будет, ситуация постепенно возвращается на докризисный уровень», — отметил Андрей Гаврилов.

Впрочем, представителей турагентского бизнеса эксперт призвал «не расслабляться». «Во многом возвращение клиента будет зависеть от того, как будут работать офлайн-агентства, насколько смогут ли они работать консультационно-информационными центрами, как они будут обеспечивать туристам дополнительные услуги, предоставлять гарантии. Тот, кто сможет предложить туристам в первую очередь больше гарантий надежности, а также больше возможностей в информационном и сервисном плане – тот в итоге и выиграет на рынке», — резюмировал Андрей Гаврилов.