В небе свободно

TravelWeekly, 30.06.2016

Статистика майских авиаперевозок показала, что отечественные курорты так и не смогли полностью заменить российским туристам Турцию и Египет. Авиакомпании РФ продемонстрировали в прошлом месяце беспрецедентный спад пассажиропотока на 14,3%, а международные линии лишились каждого третьего пассажира. Эксперты и участники рынка не уверены, что возобновление туристических перевозок в Турцию глобально изменит картину в отрасли, страдающей от снижения платежеспособного спроса.Росавиация зафиксировала в мае беспрецедентный спад авиаперевозок на 14,3%, до 6,89млн человек. Рекорд обеспечил спад международных перевозок в мае они упали на 32,9%, до 2,49млн пассажиров, рост пассажиропотока на внутренних рейсах был символическим 1,6%, до 4,4млн человек (см. также Онлайн). Росавиация фиксирует и спад пассажирооборота в мае на 16,3% (на международных направлениях снижение 26,4%, на внутренних— 2,2%), что говорит о том, что пассажиры летают на более короткие расстояния. Процент занятости пассажирских кресел сократился в мае год к году на 1,6 процентного пункта. Всего за пять месяцев с начала года пассажиропоток упал на 6,5%, до 29,4млн человек, пассажирооборот на 10,5%, до 71млрд пассажирокилометров.При этом лидеры рынка продолжают наращивать свои показатели. По итогам января—мая пять крупнейших авиакомпаний увеличили пассажиропоток минимум на 10% (максимальный рост на 18,9%, до 3,37млн человек, у Сибири). Уральские авиалинии перевезли на 17% больше пассажиров 1,97млн человек, на 13,6% вырос пассажиропоток Аэрофлота (10,9млн человек), на 11,4% Ютэйра (2,1млн), на 10,5% России (2,07млн). Максимальный рост Росавиация фиксирует у Комиавиатранса (141,9%, 73,7тыс. пассажиров), Победы (95,4%, 1,6 млн человек), КрасАвиа (61,6%, 78,6 тыс. человек). Самое заметное снижение наблюдалось у ориентированного на чартеры Северного ветра (на 51,5%, до 358,9тыс. пассажиров), Ай Флай (на 44,2%, до 95,9тыс. человек).Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимир Тасун пояснил Ъ столь резкое падение перевозок тем, что не произошло традиционного для летнего сезона открытия двух основных туристических направлений Турции и Египта. В целом, по его словам, результат отрасли к середине года неутешителен: на международных линиях пассажиропоток упал на 3,5млн человек, прирост на внутренних составил 1,5млн человек, и рынок лишился 2млн пассажиров. Но в Аэрофлоте говорят, что по итогам года компания также прогнозирует рост пассажиропотока. В S7 Ъ сообщили, что рост перевозок обусловлен открытием новых направлений и пополнением парка, что позволило добавить новые рейсы на востребованных направлениях из Москвы и Новосибирска.Опрошенные Ъ эксперты и участники рынка соглашаются, что одной из основных причин снижения показателей стал запрет на чартеры в Турцию и полеты в Египет. Хотя вчера переговоры президентов РФ и Турции Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана дали шанс на восстановление полетов (см. также стр.1 и 6), собеседники Ъ не уверены в масштабе этого эффекта. По мнению одного из источников Ъ, даже если откроют турпоток в Турцию, в лучшем случае к концу года спад пассажиропотока составит 3-4%, возможно, отрасль выйдет на уровень 2015 года. Собеседник Ъ также отмечает, что в прошлом году рост внутренних перевозок был искусственным за счет вхождения Крыма в состав России.Очевидно, что полностью заместить турецкий и египетский пассажиропотоки за счет внутренних направлений не получится, считает господин Тасун, с одной стороны, продолжает падать покупательная способность населения, с другой отдельные слои путешественников в принципе не устраивают внутрироссийские варианты отдыха. Люди все меньше тратят на путешествия, деловая активность падает, а часть пассажиров, выбиравшая курорты Турции и Египта, не переориентировала спрос, а осталась на даче и на диване, добавляет независимый авиаэксперт Андрей Крамаренко. Эффект от открытия турпотока в Турцию будет заметен к концу третьего квартала, считает он, в сентябре пассажиропоток начнет постепенно восстанавливаться.Владимир Тасун не ждет улучшения на рынке авиаперевозок. Он напоминает, что одна из основных составляющих затрат авиакомпаний лизинг, номинированный в валюте, эта плата выросла вдвое, и поэтому тарифы на авиабилеты продолжат расти. Он считает единственной эффективной мерой удержания рынка от стагнации или падения обнуление НДС на внутренних линиях.Источник:kommersant.ru