Парадный въезд: каким задумывали Новый Арбат в СССР

TravelWeekly, 14.07.2016

Летом 2016 года началась реконструкция тротуаров и пешеходного бульвара Нового Арбата. Одновременно идут работы по очистке потускневшей за десятилетия облицовочной плитки навесных панелей высоток, построенных в 19631967 годах и ставших для кого-то символом столицы, а для кого-то вставной челюстью старой Москвы. Этот проспект до сих пор неоднозначно воспринимается как горожанами, так и гостями столицы, хотя с момента его строительства прошло 50 лет.Идея строительства нового западного радиуса возникла еще в начале 1930-х годов до Генерального плана реконструкции и развития Москвы 1935 года. В 1931 году архитектор Константин Мельников представил проект реконструкции Арбатской площади, но она касалась преобразования транспортной схемы и создания нового квартала между современными Знаменкой и Воздвиженкой, а также возведения нового здания-ворот со стороны старого Арбата. В это же время началась реконструкция Воздвиженки появилось асфальтовое покрытие, демонтировались трамвайные пути, расширялась проезжая часть за счет уменьшения тротуаров, строилась библиотека имени Ленина. Именно в те годы по улицам Коминтерна (так переименовали Воздвиженку) и Арбату началось движение правительственных кортежей в загородные резиденции на Можайском и Рублево-Успенском шоссе. Да и значение западного радиуса возросло в связи с проектом строительства Минского шоссе. Арбатская площадь в Москве до реконструкции, 1932 год Фото: Репродукция Фотохроники ТАССПервые проекты магистрали появились в публикации 12-го номера журнала Архитектура СССР в 1934 году с вариантом спрямления от Арбатской площади до площади Дорогомиловской Заставы. Раньше, чтобы проехать этот путь, надо было двигаться по Арбату, далее по Смоленской улице, Бородинскому мосту и затем по Большой Дорогомиловской улице. Спрямление ненамного сокращало путь, но давало возможность сделать въезд в город более парадным. Место нынешнего Нового Арбата на карте 1853 года. Треугольник в центре Собачья площадка Фото: Атлас столичного города Москвы, составленный А. Хотевым. Репринтное издание 18521853 гг. СПб.: Альфарет, 2008Проблема заключалась в том, что это спрямление надо было сделать: расчистить часть старого района Дорогомилово, выстроить новый мост через Москву-реку и пробить трассу между Большой и Малой Молчановками, Арбатом, где в то время была плотная застройка и густая сеть переулков, улиц и даже существовала небольшая площадь, которая именовалась Собачьей площадкой. В статье, опубликованной в 1934-м году, отмечалось: Наиболее узким местом магистрали является Арбатская улица, не дающая возможности, вследствие интенсивной капитальной застройки, дальнейшего уширения. Между тем, общая ширина улицы в 32 м будет недостаточной для организации нормального движения в ближайшем будущем. Поэтому на ряду с реконструкцией Старого Арбата разработан проект разбивки Нового Арбата от Арбатской площади через жилой массив, Собачью площадку, Кречетниковский переулок и Б. Новинский переулок и далее через запроектированный Новоарбатский мост с выходом на Дорогомиловскую площадь. Общая ширина этой новой магистрали в различных отрезках колеблется от 45 до 80 м. Она рассчитана на организацию движения всех видов транспорта. Основные потоки со Старого Арбата будут перенесены на Новый Арбат. Вид на Новоарбатский мост и гостиницу Украина, 1963 год Фото: Фотохроника ТАССВ этой же статье публикуется первый проект трассы с весьма схематичной застройкой. Однако в конце 1930-х годов появляется проект архитектора Сергея Чернышева, по которому фронтальная монументальная застройка чередуется с повышенными корпусами. Видимо, идею подхватил архитектор Зиновий Розенфельд, в то же время осуществлявший застройку Можайского шоссе от площади Дорогомиловской заставы (проект был завершен только после Великой Отечественной войны). Но из-за сложной реализации плана реконструкции Москвы проект магистрали от Арбатской площади до Дорогомиловской заставы так и не был реализован. Лишь на Новинском бульваре появился монументальный дом с башней по проекту архитекторов Льва Талалая и Андрея Дзержковича, а на Смоленской набережной угловой жилой дом по проекту Алексея Щусева. Комплекс зданий на едином стилобате на улице Сергельгатан в Стокгольме.