Обитаемый остров архитектора Никольского: история футбольного долгостроя

TravelWeekly, 01.07.2016

История строительства в Санкт-Петербурге стадиона Крестовский длится уже12 лет. Футбольная арена, которая по замыслу японского архитектора КисёКуракава должна напоминать огромный космический корабль, давно обросла злымисмешками. Она трижды меняла название, не менее шести раз переносились сроки еезапуска, а количество потраченных на нее денег стремится к абсолютномумировому рекорду.Предшественник Крестовского стадион имени Кирова строился не менее трудно, но тогда его архитектору было совсем не до смеха.Вскоре после войны Александр Сергеевич Никольский, архитектор, академик,переживший блокаду Ленинграда, приехал в побежденный Берлин. Никольскомушел уже 62-й год, и он хотел своими глазами увидеть Олимпийский стадион самоевеличественное спортивное сооружение довоенного мира. Для этого ему нужнобыло перейти из советской зоны оккупации в союзническую: западно-берлинскийокруг Шарлоттенбург-Вильмерсдорф, где находился стадион, контролировалибританцы. На контрольно-пропускном пункте его грубо остановил английскийофицер. Никольский достал из кармана удостоверение почетного члена-корреспондента Королевского института Британских архитекторов, полученное имв 1936 году. Офицер вытянулся по стойке смирно.Крестовский остров к тем годам был довольно пустынен, значительная его частьпринадлежала лесу и болотам, а западную стрелку, где Никольский запланировалпостроить стадион, затапливало при самом легком наводнении. Выбранный имучасток являлся непригодным для строительства, и в 1933 году начались работыпо его осушению, с подъемом уровня земли на 2 метра. Никольский придумалтехнологически сложный, авангардный стадион: футбольное поле окружалосьвысоким насыпным холмом, внутренние склоны которого служили трибунами, авнешние покрывались системой лестниц и пандусов по всей окружности (цитируюпревосходную книгу Дмитрия Козлова Остров имени Никольского), с венчающейтрибуны галереей и входной площадью, окруженной шестнадцатью башнями.Изумительной красоты верхняя галерея при этом служила надежной защитой отдождя и пронизывающих морских ветров.Конструктивистский по своему решению, внешне стадион представлял вольнуюимпровизацию Никольского на тему итальянской архитектуры средневековья ираннего Возрождения. Аркады, открытые галереи, дворики-патио, своеобразныйрастительный орнамент (снова Дмитрий Козлов). Никольский шел в ногу современем к середине 1930-х конструктивизм, принесший мировую славу советскойархитектуре, окончательно проиграл идее возвращения к классическомупрошлому. Менялась эпоха, рождался большой сталинский стиль.Первый секретарь Ленинградского обкома ВКП(б) Сергей Миронович КировФото Фотохроника ТАСССтроительные работы начались в 1934-м одновременно с Олимпийским стадиономв Берлине, спроектированным архитектором Вернером Мархом на 86 000 зрителей.В декабре того же года убили Сергея Мироновича Кирова, первого секретаряЛенинградского обкома: райский сад, разбитый на трех островах, был его любимойидеей.В 1936-м на новом стадионе в Берлине Адольф Гитлер открыл Олимпийские игры, ана Крестовском острове только заложили фундамент. Мастерская Никольскогопредставила Ленсовету первую смету строительства на почти 25 млнрублей. В 1937-м проект был принят, с детализацией по этапам. На 92 гадолжны были расположиться стадион и пристань (68 млн рублей). На 197 га парк (45 млн). Еще 41 млн нужен был для строительства окружающих стадионзданий. Например, яслей на 300 человек, где пришедшие на футбол семьи могли быоставить своих детей.Пока шло строительство стадиона (медленно), Никольский продолжалпроектировать свой обитаемый остров, делая сотни рисунков спортивныеплощадки по разным видам спорта, теннисные корты, тир, полоса препятствий, яхт-клуб и водный клуб на искусственных островах, гребной канал, аттракционы,летний музыкально-драматический театр, гидропарк, зелено-водный театрмассовых действий на 12 000 сидячих мест.Проект на ходу менялся поуказаниям нового партийного начальства Ленинграда, видоизменялся, уступаяновым фантазиям Никольского, и требовал все новых денег.Кроме всего прочего, наКрестовском острове требовалось возвести с нуля всю инфраструктуру дороги, электросети, трубы.Открытие стадиона им. С.М. Кирова. На снимке: автор проекта Александр Никольский среди спортсменов.