От «Сестёр» к «Хардкору»

TravelWeekly, 23.01.2017

Чего достигли российские кинематографисты запервые 15 лет нового века? Сколько сняли картин исколько наних заработали? Сколько появилось новых звезд? Какие фильмы полюбились широкой аудитории, акакие получили признание намировом уровне? Аналитики Яндекса вместе средакцией КиноПоиска наоснове данных kinopoisk.ru составили подробный обзор того, что происходило сроссийским кино в20012015 годах.Выход изсумрака15 лет вцифрах ифактахК2001 году российский кинематограф подошел всостоянии, далеком отблагополучного. Впроизводство вкладывались сомнительные инвесторы, главные фильмы эпохи расходились навидеокассетах, авкинотеатрах легче было найти шубы изапчасти, чем репертуарные новинки. Зрители почти перестали ходить вкино.Российский кинематограф как индустрия сформировался именно впервой половине2000-х. Общее укрепление экономики немогло несказаться накинобизнесе: вкрупных городах стали появляться современные кинозалы ипервые мультиплексы; узрителя вырос доход ипотребность вразвлечениях; нателевидение потекли большие рекламные бюджеты. Российские продюсеры, живо реагируя наэто, стали предлагать людям все больше самых разных картин, экспериментируя снаучной фантастикой, крупнобюджетными военнымидрамами, ремейками советских фильмов идаже авторским кино. Иесли вконце90-хвсреднем появлялось около 90 отечественных фильмов вгод, токсередине2010-хэта цифра перевалила за250.$1,78млрдсобрали российскиефильмы впрокате за15 летТематически истилистически новый век стартовал сотголосков90-х. Нопостепенно российские режиссеры отошли отфильмов овойне ибандитах, освоили массовое кино (первым настоящим прорывом вкотором стал Ночной дозор), большие бюджеты, анекоторые даже отправились попытать счастья вГолливуде. Одновременно сэтим зародилось исвежее слово вавторском кинематографе так называемая новая волна режиссеров (Хомерики, Попогребский, Хлебников), поехавшая, всвою очередь, покорять международные фестивали.Внутри кинематографического сообщества все эти 15 лет было неочень спокойно: тораскол вСоюзе кинематографистов, топостоянные изменения всистеме субсидий (устаканившейся только споявлением Фонда кино), тоназначение нового министра культуры. Все это недобавляло еще неокрепшей индустрии стабильности. Нонесмотря наэто, напротяжении всех 15 лет отечественные режиссеры снимали фильмы, вызывавшие бурные дискуссии как всреде профессиональных критиков, так иуобычных зрителей. ОтГруза 200 доЛевиафана, отШколы доГорько! российский кинематограф ителевидение постоянно находили, чем удивить ивзволновать аудиторию.Редакция КиноПоиска вместе саналитиками Яндекса посмотрела, как эпоха с2001 по2015 год отражена вкрупнейшей российской базе данных окино. Мыизучили, как менялись популярность разных жанров иколичество выходящих фильмов, какие проекты ирежиссеры пользовались наибольшим успехом намеждународных фестивалях, атакже какие российские картины получили самый высокий рейтинг исамое большое количество оценок наКиноПоиске. Посмотрели мыинакадровый состав вроссийском кино: какие профессии выбирают чаще всего, какие актеры поставили рекорд поколичеству фильмов, скакими профессионалами предпочитают работать теили иные режиссеры или продюсеры. Наоснове исследования составили рейтинг главных людей вкиноиндустрии всоответствии спопулярностью проектов, вкоторых они участвовали. Отдельное внимание мыуделили сериалам, изучив, как сгодами менялись предпочтения телезрителей.Смех ипафосКакие жанры предпочитают кинематографисты изрителиВграфе жанр наКиноПоиске часто указано несколько категорий, ивисследовании учитывались все. Награфике отражены абсолютные цифры: можно заметить, что вцелом драм появлялось больше, чем комедий, авот триллеров, боевиков икриминальных историй примерно поровну. Наименее популярные вроссийском кино темы биографические идетские фильмы, мюзиклы икино оспорте. Легко отследить, как менялась производительность российской киноиндустрии отскромных 68 фильмов в2001 году доурожайного 2008 года (200 фильмов) и, через небольшое падение после финансового кризиса, кновому подъему в2015-м(252 фильма). Важно помнить опроизводственном цикле фильма, который порой длится 23 года (именно поэтому кризис отражается накиноотрасли несразу), ионовой системе государственной поддержки, которая как раз начала давать плоды в2014 и2015 годах. При подсчете количества фильмов учитывались все полнометражные игровые проекты сдатой производства с2001 по2015 год (втом числе вграфик могли попасть невышедшие впрокат инезавершенные картины). Поэтому график производительности отличается отграфика проката так, поданным Фонда кино, впрокат в2015 году вышло всего 123 ленты.