Платную трассу от Москвы до Петербурга не построят к чемпионату мира по футболу

TravelWeekly, 02.02.2017

Платная скоростная трасса М-11, которая пройдет отМосквы доПетербурга, один изсамых больших инфраструктурных проектов эпохи Владимира Путина. Планировать ееначали еще десять лет назад, астроят с2010 года. Именно ради М-11 вырубили, несмотря напротесты общественности, часть Химкинского леса. Закончить трассу рассчитывали кчемпионату мира пофутболу 2018 года. Однако строительство идет медленнее, чем предполагалось, исрядом серьезных проблем. Спецкор Медузы Иван Голунов выяснил, почему бастуют субподрядчики, какие участки трассы небудут сданы всрок атакже при чем тут человек, даривший квартиры предположительным родственникам Алины Кабаевой.Весной 2004 года Владимир Путин поручил своим подчиненным проработать вопрос остроительстве скоростной автодороги между Москвой иСанкт-Петербургом. Стоимость новой дороги оценивали в150180 миллиардов рублей; планировалось, что около трети этих средств вложат частные инвесторы, которые вернут деньги сбором платы запроезд. Проект стал ключевым для новой госкомпании Автодор, которой было поручено развивать сеть платных дорог повсей стране.Насегодня затраты настроительство трассы составляют около 450 миллиардов рублей, более 80% которых вложило государство. Планировалось, что вся трасса, которой было присвоено название М-11, будет полностью готова вмае 2018 года перед стартом мундиаля. Однако, как выяснила Медуза, вреальности все несколько иначе.Несколько участков дороги небудут сданы всрок, аодин еще даже неначинали строитьВсередине января 2017 года Сергей Кельбах, глава госкомпании Автодор, которая отвечает застроительство дороги, заявил винтервьюрадиостанции Страна, принадлежащей томуже Автодору, что кначалу 2018 года однозначно заработает только половина трассы 360 километров иззапланированных 684. Проблемными оказались сразу несколько участков дороги.Один изних вторая часть будущей М-11, проходящая поМосковской иТверской областям вобход Солнечногорска иКлина (трасса разделена навосемь участков, строительство каждого изкоторых разыгрывалось отдельно). Поплану кеестроительству должны были приступить вначале 2016 года. Однако выбрать подрядчика долго неудавалось наобъявленные конкурсы непоступалозаявок. Автодору пришлось увеличить стоимость 89-километрового участка до74,6 миллиарда рублей ипочти вдва раза снизить долю, которую должен будет внести подрядчик (до7,5 миллиарда рублей, которые затем должны быть возвращены засчет эксплуатации дороги).Наповторном конкурсе виюле 2016 года победила компания Трансстроймеханизация, дочернее предприятие Мостотреста, который отвечает застроительство всех остальных участков трассы, кроме последнего (с543-го километра доПетербурга). Раньше крупнейшим акционером Мостотреста былиструктурыИгоря Ротенберга, сына миллиардера Аркадия Ротенберга; ссередины 2015-го компанией владеет негосударственный пенсионный фонд Благосостояние, подконтрольный РЖД.Трансстроймеханизация начала работу вавгусте 2016-го; насайте компанииуказано, что проект будет выполнен всрок с2016 по2020 год. Согласноконтракту, дорога должна быть сдана вэксплуатацию непозднее 1ноября 2018 года (тоесть ктому времени, как чемпионат мира пофутболу вРоссии уже завершится). Прошлой весной министр транспорта Максим Соколов навстрече сдумской фракцией Единой Россиипредупредил, что участок отСолнечногорска доТвери скорее будет сдан нев2018-м, аближе, наверное, к2019 году. ВАвтодоре утверждают, что все работы ведутся поплану.Вэтом плане тем неменее снекоторых пор вовсе отсутствует еще один участок будущей трассы, который должен пройти вобход Твери. Его строительствопланируютначать после 2020 года; дотех пор пользователи платной дороги вынуждены будут ехать поучастку бесплатной М-10, который частично проходит погороду.Самый северный участок трассы 138 километров между Санкт-Петербургом идеревней Мясной Бор неподалеку отНовгорода, подокументам Автодора, также небудет доделан никначалу 2018 года, никчемпионату мира пофутболу. Сейчас срок его сдачи 30июня 2018-го, через две недели после начала турнира. Вавгусте 2016-го эта часть дороги была готова начетверть.Подрядчики бастуют ижалуются, что имнеплатятСтроительством последнего участка М-11, ведущего кПетербургу, занимается компания Магистраль двух столиц, принадлежащая холдингу ВТБ Капитал ифранцузской компании Vinci. Онадолжнавложить впроект около 19 миллиардов рублей (общая стоимость участка оценивается в76,8 миллиарда).