Это сооружение окрестили бетонной пирамидой Хеопса и башней Иштар, однако реальное название куда скучнее многофункциональный комплекс Оружейный. А еще он похож на инопланетный корабль Афиша Daily пытается понять, откуда он прилетел и как с ним общаться.Всписках самых известных московских долгостроев неизменно фигурировал каркас дома поадресу Оружейный переулок, 41. Вконце 1980-х тут был пустырь, который огородили внулевые игде начали что-то строить в2006-м вразгар лужковского архитектурного раздолья. Спустя два года работа встала, инанесколько лет ввысотную панораму Садового вписался скелет многоэтажки, который выглядел как приговор богатой Москве: вбуквальном смысле einstrzende Neubauten разрушающаяся новостройка. После прихода Собянина вновь возобновилось строительство, затри года каркас облицевали инагрузили начинкой, инаконец впрошлом году небоскреб сдали вэксплуатацию. Вэтом возвели шпиль, подсветили ипотихоньку заселяют.Предыстория: две твердыниВсоветское время наузловых точках Садового кольца, где оно пересекается смагистралями, были предусмотрены высотные здания. Потойже логике разрабатывали несколько вариантов застройки для места пересечения Садовой-Каретной иДолгоруковской улиц среди прочих планов были две мини-копии сталинских высоток иодно стоэтажное здание.Влужковскую эпоху, когда московский стройкомлекс гнал квадратные метры погонными скоростями, напустовавшей площади появилось два участка сразными владельцами: одним изних был Дон-строй, вторым некое ЗАОДизар. Первоначальный проект предусматривал создание единого комплекса издон-строевского офисного центра идизаровской гостиницы, который должен был огибать тучерез Нирнзее один изпервых доходных домов Москвы (небеспокойтесь, онстоит насвоем месте поадресуСадовая-Каретная, 43). Однако Дизар сосвоего участка снес руины дома-кузницы XVIIIXIX веков, которая попала (возможно, поошибке) всписок подлежащих квосстановлению памятников истории. Ипоплатился: право настроительство аннулировали, хозяина фирмы Шалву Крихелиоштрафовалина400 тысяч рублей. После скандала единственным застройщиком остался Дон-строй наего участке выросла высотка; навтором благоустроен сквер.Так стройка выглядела в2013годуКонкурс: возвращение короляВактиве Дон-строя имеются иархитектурные семь слоников типа Триумф-паласа, иэлитный ЖКЭльсинор, прикидывающийся средневековым замком, имногострадальныйДом наМосфильмовской Сергея Скуратова. Удевелопера настолько широкий профиль иразное качество проектов, что ихразлихой слоган Москва донстроится даже как-то несразу оскорбляет.Удевелопера был порядок устраивать что-то вроде внутреннего конкурса: компания заказывала концепции разным архитектурным бюро ивыбирала изних тот проект, вкоторый была готова вкладываться дальше. Автор победившего варианта вОружейном переулке Михаил Плеханов, который 37 лет трудится влюбимом Лужковом Моспроекте-2, хвалит эту практику. Говорит, что вотличие отмногих государственных конкурсов работу участников всех соревнований Дон-строй оплачивает.Плеханов вспоминает, что вконкурсе среди прочих участвовало бюро Ричарда Роджерса соавтора парижского Центра Помпиду, провозвестника архитектурного хай-тека. Однако заказчик захотел сделать что-то московское. Мыдолго обсуждали, чтобы это могло быть, говорит Плеханов, витоге решили, что традиция сталинских высоток может быть продолжена. Высота выигравшего проекта составила 129 метров, площадь 119,3 тыс. кв.м. Сейчас кутвержденному почти десять лет назадсилуэтудобавили завершающую часть шпиль высотой в35 метров.Михаил ПлехановАвтор здания, архитектор бюро Моспроект-2Небоскребы Нью-Йорка иЧикаго посвоей архитектуре вытянуты вверх поодной простой причине: места развиваться вширь уних небыло из-за дороговизны земли вцентре города. Московскиеже высотки расширяются книзу, напоминая орусской культовой архитектуре. Следуя традициям, мыиспользовали тотже прием. Кроме того, мыдобавили собственные элементы встиле ар-деко: например, декоративную решетку над входным вестибюлем.