Ситуация на авиарынке чревата «вылетом» минимум трех авиакомпаний

TravelWeekly, 14.07.2016

Убытки крупнейших авиакомпаний России по сравнению с прошлым годом выросли в полтора раза и составили 24 млрд. рублей. Скорей всего, по оценкам экспертов, не меньше трех перевозчиков «не потянут» в ближайшее время оставаться на рынке. И, хотя их доля перевозки составляет не более 10%, общее состояние рынка таково, что у экспертов только два варианта решения этой задачи – или за поддержку отрасли возьмется государство, в частности, обеспечит налоговые льготы. Или «выплывать» рынок авиаперевозок будет самостоятельно, в том числе за счет сокращения избыточных провозных мощностей и повышения цен на билеты.

Операционные убытки крупнейших авиакомпаний РФ по итогам первого квартала составили 24 млрд руб. в то время как в прошлом году эта сумма равнялась 16 млрд руб. Такую статистику сообщил «Коммерсанту» президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун. При этом по его данным убытки на внутренних линиях составили 25,6 млрд руб. (19 млрд руб. в первом квартале 2016 года), а прибыль на международных составила лишь 1,5 млрд руб. При этом за 2015 год операционные убытки 112 авиакомпаний от перевозок пассажиров составили 8,5 млрд руб. Основной убыток также был на внутренних линиях — 44,9 млрд руб. против 35,9 млрд руб. в 2014 году (рост на 25%), прибыль на зарубежных маршрутах их не смогла компенсировать.

При этом остальные показатели также не в пользу авиаперевозчиков: пассажиропоток падает, расходы растут. Так, число пассажиров, по данным Росавиации, за год снизилось на 1,2%, до 92 млн человек. «Оперативные данные за первое полугодие (спад перевозок на 8,4%, или на 3,5 млн пассажиров) говорят о том, что кризис только набирает обороты. В июне пассажиропоток упал на 14,4%, до 1,3 млн пассажиров», — рассказал Владимир Тасун. При этом расходы авиакомпаний продолжают расти: в первом квартале они увеличились на 15%, до 225 млрд руб. Затраты на лизинг выросли на 56%, до 61 млрд руб., затраты на техобслуживание и ремонт поднялись на 27%, до 21 млрд руб. Кроме того, в АЭВТ отметили рост на 20,6%, до 35 млрд руб., затрат на аэропортовое обслуживание.

«Сейчас рынок сократился, а убытки от перевозки одного пассажира выросли. Так, по экспертной оценке, если в 2014 году убыток от перевозки одного пассажира составлял 464 рубля, в 2015 году — 988 рублей, в 2016 году вырос до 1,5 тысяч рублей на одного пассажира. Издержки растут быстро, так как они в валюте», — прокомментировал «Российской газете» ведущий научный сотрудник Института экономики транспорта и транспортной политики НИУ ВШЭ Федор Борисов. При этом авиакомпаниям «грозит» отпуск регулирования аэропортовых тарифов.

«Спасать» авиаотрасль предполагают двумя путями. Первый, соответственно, «руками самих утопающих». Однако у представителей авиаотрасли этот путь – неизбежно приводящий к росту цен на билеты – вызывает сомнение. «За последние полгода пассажиропоток упал на 3,5 миллиона человек. При этом платежеспособность у многих стала меньше и даже при так называемых низких плоских тарифах, которые перевозчики держат на ряде направлений, билет для многих кажется дорогим удовольствием. Повышать стоимость на билеты не выход. Ведь за ростом цен идет падение спроса. Получается замкнутый круг», — оценил Федор Борисов. Эту точку зрения подтвердили и эксперты «Коммерсанта»: «Очевидно, что за счет увеличения тарифов или открытия чартерных направлений, например в Турцию, вернуть спрос не получится. С существующей покупательной способностью даже минимальное повышение цен лишь усугубит положение, необходимы более оперативная реакция профильных властей и продолжение поддержки отрасли», — заявил Владимир Тасун.

Если говорить о государственной поддержке, то эксперты рассчитывают на обнуление НДС на внутренних линиях – на данный момент он только снижен с 18 до 10%. По информации «Ъ»  глава Минтранса Максим Соколов полагает, что нулевая ставка могла бы принести внутренним региональным авиаперевозкам «около 20 млрд руб. Однако в Минэкономики считают, что обнуление НДС не гарантирует снижения цен на билеты и роста спроса, необходимо соотнести финансовое состояние авиакомпаний и выгоды для экономики страны при обнулении НДС.

Также среди методов спасения называется допуск транзитных полетов и облегчение перевозки иностранных пассажиров. «Можно рассмотреть возможность временной отмены виз для трансфертных пассажиров, из Шанхая, например, в Питер. И это станет ответной мерой на открытие безвизового режима для россиян, которые путешествуют через Шанхай, и позволит привлечь поток из Китая и Японии в центральную часть России», — оценил Федор Борисов. Правда для таких перелетов можно поставить условие, что весь перелет или один из его сегментов пассажир, который не хочет оформлять визу, должен совершить бортом российской авиакомпании. Также предлагается оптимизировать полеты за счет спрямления маршрутов.