Самая популярная тема узрителей, судя пооценкам наКиноПоиске, это фильмы овойне (уних самый высокий средний рейтинг). Восновном такие картины относятся кдрамам (Вавгусте44-го, 9-ярота, Сталинград, Битва заСевастополь идругие), новстречаются икомедии (например, Пять невест).Популярности военных фильмов есть несколько объяснений. Содной стороны, подобные ленты продолжают традиции классического советского военного кино инапоминают зрителям огероях прошлого. Сдругой стороны, они сочетают всебе зрелище, адресованное зрителям разных полов ипоколений: тут есть идраматические обстоятельства, которые провоцируют актеров насоздание сложных образов, иэффектные батальные сцены, требующие высоких затрат инестандартных технических решений. Нельзя забывать, что вРоссии, как изарубежом, зрители ходят вкино либо залёгким времяпрепровождением (отсюда стабильный интерес ккомедиям), либо заопределённого рода визуальным аттракционом, который допришествия нароссийские экраны IMAX заменяли именно сложнопостановочные фильмы овойне.Великолепные пятёркиКакие картины пользуются популярностью узрителяДля определения значимости фильма мывыбрали три критерия: кассовые сборы, количество оценок ирейтинг наКиноПоиске. Изболее чем двух тысяч полнометражных игровых фильмов далеко невсе нашли признание упублики икритиков. Каждый год появлялось всреднем всего 5060 кинолент, которые смогли набрать свыше тысячи оценок наКиноПоиске. Исовсем немногие получили высочайший рейтинг одобрения пользователей больше 7.5 балла из10 возможных.Учитывая любовь россиян кфильмам овойне, логично, что самым кассовым фильмом нового века оказался Сталинград Фёдора Бондарчука. Нестоит забывать иотом, что проект Бондарчука стал первым отечественным фильмом вформате IMAX. Это побудило зрителя, скептически настроенного поотношению котечественному кино, сходить вкинотеатр, чтобы втом числе оценить умение российских кинематографистов работать сновыми технологиями.Однако самые кассовые фильмы далеко невсегда становятся самыми популярными узрителей.Так, спортивная драма Легенда №17 про победу советской сборной по хоккею не попала в пятерку самых кассовых фильмов, однако возглавила два других топа по рейтингу и по количеству оценок. У картины был широкий 1400 копий прокат, однако популярным и любимым его сделали в первую очередь ностальгия по советским победам, крепкий сценарий и сильные актерские работы. В итоге Легенда №17 стала одним из двух российских фильмов последних 15 лет (вместе с комедией О чём говорят мужчины), которым удалось преодолеть планку в 100 тысяч пользовательских оценок. Картина с Данилой Козловским также стала лидером и по среднему рейтингу на КиноПоиске 8.03 балла.Львы, пальмы имедведиРоссийское кино намеждународных фестиваляхРоссийское кино пользуется популярностью изарубежом, регулярно посещая влиятельные кинофестивали. Самый любимый режиссёр международного киносообщества создатель Елены иЛевиафана Андрей Звягинцев. Каждая его картина была неоднократно отмечена зарубежом, снимже были связаны все наши значительные успехи вКаннах. Аноминация его Левиафана наОскар стала поводом для ожесточенных споров внутри страны.Может показаться, что Берлинский кинофестиваль игнорирует российских режиссёров, однако это нетак: организаторы смотра редко включали фильмы изРоссии восновной конкурс (итолько две картины запоследние 15 лет ушли снего снаградами), ноавторское иэкспериментальное кино регулярно появлялось ипоявляется впрограммах Форум иПанорама. Отборщики Берлинале обращали внимание наработы Игоря Волошина, Анны Меликян, Алексея Мизгирёва, Светланы Басковой.Самым лояльным кроссийскому кино измировых смотров остаётся Венецианский фестиваль.Если вБерлине иКаннах отечественные фильмы за15 лет так инеполучили главного приза, товВенеции Золотой лев доставался российским режиссёрам аждважды (Звягинцеву заВозвращение иСокурову заФауста). Всегоже сфестиваля наши фильмы, которые регулярно попадают восновной конкурс, увезли восемь наград.Однако Венеции непереплюнуть показатели Московского международного фестиваля: смотр встолице России давно неявляется событием мирового масштаба, ноего основная программа традиционно включает громкие российские премьеры, аинтернациональное жюри регулярно отмечает ихнаградами.