Фото: appalachianview / DepositphotosВ послевоенный период был расчищен участок от улицы Чайковского (так тогда именовался Новинский бульвар) до Смоленской набережной. В 1957 году построен Новоарбатский мост, чей декор сильно пострадал в результате кампании по борьбе с архитектурными излишествами. Именно в этот период бывший министр строительства СССР Николай Дыгай, который в 1961 году стал председателем Мосгорисполкома, предложил Алексею Косыгину и Никите Хрущеву идею прокладки новой магистрали от улицы Калинина (так стала называться в 1946 году улица Коминтерна) до Садового кольца. Проект поручали молодым архитекторам Михаилу Посохину, Ашоту Мдоянцу, Глебу Макаревичу, Борису Тхору и Шагену Айрапетову. Посохин и Мдоянц к тому времени уже создали высотное здание на площади Восстания, а в середине 1950-х работали над созданием экспериментальных серий жилых домов с унифицированными железобетонными изделиями. Именно они и предложили использовать в проекте типовые унифицированные элементы. К этому времени за рубежом уже в 1950-х годах разрабатывались различные проекты реконструкций городов, поврежденных в ходе Второй мировой войны, а в Стокгольме начал реализовываться проект строительства высоток с единым стилобатом на улице Сергельгатан вместо исторической застройки второй половины XIX начала XX века. Кстати, именно Сергельгатан можно назвать родственницей Нового Арбата в плане архитектурной идеи. Но вот сам проект московского проспекта до своей реализации претерпел некоторые изменения.Из ранних публикаций в архитектурных журналах Москвы и СССР видно, что проект касался лишь участка от улицы Воровского (так в то время именовалась Поварская) до Садового кольца. При этом проект четной стороны неоднократно менялся от продолговатых, выставленных вдоль улицы шести-семиэтажных корпусов до торцевых построек той же этажности с расположенными между ними стеклянными торговыми павильонами. Очевидно, что архитекторы пытались тем самым вписать четную сторону будущего проспекта в существующую среду. Правда в этом проекте уничтожалась церковь Симеона Столпника, вместо нее предполагалось выстроить здание кинотеатра. Вид на центральный район Гаваны Ведадо и FOCSA Building.Фото: Анатолий Рухадзе /Фотохроника ТАССТакже в фор-проектах (документальное обоснование концепции, с указанием структуры и сроков выполнения необходимых работ) менялось решение нечетной стороны идея четырех высотных зданий-книжек осталась, а вот их постановка была иной: в первом варианте они располагались отдельно без единого стилобата, между ними предполагалось разместить отдельно стоящие торговые центры; в последующем варианте возникла идея единого стилобата, но сами здания были выгнуты в обратную сторону обложками на сторону проспекта, а не наоборот, как сейчас. Кстати, окончательный облик книжек был очень близок к архитектурному решению высотного FOCSA Building в Гаване, построенному в 1956 году по проекту Эрнесто Сампера. Именно эту постройку часто сравнивают с московскими высотками на Новом Арбате. Проект проспекта Калинина, 1961 год.