Финны используют энергию ветра для пассажирских морских перевозок

TravelWeekly, 27.01.2017

Круизный паром Viking Grace, построенный в2013 году специально для маршрута Стокгольм (Швеция) Турку (Финляндия), станет первым вмире гибридным пассажирским судном, ибудет использовать энергию ветра вместе сосновной силовой установкой. Viking Line станет первой компанией, внедрившей технологию насвоём круизном лайнере.

Новая технология называется Rotor Sail Solution иразработана финской компанией Norsepower одним излидеров внедрений возобновляемых источников энергии вморской отрасли. Фактически, это турбопарус (также называемый, роторный парус). Первый такой движитель разработал изапатентовал немецкий инженер Антон Флеттнер в1922г. Его изобретение было названо ротором Флеттнера ипородило целый класс роторшипов роторных судов, использующих вкачестве движителей характерные устройства. Однако домасштабного внедрения разработки наморском транспорте дело дошло только вXXI веке.

Разработка Norsepower является модернизированной версией ротора Флеттнера идовольно компактна. Это полый цилиндр высотой 24м. ишириной всего 4м. Вовремя работы турбопаруса цилиндр вращается вокруг своей оси. Воснове работы движителя лежит физическое явление, при котором поток воздуха, обтекающий вращающееся тело, создает дополнительную силу. Иными словами, если установить вращающийся цилиндр (трубу) ипоместить его наоткрытое пространство (палубу судна) для обдува ветром, тодавление ветра нацилиндр многократно усилится. Именно этот эффект позволяет двигать судно сгораздо большим импульсом, чем при использовании классического громоздкого паруса. Этот явление называется эффектом Магнуса.

Предварительные исследования обещают значительное сокращение расхода топлива и, следовательно, выбросов. Viking Grace использует вкачестве топлива сжиженный природный газ (СПГ). Его расход при использовании установки Rotor Sail Solution сократится на300 тонн вгод. Насэкономленном объёме паром может идти трое суток или более, взависимости отпогодных условий. Таким образом, самое экологичное судно врегионе станет ещё более зелёным. Сочетание водном судне двигателей наСПГ, электрического привода гребных винтов, особой формы корпуса, необразующей большую волну, ироторного паруса невстречается более нигде вмире.

Технология уже доказала свою коммерческую эффективность эксплуатацией нагрузовых судах. Подготовка квнедрению системы наViking Grace началась изавершится в2018г. установкой самого турбопаруса. Работа паруса полностью автоматизирована онзапускается, когда ветровая нагрузка достаточна для эффективной работы. Если система незадействована, тоона нетребует абсолютно никаких дополнительных расходов.

Роторный парус Rotor Sail Solution отNorsepower получил звание Инновация года в2016 году навыставке Electric and Hybrid Marine World Expo вАмстердаме. Насегодняшний день это одна изсамых перспективных разработок вобласти возобновляемых источников энергии вморском транспорте. Независимые исследования показывают, что технология позволяет экономить до20% топлива вгод, взависимости отпогодных условий.

Туомас Риски, генеральный директор компании Norsepower, отмечает: Это первое применение энергии ветра для столь крупного круизного лайнера как Viking Grace. Как инженерная компания, базирующаяся вФинляндии, мыгордимся сотрудничеством сбольшим иизвестным судоходным концерном. Вместе мыидём кновой эре, когда использование вспомогательной силы ветра станет важной частью вморских перевозках.