О любви, короткоКак называют отечественные фильмыЛюбовь, день ижизнь эти простые слова чаще всего можно увидеть наафишах российских фильмов. ВРоссии решение оназваниипо-прежнемучаще всего остаётся запродюсерами картины изависит отихпредпочтений, анеотусилий маркетологов. Ктомуже, если вГолливуде одинаковые названия могут оспариваться студиями через Ассоциацию кинопродюсеров, тороссийский зритель вынужден путаться, выбирая отечественный фильм для просмотра. Две Звезды (2002 и2014 годов), два Жить (2010 и2011 годов) иправда, как тут разобраться?Отечественные авторы становятся всё лаконичнее: эксперименты сдлинными названиями российский кинематограф ставил только вначале2000-х. Тогда доля картин сназваниями изсеми слов идлиннее могла достигать 36%. Отгромоздких конструкций вроде Эмигрантка, или Борода вочках ибородавочник, Охота наангела, или Четыре любви поэта ипрорицателя, Неделайте бисквиты вплохом настроении ипросто Особенностей национальной охоты взимний период российские кинематографисты перешли ккоротким ихлёстким односложным вариантам, которые, согласно некоторым исследованиям, лучше запоминаются. Впоследние годы длинные названия встречаются влучшем случае у1% фильмов.Видимый иневидимый фронтПортрет индустрииБаза КиноПоиска насчитывает более 45 тысяч человек, которые принимали участие всоздании российских фильмов, сериалов имультфильмов с2001 по2015 год. Причём речь идёт только оключевых фигурах кинопроизводства актёрах, продюсерах, режиссёрах, сценаристах, операторах, художниках, композиторах имонтажёрах, без учета работников вспомогательных служб.45280человек работало вроссийской киноиндустрии напротяжении последних 15 летБолее половины отэтих 45 тысяч приняли участие лишь водном проекте. Как правило, это актёры, сыгравшие только одну роль. Одни ненашли звёздный проект или своего режиссёра, другие оказались неготовы ктяжёлому иупорному труду многочасовым съёмкам сбесконечной чередой дублей вусловиях нервной обстановки наплощадке.Нередкость, когда один итотже человек выступает сразу внескольких ролях, являясь одновременно режиссёром исценаристом (аиногда ещё иактёром, монтажёром икомпозитором например, как Юрий Быков). Чаще всего совмещают разные профессии режиссёры, атакже сценаристы ихудожники-постановщики. Реже всего меняют сферу деятельности операторы ихудожники покостюмам идекорациям эти фундаментальные профессии требуют долгого обучения специальности икропотливого труда, что редко позволяет отвлекаться отосновной работы.Мужское царствоГлавные люди вроссийском киноРейтинг российских кинематографистов, составленный попопулярности фильмов наКинопоиске, преимущественно мужской. Это логичное отражение ситуации вотечественном кино: традиционно женщины работали восновном вавторском, недоходящем доширокого зрителя сегменте. Самым заметным фильмом, снятым женщиной заизучаемый период, остаётся Питер FM Оксаны Бычковой, иэто скорее исключение, подтверждающее правило. Впоследнее время как режиссёров женского пола, так ипродюсеров-женщинстановится всё больше, азначит, есть шанс, что ихбудет больше вподобном рейтинге через 15 лет. Покаже единственной женщиной всписке стала актриса Оксана Акиньшина- благодаря запоминающемуся дебюту вСестрах ипоследующему участию вдраме Высоцкий. Спасибо, что живой ипопулярной романтической комедии Восемь первых свиданий.Одни изсамых популярных российских актеров Константин Хабенский иДанила Козловский практически непересекались насъемочных площадках. Уних всего один совместный фильм вкарьере Распутин.Остальные места всписке актёров распределились между мужчинами, которым всилу разного возраста итипажа практически неприходится конкурировать зароли. Самым разноплановым остаётся Константин Хабенский, одинаково любимый зрителями ивмассовых комедиях, ивфестивальных драмах, ивфэнтези про иных. Самый молодой, ноуже сверхвостребованный участник списка Данила Козловский, которого уже сейчас можно сравнить попопулярности стемже Хабенским.Рейтинг режиссёров представляет собой своеобразную модель российского кинематографа вминиатюре. Наверхней строчке пионер вобласти массового кино Тимур Бекмамбетов. Заавторское кино всписке отвечают Алексей Балабанов, каждый фильм которого становился предметом жарких споров, иАндрей Звягинцев, один изсамых известных зарубежом молодых российских режиссеров. Пожалуй, самое неожиданное имя врейтинге СергейБодров-мл., чья жизнь трагически оборвалась ещё в2002 году. Его единственная режиссёрская работа Сёстры обеспечила ему внимание илюбовь зрителей, атакже высокие оценки отпользователей КиноПоиска.