Фото: Журнал Строительство и архитектура МосквыК 1962 году окончательный проект был сделан и представлен Никите Хрущеву. Реализация проекта началась 1963-м с прокладки проезжей части. Проект проспекта Калинина, 1962 год Фото: Журнал Строительство и архитектура МосквыПравая сторона согласно окончательному проекту приобрела совершенно иное решение: пять высотных жилых домов с первыми двумя нежилыми этажами, в которых предполагались объекты торговли, общественного питания и бытовых услуг; между домами разместили здание кинотеатра Октябрь и два магазина Дом книги и Московский хлеб, сохранив между второй, третьей и четвертой башнями ряд старых многоквартирных домов предреволюционной постройки. На этой стороне реставрировалась бывшая церковь Симеона Столпника, которая должна была контрастировать с новой застройкой будущего проспекта. Начинался проспект со здания центра связи. Проект проспекта Калинина, 1962 год Фото: Журнал Строительство и архитектура МосквыПротивоположная сторона начиналась от Арбатского переулка и доходила до Садового кольца с перспективой продолжения застройки. На этой стороне проектировался единый двухэтажный стилобат, перекрывавший существовавшую сеть улиц и переулков. В стилобате проектом предусматривались крупные объекты торговли и сервиса для обслуживания большой торговой пешеходной зоны. Также в стилобатах размещались фойе и конференц-залы четырех высотных административных зданий с конторскими помещениями. Первоначально крышу стилобата предполагалась сделать эксплуатируемой, а чтобы фронт вдоль торговой улицы не был единообразным, второй этаж выдвинули над первым, сделав своеобразный козырек с витринами. Возле четвертой высотки оборудовали нишу-альков для летнего кафе. Под всем стилобатом проложили транспортный тоннель для обеспечения товарами всех точек торговли и общественного питания. Стилобат высоток, кинотеатра и двух стоящих отдельно торговых зданий выполнялся по индивидуальным проектам с использованием монолитного железобетона и нестандартного сборного каркаса, а жилые и административные здания выстраивались из типового сборного каркаса с навесными панелями, облицованными сиренево-голубой плиткой. Правда, административные здания получились более выразительными, чем жилые дома. В жилых домах пришлось отказаться от индивидуальных балконов и сделать общие галереи на торцах. Из-за габаритов навесных панелей окна в квартирах получились большими, что, конечно, добавило света комнатам, но не спасло от ярких солнечных лучей оконные блоки были сделаны из обычных деревянных рам без встроенных жалюзи. Но каркасный тип зданий с выступающими из стен колоннами-опорами давал возможность свободной планировки квартир. Манекенщицы демонстрируют новую коллекцию одежды на проспекте Калинина, 1969 год Фото: Виктор Великжанин / Фотохроника ТАССПервой очередью стал снос исторической застройки и прокладки в 19621963 годах проезжей части, а затем, в 19641967 годах, началось возведение всех зданий. К ноябрю 1967-го проспект Калинина в целом был построен, к 1969-му открылись все объекты торговли, сервиса и быта. Каждый магазин, кафе или ресторан приобрели свои неповторимые и индивидуальные названия так, ювелирный магазин стал называться Малахитовой шкатулкой, а магазин парфюмерии Сирень, появились кафе Валдай, Ивушка и др. Для всех торгово-бытовых точек было разработано комплексное оформление вывесок вдоль торгово-пешеходной зоны, для ресторанов, кафе и баров интересные решения интерьеров. Высотные административные здания были оборудованы системой наборного шрифта, позволявшей высвечивать аббревиатуру СССР из освещенных окон. По замыслу авторов проспекта, новая магистраль должна была стать центром притяжения горожан и гостей города. Виды Москвы, Проспект Калинина. 