Фото Интерпресс / PhotoXPressСогласовывая очередное удорожания проекта, Никольский писал: В отличие откапиталистических парков народных увеселений, призванных обилиеммалокультурных развлечений отрывать посетителей от суровой социальнойдействительности и классовой борьбы, советские парки … ставят своей цельюповышение политической активности трудящихся, воспитание бодрого, здорового ижизнерадостного поколения свободных граждан социалистической страны.24 апреля 1941 года он был отстранен от проекта, но даже в блокадном Ленинградепродолжал рисовать картины идеального парка.5 сентября 1944 года в Мадриде прошла выставка макетов и проектов новогостадиона, возводимого по инициативе и на деньги президента Реала СантьягоБернабеу. Нуэво Чамартин (сейчас он известен всему миру по имени своегосоздателя), рассчитанный на 75 145 зрителей, будет построен к декабрю 1947-го иворвется в большую европейскую тройку стадионов наряду с Олимпийскимстадионом Берлина и лондонским Уэмбли.В марте 1946-го Никольского вернули к работе над стадионом и парком имениКирова. После поездки в Берлин и тщательного изучения работы Вернера Марха иАльберта Шпеера, он внес изменения в проект, но главная переделка случилась вдругом. Вместо физкультурно-оздоровительного и развлекательного островапартия и правительство решили создать на Крестовском Парк Победы надфашизмом, место торжества и скорби. Большинство задуманных Никольскимобъектов так и не будут никогда построены.Это пример трагедии не толькоглавного автора проекта Никольского, но и всей ленинградской и советскойархитектуры, писал историк архитектуры Юрий Курбатов.Стадион сильно пострадал во время войны, и Совет министров СССР принялрешение пересмотреть генеральные сметы стадионов им. Кирова в г. Ленинграде,им. Хрущева в г. Киеве и стадиона в г. Витебске с учетом расходов, связанных сликвидацией повреждений, причиненных строительству военными действиями.На строительство парка и стадиона бросили огромные силы всего города студенты, рабочие, красноармейцы и краснофлотцы провели здесь сотни тысяч трудо-часов, но и этих героических усилий не хватало. 14 июня 1947 года зампредправительства Николай Вознесенский (его расстреляют в 1950-м в ходеленинградского дела) выделит дополнительные 2 млн рублей. Через полгода Климент Ворошилов добавит еще миллион.Стадион имени Сергея Мироновича Кирова.Фото Никитин / РИА НовостиВ июне 1950-го в Рио-де-Жанейро откроется Маракана самый грандиозныйстадион всех времен и народов, способный вместить 200 000 человек. 30 июля тогоже года Зенит сыграет первый матч на Кирова, который увидит почти 100 000ленинградцев.Александр Никольский продолжит работу над парком до последнего дня своейжизни. Он скончается 16 июля 1953 года в возрасте 69 лет.Его постройки 1920-х и 1930-х редки в современном Санкт-Петербурге. А главную его работу, дело жизни стадион имени Кирова началисносить в 2006-м году. Архитектор нового стадиона на Крестовском острове КисёКурокава с уважением отнесся к проекту предшественника, предлагая реализоватьнекоторые идеи Никольского: галереи, спуски с холма, террасы. Но японскийархитектор, к сожалению, скончался в 2007 году, а проект попал на переделку котечественным проектировщикам (еще одна цитата из книги Козлова Островимени Никольского). Наши специалисты и строители столкнулись стехнологическими, финансовыми и организационными проблемами, которые струдом решают до сих пор.Фото предоставлено пресс-службой Зенит6 июля 2006 года питерский Зенит должен был играть матч чемпионата Россиипротив московского Динамо. Новый газон для стадиона Петровскийзадерживался, динамовцы отказались переносить игру, и тогдашний президентЗенита Сергей Фурсенко перенес матч (а других вариантов и не оставалось) наКирова. Матч был объявлен как день прощания со старым стадионом. Строителиуже приступили к его разбору, но часть трибун была еще пригодна для зрителей. ВЗените не ожидали аншлага, однако все билеты разлетелись мгновенно. Кто мог,запускал все свои тесные питерские связи, чтобы попасть на футбол. Перед игроймой приятель встречался с друзьями, чтобы поделиться с ними билетами.Маленькая седенькая старушка стояла на главной парадной лестнице, там, где позамыслу Никольского, должна была возвышаться центральная башня. Она искалалишний билетик. Мальчик, обратилась она к приятелю, я этот стадион строила.Хочу теперь с ним проститься.Лучшее творение Александра Никольского, а некоторые архитектурные критики называют его самым красивым футбольным стадионом в мире, вскоре пересталосуществовать.Документы из Государственного архива Российской Федерации. Фонд 7576,опись 1, дело 572. Распоряжения Совета Министров СССР (копии). 21 января 31 декабря 1947Источник:forbes.ru