Эксперт: "ТА стоит заранее готовиться к новым реалиям 2017 года"

TravelWeekly, 13.10.2016

Руководителям туристических агентств необходимо уже сейчас четко понимать пределы своей ответственности в соответствии с предстоящими изменениями отраслевого закона и начинать готовить менеджеров, разъясняя им уже известные заранее новые юридические положения.

Об этом заявил в ходе конференции «Выживание турагентств как класса в условиях стремительно меняющегося туристского рынка» (организатор – УК «Горячие туры» и «ТБГ»), проходящей сегодня, 13 октября в рамках отраслевой выставки INWETEX-CIS TRAVEL MARKET (г. Санкт-Петербург) адвокат, медиатор Димитрий Морозов.

В ходе конференции он выступил с докладом о ситуации на туристском рынке и новом законе.  

По мнению эксперта, такой заблаговременный подход позволит ТА нивелировать многие юридические риски.

Как отметил Димитрий Морозов, по сути, вопрос распределения ответственности явился основой для установления формулы работы «от имени туроператора» и введению обязательной доверенности.

Согласно редакции отраслевого закона до 2012 года, турагенты в то время действовали от собственного имени и практически всегда несли ответственность перед туристом почти за все огрехи туроператоров.

После изменений законодательства в 2012 году законом были установлены специальные правила, согласно которым туроператор нес ответственность за сформированные им туристские продукты, независимо от того, были они реализованы турагентом от собственного имени или от имени туроператора, добавил Димитрий Морозов.

«А с «1» января 2017 года устанавливается, что турагент действует по поручению туроператора. При этом всегда при реализации туристских продуктов турагент должен предоставлять туристу копию доверенности от туроператора. И что же получается? С одной стороны туроператор будет лицом полностью ответственным перед туристом, поскольку тур будет напрямую заключен с ним. Но с другой – из статьи 10.1 ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ» следует, что в договорах реализации туристских продуктов, заключаемых между турагентом и туристом должна быть предусмотрена:

— информация о том, что лицом (исполнителем), оказывающим туристу и услуги, является туроператор, в том числе информация о способах связи с туроператором;

— информация о том, что турагент является исполнителем и несет предусмотренную законодательством Российской Федерации ответственность по договору о реализации туристского продукта в отношении обязанностей турагента;

— обязательство турагента о передаче денежных средств, полученных от туриста, туроператору, если иной порядок оплаты туристского продукта не предусмотрен договором между турагентом и туроператором;

— обязательство турагента по уведомлению туроператора, сформировавшего туристский продукт, о заключении договора о реализации туристского продукта;

— обязательство турагента по согласованию с туроператором, сформировавшим туристский продукт, условий путешествия на основании запроса туриста, адресованного турагенту», — особо отметил Димитрий Морозов.

То есть, законом достаточно четко установлено, что договор реализации туристского продукта должен быть существенно переработан и должен содержать дополнительные обязательства турагента.

По словам Морозова, эти положения чрезвычайно важны, п оскольку  раньше туроператоры старались возложить ответственность на турагентов почти во всех случаях, сейчас же важно, чтобы ТА четко понимали пределы своей ответственности и детально готовили своих менеджеров к предстоящей работе по новым правилам, подчеркивает эксперт.