Кронштадт. Док-канал им. Петра I Великого

TravelWeekly, 25.06.2016

Изучая жизнеописания Андрея Константиновича Нартова, я дошел до его участия в строительстве Петровского канала и шлюзовых ворот Петровского дока.Вот как звучит описание Петровского дока в относительно официальном изложении:Лично Пётр I создал проект первого русского сухого дока. Идея была заводить суда в каналы, запирать их там шлюзами, а воду спускать в глубокий овраг, выкопанный в глубине острова. Так можно было обходиться без насоса, но требовалось множество рабочих рук. Грандиозные земляные работы начались в 1724, а закончились только в 1752. Запирание шлюзов, постановка судов на ремонт всё делалось без машин, вручную, огромным количеством людей.(Википедия)а также на популярных ресурсах интернета:В 1732 году, при царевне Анне Иоановне, была сформирована комиссия во главе с генерал-майором И. фон Люберасом для осмотра канала. И. фон Люберас предложил расширить и углубить доковый бассейн, чтобы слив воды из доков происходил быстрее. Работы начались. Стены канала выкладывали из тёсанного камня. Но, строительство, которое инженер планировал завершить за три года, растянулось ещё на 15 лет. Канал открыли 30 июля 1752 года в присутствии императрицы Елизаветы Петровны, она сама запустила шлюзовые механизмы. Трижды грянул салют из 1331 орудия стоящей в гаванях эскадры. Генерал-майор И. фон Люберас был награждён орденом Св. Андрея Первозванного. Уникальное гидротехническое сооружение протянулось на 2,24 километра. В нём могло ремонтироваться одновременно до 10 больших судов. Для середины XVIII века это было грандиозное сооружение!Мемориальная табличкаВорота петровского докаВот фотографии дока, размещенные на различных интернет-ресурсах.__________________________________________________________________В процессе разглядывания фотографий у меня возникло некоторое недоумение.Вот, что об этом сооружении свидетельствуют официальные лица того времени и участники строительства док-канала:1) Решение Сенаторской комиссии от 1746 года, по результатам совещания с мастерами и руководством строительства:Канторѣ кронштатскихъ строеній велѣть помянутымъ мастерамъ по наставленію ево совѣтника Нартова, онымъ пятникамъ и подпятникамъ съ наилутчимъ укрѣпленіемъ, какъ ужѣ они по искуству своему въ томъ согласились, задѣлать мадели и отослать въ артилерійскую канцелярію, гдѣ и оной Нартовъ по механическимъ искуствамъ присудствіе имѣетъ. И по темъ маделямъ оные при той артилеріи подъ смотрѣніемъ ево, Нартова, вдѣлать изъ казенной мѣди, употребляя въ ту мѣдь компазицію по ево, Нартова, искуству съ крѣпкимъ осмотреніемъ, и наблюденіемъ, дабы оные въ наилутчемъ укрѣпленіи и твердости въ тѣхъ шлюзахъ, яко весьма въ важныхъ во всёмъ того канала мѣстахъ, безъ всякаго впредь къ поврежденію опасенія служить могли.2) Описание работ по устройству шлюзовых ворот:На специально подготовленных огромных глыбах дикого камня стояли подпятники. Они, как и пятники, были изготовлены ис зеленой меди (латунь). На пятниках укрепили перья или стрелы, зделанные ис красной меди (томпак). Из такой же меди приготовили мощные болты с гайками. На пятниках стояли вращающиеся вместе с ними вереяльные, или вериалные, столбы. Каждый такой вращающийся деревянный столб держал одно полотно шлюзовых ворот. Столб был жестко соединен с пятником стрелой и болтами с гайками. Кроме того, для укрепления сопряжения пропустили через стрелу пятника железные штыри с винтовой нарезкой. От основания вращающегося столба шел нижний горизонтальный брус полотна шлюзовых ворот (рекальц). Он был жестко соединен стрелой и болтами с пятником.Через пятник проходил массивный шип, закрепленный конец которого ходил в углублении подпятника. Вращающиеся столбы, поддерживающие шлюзовые ворота, были тщательно пришлифованы к вертикальным продольным гнездам, чтобы не могла протечь вода. Верхний конец вращающегося столба шлюзовых ворот удерживали, прижимая его к продольному гнезду, специальные опоры – галзбанты, имевшие перья с клиньями, закладывавшиеся в каменную стену шлюза. Полотна шлюзовых ворот, укрепленные на вращающихся столбах, снизу поддерживались в свободной частикаменными катками, ходившими по дугообразным железным полосам – роллеэрсы, по которым шлюзные полотна на каменных катках ход свой имеют.3) из Материалов для истории строительного дела:- произведенные работы на 1751 год:- описание канала, шлюзных ворот и упоминание использования машин:4) из Материалов для истории русского флота:Согласно приведенным выше описаниям, на момент открытия дока имелись:- деревянная облицовка сухого дока (кроме мест крепления шлюзных ворот)(причем, управляющий каналом принял все необходимые меры, чтобы не допустить пожара в доке)- деревянные столбы и ворота(кстати, в описании и на планах XVIII века – ворота тройные)Также в описании имеются:- латунные пятниковые петли- каменные опорные роликиПодведу итог.По современному виду и описанию канала разночтений нет. А вотсухой док вызвал вопросы.Документальное описание шлюзных ворот и дока, на момент открытия в 1752 году, не соответствует современной действительности, которую описывают популярные интернет-источники и которая подтверждается фотографиями.Когда и как выполнялись работы в Петровском доке, приведшие его в наблюдаемый сегодня вид?Источник:cont.ws

Источник

Материалы по теме