Вместо Европы и Азии для проведения MICE-мероприятий российские корпорации все чаще выбирают Россию и страны СНГ: Армению, Грузию, Азербайджан и Беларусь. Вице-президент АТОР Наталья Елисеева отмечает также изменения в требованиях клиентов в сегменте MICE.Наталья Елисеева, являющаяся также первым замдиректора компании Интерконнект Менеджмент Корпорейшн, говорит, что есть устойчивый тренд на проведение MICE-мероприятий в России. Формат и география проведения деловых мероприятий с 2015 года действительно изменились. Компании стали более тщательно планировать расходы, устанавливая приоритеты бюджета на подобные мероприятия. В итоге смещение расходных статей в сторону увеличения бюджета на содержательную часть, а также уменьшение бюджета на размещение и транспортные расходы, переориентировало компании на внутренний рынок. Так что, все чаще местом проведения деловых мероприятий выбирают города России, — рассказывает эксперт. Очень популярны такие крупные промышленно-экономические центры как Урал и Сибирь, центральная часть России, озеро Байкал, Алтай, Карелия. Инсентив -мероприятия, которые обычно проводили в Турции и Египте, теперь стало рационально проводить в Москве и Подмосковье, а также Сочи, — делится своими наблюдениями г-жа Елисеева.Эксперты также отмечают сокращение длительности деловых поездок сотрудников. Если в 2014 году длительность среднестатистической деловой поездки составляла 3-4 дня, то в этом году — 1-2 дня.Еще одна яркая тенденция — рост спроса на организацию MICE-мероприятий. По данным туроператора BSI group , с конца 2014 года рост спроса на организацию в странах СНГ составил 38%, в то время как интерес к странам Европы, напротив, снизился на 22%.Мы связываем это с девальвацией рубля с 2014 года. Российские компании стремятся к экономии и выбирают альтернативные, более бюджетные направления для проведения деловых мероприятий. Стоимость поездок в страны бывшего СССР и услуги по проведению там MICE-мероприятий ниже, чем в странах Европы и Азии, — рассказала Вестнику АТОР директор департамента делового туризма и MICE-проектов туроператора BSI group Ольга Петрова.По словам г-жи Петровой, еще более значительным за последние два года стало снижение интереса на проведение деловых мероприятий в таких странах, как Мексика, Китай, Япония. Этот тренд в BSI group связывают с удорожанием авиаперевозок в эти страны, которые и до роста курсов иностранных валют обходились дороже, чем ближнемагистральные направления.