Генподрядчиком строительства была выбрана итало-турецкая компания ICA; среди еепредыдущих проектов, например, новый терминал аэропорта Пулково, абуквально два месяца назад ICA завершила строительство центрального участка Западного скоростного диаметра (внутригородской платной дороги вПетербурге). Всередине декабря впрессепоявилисьсообщения отом, что ICA нанесколько месяцев задерживает оплату работ субподрядчикам, а23января 2017 года представители субподрядчиковперекрыливъезд настроительную площадку трассы. ПоданнымГосинспекции труда поЛенинградской области, вобщей сложности компаниям, выполняющим работы, задолжали около 4 миллиардов рублей.Награни банкротства находятся несколько десятков компаний изПетербурга идругих регионов, которые принимали участие встроительстве, пояснил Медузе президент ассоциации Грузавтотранс Владимир Матягин. Из-за отсутствия финансирования субподрядчики ушли состройплощадки. Пословам Матягина, сейчас натрассе неведутся порядка 80% необходимых работ, ивслучае, если конфликт неразрешится вближайшие три месяца, сроки сдачи участка могут быть сорваны.Ссентября 2016 года варбитражные суды Санкт-Петербурга иЛенинградской области подано два десятка исков кICA наобщую сумму более 156 миллионов рублей (аналогичные претензии ккомпаниивыдвигаютисубподрядчики, работавшие сними настроительстве Западного скоростного диаметра). Воктябре ICAпопросилаМагистраль двух столиц увеличить аванс настроительство трассы.Всередине января ICА планировала провести сбор кредиторов. Нанем компания должна была предложить погасить долги перед подрядчиками строительной техникой однако, каксообщаетДеловой Петербург, впоследний момент собрание было отменено. Вответ подрядчики решили перекрыть въезд настройплощадку; после этого ихвсе-таки пригласили напереговоры спредставителямиICA. Поитогам переговоров Матягин заявил, что деньги зависают вкомпаниях-посредниках, которые идолжны оплачивать работы перевозчикам стройматериалов. 30января выплаты запроделанные работы наконец возобновились; пословам представителя субподрядчиков, погасить всю задолженность ICA обещает непозднее начала марта.Встроительстве дороги участвуют странные компанииОдним изкрупных субподрядчиков последнего этапа трассы является строительно-производственная компания Зеленый город. Ееназваниефигурируетвматериалах надзорных органов, проводящих проверки работы субподрядчиков компании ICА.Раньше Зеленый городзанималсяозеленением игородским благоустройством, однако в2013 году получил крупный подряд наобслуживание Кольцевой дороги вокруг Петербурга (только в2016-м это принесло компании 1,41 миллиарда рублей). Тогдаже Зеленый город заключил сАвтодоромконтрактнаподготовку кстроительству территории последнего участка скоростной трассы за2,7 миллиарда рублей компания должна была вырубить лес иперенести линии электропередачи,получивзаэто вкачестве бонуса все вырубленные деревья (тоесть более 158 тысяч кубических метров древесины только вНовгородской области).Уже в2016 году Зеленый город получил вобщей сложности более полумиллиарда рублей настроительство двух путепроводов идороги, соединяющей скоростную трассу М-11 спродолжением Софийской улицы вПетербурге. Авдекабре тогоже года компания получила 1,05 миллиарда рублей наблагоустройство территории спорткомплекса Лужники кпроведению чемпионата мира пофутболу. Точная сумма подрядов, которые получает Зеленый город отхолдинга ICА настроительстве трассы М-11, неизвестна.Впоследний год Зеленый город намногих тендерах Автодора конкурирует снебольшой компанией Питердорнии. Это тоже заметный субподрядчик настроительстве скоростной трассы в2016 году Питердорнии получила 490 миллионов рублей заосуществление нанескольких ееучастках строительного контроля. Впрочем, укомпаний-конкурентов есть много общего: ониявляютсяединственными учредителями ассоциации дорожных предприятий Зеленый город, ателефоны Питердорнии, указанные врегистрационных данных, совпадают стелефонами офиса Зеленого города.Основателями Зеленого города являются Сергей Кусачев иВиталий Лукашов, которым также принадлежит питомник декоративных плодово-ягодных деревьев вБрянской области; в2015 году совладельцем компании, поданным ЕГРЮЛ, стал Григорий Баевский. В20032009годах БаевскийвозглавлялФГУП Дирекция поинвестиционной деятельности Росавтодора, ав20112014годах Русскую холдинговую компанию, бенефициаром которой является Аркадий Ротенберг. Баевский, которому также принадлежит компания попроизводству наноуглеродных материалов, входит всостав дачного кооператива Отечество вЛенинградской области, который онучредил вместе сбратьями Аркадием иБорисом Ротенбергами.