1967 год Фото: Наум Грановский / Фотохроника ТАССПомимо этого, у Москвы-реки той же группой архитекторов возводилось здание Совета экономической взаимопомощи (СЭВ), входившее в комплексный проект всего проспекта. Правда, к окончанию строительства проспекта Никита Хрущев уже был смещен с поста первого секретаря ЦК КПСС, а Михаил Посохин стал главным архитектором Москвы. Именно тогда проект получил свое продолжение. По замыслу Посохина, Арбатскую площадь ждала реконструкция: в центре планировался новый Дом дружбы народов с киноконцертным залом; предполагалось снести квартал с рестораном Прага между улицей Арбат и проспектом Калинина. Однако этот проект не был реализован, а коллектив архитектора Михаила Посохина спроектировал в конце 1970-х годов на другой стороне Арбатской площади тяжеловесное здание Министерства обороны, строительство которого завершилось только к концу 1980-х. Проект Международного центра науки и знанийФото: Журнал Строительство и архитектура МосквыВ 19701980-х годах предполагалось завернуть стилобат высотных зданий книжек на Садовое кольцо и выстроить еще одну высотку. Проект неоднократно перерабатывался и к концу 1980-х преобразовался в высотное здание международного центра науки и знаний, разработанное архитектором Дмитрием Солоповым. Проект начали реализовывать в 1980-х, в начале 1990-х он был заморожен, а после смерти Михаила Посохина и Дмитрия Солопова недостроенный каркас стилобата будущей высотки постепенно разобрали. В 2007 году на этом месте было выстроено здание делового центра и гостиницы Лотте плаза по проекту Михаила Посохина-младшего сына одного из авторов проспекта Калинина. Проект здания Министрества Внешторга, 1970-е годы Фото: Журнал Строительство и архитектура МосквыДругой проблемой для Михаила Посохина в 19601980-х годах стал участок между Садовым кольцом и набережной Москвы-реки. Если здания СЭВ удалось удачно вписать в перспективу образованного в 1962 году Кутузовского проспекта и противопоставить гостинице Украина и жилому дому на площади Восстания, то отрезок проспекта Калинина от здания СЭВ к улице Чайковского имел разнородную застройку. В 1970-х годах Михаил Посохин предложил решение с размещением громоздкого здания Министерства внешней торговли, а в 2000-х Посохин-младший спроектировал на этом участке довольно спорный жилой дом, который был построен в 2009 году. На другой же стороне вместо снесенного НИИ курортологии возник многофункциональный центр, завершивший формирование облика современного Нового Арбата. Проспект Калинина, 1970 год Фото: Репродукция Фотохроники ТАСС Также долгой проблемой оставались задние фасады дореволюционных доходных домов, которые оказались в 1960-х годах на проспекте. Тогда их предполагалось снести, но из-за плотного заселения зданий и ценности материального фонда снос отложили. В начале 1990-х здания были реконструированы и приобрели со стороны проспекта новые фасады в духе эклектики московской архитектуры 1990-х годов. Улица Новый Арбат в Москве, 1995 год Фото: Анатолий Морковкин / ТАССВ 1990-х годах облик торговых зон существенно изменился, как и их содержание. На проспекте появились как отдельные торговые павильоны, так и целый ряд вдоль торговой зоны нечетной стороны. К середине 1990-х нечетная сторона подверглась частичной реконструкции, была восстановлена пешеходная зона с озеленением, сделано новое тротуарное покрытие из плитки. В то же время активно обсуждалась идея создания новой пешеходной зоны, но к реализации и разработке проекта приступили только в 2015 году. Автором проекта стало архитектурное бюро Цимайло, Ляшенко и партнеры. В основе концепции деление улицы на две части: четную и нечетную стороны, которые выделяются разным цветом гранитной отделки пешеходных зон. На нечетной стороне Нового Арбата, где расположен длинный стилобат, планируется по-новому организовать парковки и сделать зеленый прогулочный бульвар. Также в проекте предусмотрена реконструкция стилобата который предлагается максимально выровнять, что должно придать ему вид современной галереи, а на четной будет создана система небольших разноуровневых площадок для отдыха. Таким образом, авторы проекта хотят превратить одну из самых спорных магистралей города в комфортное пространство для горожан. Удастся ли это сделать и как будет выглядеть пешеходная зона увидим в ближайшее время.Источник: РБК