Сергей Сельянов, продюсер культовых фильмов Алексея Балабанова, закономерно лидирует врейтинге продюсеров, ктомуже наего счету сверхуспешная анимационная франшиза про трех богатырей (вданном рейтинге неучитывалась) имногочисленные эксперименты сжанровым кино, отсовсем скромного Парня снашего кладбища донашумевшего ипотребовавшего кропотливой работы свизуальными эффектами Призрака. Глава Первого канала Константин Эрнст поддержал как продюсер сразу несколько громких проектов, определивших отношение зрителя котечественному коммерческому кино, прежде всего это Дозоры иВысоцкий. Спасибо, что живой. Авот надесятой строчке благодаря работе над Бумером расположился Сергей Члиянц, несмотря наточто после 2006 года онсделал почти десятилетний перерыв вкарьере.Всписке сценаристов преобладают имена тех, для кого эта профессия неявляется профильной (Бекмамбетов, эстрадные артисты изКвартета И), атакже авторов жанровых, коммерческих картин, которые, как правило, ругают зашаблонные сценарии. Исключения Денис Родимин, Юрий Коротков, Владимир Моисеенко иАлександр Новотоцкий. Изпризнанных критиками авторов врейтинг вошёл лишь Алексей Балабанов, переводчик пообразованию иавтор сценариев ковсем своим фильмам.Свой вкругу своихТворческие союзы виндустрииНесекрет, что постепенно вкино формируются творческие тандемы инетолько тандемы. Продюсеры предпочитают работать содними итемиже режиссерами, режиссеры формируют союзы соператорами иактерами. Так, Андрей Звягинцев снимает все свои фильмы соператором Михаилом Кричманом, Николай Лебедев выбирает наглавную роль всвоих картинах Данилу Козловского, аТимур Бекмамбетов точно знает, что Константин Хабенский станет одним изфакторов успеха его картин.Познакомившись вобщежитии ВГИКа Сергей Сельянов иАлексей Балабанов сталидрузьями, азатем ипостоянными партнёрами: Сельянов, сценарист ирежиссер пообразованию, стал продюсером фильмов друга. Вместе учились исоздатели Квартета И: теперь бывшие однокурсники изГИТИСа успешно снимают комедии истали всознании зрителя своеобразным брендом. Нельзя неупомянуть иродственные связи, часто перерастающие впрофессиональные: режиссёры нередко снимают всвоих картинах детей, жен идругих членов семьи. Например, так началась карьера Константина Крюкова: Федор Бондарчук пригласил племянника юриста иювелира пообразованию сниматься в9-йроте.Бригада интерновКакие сериалы пользуются популярностью узрителяЕсли вначале нулевых ежегодно появлялось около 50 сериалов, токконцу описываемого15-летнегопериода объемы сериального производства увеличились впять раз. Потребность зрителя вконтенте постоянно росла, ителеканалы начали экспериментировать сформатами иадаптировать зарубежные сериалы. Так росла конкуренция ивозникла необходимость создания новых студий, специализирующихся исключительно нателевизионных историях. Однако наиболее высокие оценки пользователей заслужили нескроенные поготовым лекалам ситкомы, аэкранизация классики (Идиот) иоригинальная история про Одессу конца1940-х(Ликвидация).Самымже оцениваемым (ипостепенно терявшим свой рейтинг напротяжении лет) стал, наоборот, комедийный сериал обуднях врачей Интерны (больше 80 тысяч оценок). Онобогнал поколичеству оценок даже культовую Бригаду (больше 72 тысяч оценок). Кстати, время Бригады постепенно прошло: если вначале нулевых нателевидении правили бал криминальные детективы ибоевики, тосейчас напервое место вышли всё теже комедии идрамы.2 420 сериалов произведено с2001 по2015 год.Это всего 13% отобщего числа сериалов наКиноПоиске.17678 зарубежных сериалов появилось втоже время.2,48млн оценок поставили российскимсериалам, вышедшим заисследуемый период.24,1% доля оценок, поставленных русским сериалам, среди всех сериальных оценок наКиноПоиске.Сериал ссамым высоким рейтингом8.5ИдиотОдним изглавных факторов успеха сериала стал актерский состав. Всериале сыграли Евгений Миронов, Владимир Машков, Инна Чурикова, Олег Басилашвили идругие заметные актеры.Самый активный сериальный актёрВладимир Стержаков106 сериаловНасчету актера много популярных проектов, носамый рейтинговый изних сериал Кухня. Внем Стержаков сыграл бизнесмена Даниила Алёхина.Самая активная сериальная актрисаОльга Хохлова94 сериалаСамый рейтинговый проект актрисы сериал Измены наТНТ, внем Хохлова сыграла маму Даши, подруги главной героини.Режиссёр, который снял больше всего сериаловВладислав Николаев27 сериаловПри этом насчитывается 540 режиссеров, которые за15 лет сняли только один сериал.Источник:www.kinopoisk.ru