Мнения моих коллег обОружейном разделились. Кто-то изних считает, что наэтом месте должно было стоять здание встиле хай-тек, номыхотели поставить здание, которое былобы вбольшей степени характерно для московской архитектуры. Кроме того, наш заказчик также проникся архитектурой ар-деко. Влюбом случае получилось запоминающееся сооружение.Андрей КоровянскийЛандшафтный архитектор, автор проекта благоустройства сквера по адресу Оружейный пер., 41При определении архитектуры профессиональный архитектор никогда небудет использовать слова плохая или хорошая онскажет своеобразная. Вокруг сквера, который мыпроектировали вОружейном переулке, много своеобразных зданий, оказывающих влияние наего пейзаж. Здание поадресу Оружейный пер., 41, является наиболее заметным строением вданном месте, оно весьма своеобразно ивыразительно. Яискренне считаю его наиболее элегантным извсех новых построек Москвы. Прекрасные линии, прекрасный поэтичный образ. Здание вышло более московское, чем любая изпостроек Москва-Сити. Оно соответствует иместу, иособенно времени постройки. При проектировании сквера, намой взгляд, самое удачное раскрытие перспективы, потому что самые лучшие фото сквера получаются как раз внаправлении этого здания.Что вышло: братство кольцаПосле того как здание досталось новому владельцу, снаружи оно неизменилось, хотя внутри случились незначительные перепланировки. ВМоспроекте отмечают, что заказчику очень понравилась символическая архитектура сооружения дескать, имперская для империи Сбербанка. Витоге главный банк страны займет две трети площадей, треть Мегафон. Вдальней относительно Садового кольца части высотки расположится фитнес-клуб World Class, который уже сейчас рекламируют захватывающимифотокарточками.Разговоры про навершие велись с2011 года: еще тогда Моспроект разработал разные варианты, включая даже купол икуб, новитоге остановились нашпиле. Это полая конструкция 10 кв.м; вней небудет каких-либо полезных площадей идаже отопления, однако планируют смотровую площадку. Под землей располагается парковка вшесть этажей ажна1200 машин, гидроизоляция которой отгрунтовых вод была отдельной проблемой, тормозившей стройку.Вздании нет горизонтальных акцентов, согласно концепции оно построено попринципу вертикального падающего водопада. Еще одна технологически более близкая аналогия ступеньки эквалайзера настаром музыкальном центре. Это ощущение подчеркнет иподсветка, которая буквально превращает архитектуру вдубайский аттракцион. Свет будет идти вертикально, попраздникам шпиль собираются раскрашивать вкорпоративные сберовские цвета, углавного входа нафасаде запустят бегущую строку скотировками Дубай переезжает вНью-Йорк! Отделка интерьера все еще идет; уже известно, что атриум украсят огромной люстрой вдва этажа. Своей формой она будет повторять шпиль только повернутый вниз.Что про Оружейный говорят эксперты?Марина ХрусталеваКоординатор движения АрханадзорВотличие отдон-строевскогоже Триумф-Паласа оннетак прямо отсылает кобразу сталинских высоток. Скорее это вариация натему американских ступенчатых небоскребов эпохи ар-деко, ближайший аналог отельНью-Йоркер. Активные сталинские коннотации проявились только вэтом году, когда надостроенное здание неожиданно водрузили шпиль. Здесь прямая параллель сошпилем МИДа, который, наоборот, вэтом году сняли для реставрации. Полегенде, постройка Минкуса иГельфрейха показалась Сталину слишком американской ионпотребовал увенчать еешпилем. Шпиль вОружейном якобы появился потребованию Хуснуллина.Григорий РевзинАрхитектурный критик, партнер КБ СтрелкаЯрад тому, что еедостроили. Каркас стоял восемь лет наСадовом, исейчас есть радость, что наконец-то построилидом. Если говорить обэтом сархитектурной точки зрения, то, намой взгляд, это очень большой комплекс неполноценности современной России поотношению ксталинским высоткам. Ничего другого эти здания невыражают равно как ивысотка около Павелецкого вокзала, равно как иТриумф-Палас: они все бесконечно хуже, чем сталинские высотки. Халтура, что тут скажешь.