Арктический круиз на Северный полюс – эксклюзивный российский турпродукт

TravelWeekly, 14.10.2016

Омерах поразвитию арктического туризма вРоссии рассказал замглавы Ростуризма Роман Скорый наконференции Международное сотрудничество вАрктике: новые вызовы ивекторы развития, посвященной 20-летию создания Арктического совета. Мероприятие, организованное Российским советом помеждународным делам, проходило 1213 октября 2016 года вг.Москве.

Россия предлагает намировом туристском рынке уникальный продукт круизы наСеверный полюс. Рейсы выполняются изМурманска через Шпицберген или через Землю Франца Иосифа сзаходом наНовую Землю, сосмотром птичьих базаров инаблюдением заарктическими животными наскале Рубин ивбухте Тихая, наостровах Чампа, Рудольфа.

Несмотря навысокую стоимость экспедиционных круизов, такие путешествия пользуются огромным спросом, иместа наних заказывают загод идаже раньше.

Особенно востребованы арктические туры гражданами Германии иСША. Экспедиционные круизы рассчитаны нанебольшое количество участников: от50 до110 человек наодном судне. Для этих проектов используются суда ледового класса или ледоколы, способные посещать районы, абсолютно недоступные для обычных круизных теплоходов.

Ежегодная тенденция кувеличению количества заявок ипроходов судов стуристическими целями поСеверному морскому пути предопределяет актуальность вопроса осистемном туристическом развитии Арктической зоны.

Основным сдерживающим фактором для увеличения турпотока является неразвитая туристская инфраструктура. Требуется серьезная реконструкция объектов Арктической инфраструктуры, перепрофилирование ихпод нужды науки итуризма.

Россия единственная страна вмире, которая морским путем доставляет туристов навершину планеты. При этом ниодна концепция истратегия развития Арктической зоны вдолжной мере непредусматривает получение стабильного дохода отарктического туризма. Зачастую инвестиционные проекты вовсе непредусматривают реализации туристического потенциала, отмечает заместитель Руководителя Федерального агентства потуризму Роман Скорый.

Для реализации потенциала арктического туризма вРоссии требуется комплексная работа поснятию существующих насегодняшний день ограничений, атакже межрегиональное взаимодействие икооперация. Для выхода намировой рынок круизного туризма ирасширения сотрудничества сведущими туроператорами требуется объединение ресурсов Архангельской, Мурманской областей, Карелии сКрасноярским краем, активно развивающим туризм вАрктике.

При системном подходе кразвитию туризма вАрктической зоне непридется дополнительно вкладывать огромные средства встроительство новой туристической инфраструктуры: онпозволит еще наэтапе проектировки транспортных торгово-промышленных узлов заложить возможность ихиспользования как объектов двойного назначения, итогда доходные иналоговые поступления отразвития туризма очень скоро оправдают вложенные бюджетные средства.

Важнейшей мерой представляется также либерализация визового режима для приезжающих вРоссию иностранных туристов.

Мировая практика показывает, что любое упрощение визовых формальностей обеспечивает увеличение числа иностранных туристов наконкретном направлении на2030%. Российский опыт также подтверждает перспективность этого решения. Отмена виз сИзраилем в2008 году позволила уже вследующем году нарастить поток туристов вРоссию на14% иеще почти на30% через год. Запервые полгода безвизового режима сРеспубликой Корея в2014 году количество корейских путешественников внашей стране выросло на58%. Благодаря организации групповых безвизовых туров изКитая въездной турпоток изКНР запоследние 5 лет вырос в3,5 раза. Упрощение визового режима для пассажиров круизных судов может стать серьезным стимулом для развития арктического туризма вРоссии, говорит Руководитель Федерального агентства потуризму Олег Сафонов.

Впервую очередь винтересах увеличения въездного турпотока вАрктической зоне предлагается предусмотреть 72-часовое безвизовое пребывание натерритории Российской Федерации иностранных граждан пассажиров круизных судов, прибывающих вРоссийскую Федерацию (втом числе транзитом) через международные аэропорты. Эта мера позволит туристам начинать изаканчивать круизы вРоссийской Федерации (анетолько делать остановки вроссийских портах), что значительно увеличит привлекательность портовых городов, так как позволит туристам находиться вних 23 суток допосадки накруизное судно или после окончания круиза. Эта инициатива активно поддерживается портами Российской Федерации иихобъединениями.

Также целесообразно предусмотреть безвизовое пребывание до15 суток для пассажиров речных круизов (поаналогии спассажирами морских круизов ипаромов организованными группами, спроживанием насудах).

Для справки:

Маркетинговые исследования круизной компании Poseidon Expeditions показали, что существует стабильный спрос напосещение архипелага Шпицберген туристами, готовыми потратить для этого 79 дополнительных дней. Также существует интерес кизучению российской части Шпицбергена Баренцбурга, посещение которого можно организовать наобратном пути сЗемли Франца-Иосифа.

Арктический туризм может быть весьма прибыльным ипри этом ненаносить вреда экологии. Например, канадский город Черчилл, где экотуризм начал развиваться около 30 лет назад содного автобуса, возившего приезжих посмотреть намедведей, постепенно развился вмногомиллионный бизнес, который обеспечивает сейчас доход городского бюджета.