Ната ТатунашвилиОснователь архитектурного бюро NowadaysВрамках нашего проектаПротивочувствие, посвященного московскому ландшафту, мырассматривали процессы, которые формируют архитектуру города, вчастности, копирование. Невсмысле плагиат, авоспроизводство как урадиолярий: они размножаются зооспорами, тоесть фактически самокопированием. Нонаконечный облик радиолярии большое влияние оказывают внешние факторы, ипоэтому они все так сильно различаются поформе. Мынашли отражение этого принципа визвестном архетипе московской башни: Сухарева башня, высотка гостиницы Ленинград, Триумф-Палас, теперь вот инебоскреб вОружейном. Они все, безусловно, разные, сформированные различными историческими иэкономическими обстоятельствами, нопри этом ген московской башни безошибочно считывается. Кажется, что Москва вцелом, иособенно Садовое кольцо, такие формы порождает.Пока высотка вОружейном стояла недостроенной ввиде такого странного зиккурата, еенепринимали. Идело неспорилось, иненравилась она никому. Адобавили шпиль изавершили форму, подогнали под соответствующий географии архетип башня уКольца, ивсе кней стали сбольшим снисхождением относиться. Ивроде заканчивают ее, изасветили, икак будто всем легче стало. Кстати, впользу кровной связи этой башни состальными, безусловно, говорит итот факт, что, как только ейприделали шпиль, сМИДа его сняли.Сергей МедведевПолитолог, профессор Высшей школы экономикиЭто очередная реплика сталинской высотки Дворец Советов путинской эпохи, яркий пример символической архитектуры, которая по-прежнему доминирует впостсоветском пространстве. Функциональность, конечно, тоже присутствует: внутри будут дорогие площади, как-никак это оживленный московский перекресток вдвух шагах отТверской. Ноздание вообще нельзя обсуждать вэтих терминах, потому что сточки зрения транспортных потоков, дефицита парковок исоздания пробок это абсолютно избыточная вещь: Самотека ибез этого Мордора стоит практически весь день.Ясчитаю, что это градостроительное преступление совсех точек зрения: архитектурной, транспортной, средовой. Это разрушение всех перспектив икрасных линий: этот монстр виден отовсюду врадиусе 23 километров. Ноябы нестал политизировать иидеологизировать случившееся: его явление скорее говорит оботсутствии внятной градостроительной политики. Иеще смешно, что сделала это все таже мастерская Посохина, насовести которой иКремлевский дворец съездов, иНовый Арбат, издание Минобороны. Как говорил Бродский, уКорбюзье тообщее сЛюфтваффе, что оба постарались отдуши сПосохиным таже история. Поагрессивному воздействию насреду здание сравнимо стемже самым Новым Арбатом.Сдругой стороны издесь ябоюсь вызвать гнев градозащитников сегодняшнюю Москву впринципе уже трудно испортить: это такая сборная солянка, градостроительный палимпсест, что любое новое уродство как-то усваивается иприсваивается этим пространством. Для Санкт-Петербурга, города единого архитектурного ансамбля, появление подобного здания былобы катастрофой, аМосква лоскутное одеяло, где соседствуют невообразимые вещи. Чуть дальше отэтой высотки поКраснопролетарской улице стоит странный цветной, почти хундертвассеровский,дом. Напротив, наФадеева, высится пошлый купеческий жилойкомплексвпсевдоитальянском стиле, будто прямиком изЛас-Вегаса. Подиагонали унылое здание брежневской эпохи изстекла ибетона,домБольшого театра, где еще сбылых времен был салон Советская музыка Москва это непрерывное нагромождение возмутительных проектов, каждый изкоторых разрушает среду, нозатем еюпереваривается. Иснеприкаянным Владимиром наБоровицкой, думаю, будет тоже самое. Врядли это служит оправданием здания вОружейном, номожет быть слабым утешением.Вид создания всторону Красной ПресниИсточник:daily.afisha.ru