ВнедавнемрасследованииReuters иOCCRP Баевский фигурировал как человек, который любит дарить людям недвижимость. В2009 году бизнесмен передал квартирувМоскве Лейсан Кабаевой, сестре бывшего депутата Госдумы Алины Кабаевой; в2013 году отдал землю идом наРублево-Успенском шоссе Подмосковья некоей 81-летней Анне Зацепилиной, которую впрессеназывалибабушкой Кабаевой. В2015 году квартиру отБаевского получила Алиса Харчева, известная тем, что позировала для календаря кодню рождения Владимира Путина.Еще один субподрядчик петербургского участка трассы М-11 компания А-проект, принадлежащая родственникам председателя правления Евразийского банка развития Дмитрия Панкина, который в20082013годах был заместителем министра финансов России. Поданным ЕГРЮЛ, владельцы компании отец чиновника, 89-летний Владимир Панкин, идочь Елена Архангельская, которая, поданнымДелового Петербурга, работает вбританском отделении Deutsche Bank. Помимо строительства трассы М-11 А-проект участвовал встроительстве тогоже участка Западного скоростного диаметра, которым занималась компания ICA.Участок М-11 неподалеку отаэропорта Шереметьево, 23декабря 2014 годаФото: Сергей Фадеичев / ТАСС / Scanpix / LETAЧастные инвесторы вкладываются встроительство неохотноПоисходному плану, 3035% стоимости строительства дороги, которая составляет около 450 миллиардов рублей, планировалось покрыть засчет частных инвестиций. Согласно подсчетам Медузы, вреальности доля инвесторов составила 20,4%.Только надвух извосьми участков, накоторые разбита трасса, Автодору удалось заключить концессионное соглашение счастными инвесторами: они должны вложить средства встроительство, азатем вернуть их, получая плату запроезд автомобилей поновой трассе.Первый, уже построенный этап трассы строила Северо-западная концессионная компания (СЗКК). Еесоздала французская Vinci вместе соструктурами миллиардера Аркадия Ротенберга ихолдинга Н-транс, вкотором до2004 года работал тогдашний министр транспорта России Игорь Левитин. Концессионное соглашение сСЗКК неопубликовано. Однако впроспекте облигаций СЗККупоминалось, что внем содержится пункт озащите инвестора понему государство немогло увеличивать пропускную способность бесплатного Ленинградского шоссе более чем на10%, авпротивном случае должно былобы заплатить компании штраф.Также СЗКК имеет право потребовать компенсации отгосударства, если количество автомобилей наплатной дороге окажется меньше запланированного. Выполняетсяли этот план, неизвестно: данные околичестве автомобилей, оплативших проезд, компания неразглашает. Сучетом компенсации впочти 5 миллиардов рублей, которую компания ужеполучилаотгосударства в2015 году зазадержку начала строительства трассы, доля инвестора наэтом участке дороги снизилась до53%.Оставшиеся четыре участка трассы строятся подолгосрочному инвестиционному соглашению: подрядчик строительства обязуется вложить впроект часть собственных средств, апосле завершения строительства занимается обслуживанием иремонтом трассы, пока государство возвращает ему вложенное. Подрядчиком этих четырех этапов стали структуры холдинга Мостотрест, который вложил встроительство от10 до16% отстоимости проекта.Впрочем, большая часть вложений частных инвесторов встроительство М-11 квазигосударственные деньги. Например, СЗККполучила20-летний кредит на29,2 миллиарда рублей отгосударственных Внешэкономбанка иСбербанка, которые также выкупили около 70% выпуска 10-миллиардных облигаций компании. Похожая история вконсорциуме Магистраль двух столиц: онполучил10,2 миллиарда рублей вкредит вгосбанке ВТБ ивыпустил облигации на13 миллиардов рублей, большую часть которых выкупил НПФ ВТБ пенсионный фонд. Таким образом, доля собственных средств инвесторов впроектах концессии составила 13,4 и8,7% соответственно.Суммы вложений подрядчиков научастках, которые строятся подолгосрочному инвестиционному соглашению, тоже оказываются меньше установленных. Так, проведя проверку сданного вэксплуатацию летом 2015 года участка строительства трассы вобход Вышнего Волочка, аудиторы Счетной палаты пришли квыводу, что Мостотрест, который должен был инвестировать встроительство 5,2 миллиарда рублей, наделе вложил менее полутора миллиардов. Мировая практика незнает случаев подобного соотношения затрат бюджетных средств ипривлеченных инвестиций при реализации проектов государственно-частного партнерства; аименно 98% кдвум, говорил тогда аудитор Счетной палаты Максим Рохмистров.Кроме того, аудиторы подсчитали, что втечение 18 лет государство выплатит инвесторам платежей насумму почти на10 миллиардов рублей больше, чем предполагаемый объем выручки отплатной дороги заэтоже время, фактически дорога будет продолжать приносить убыток государству, уже будучи построенной. ВАвтодоре тогдасослалисьнато, что Счетная палата несделала поправку науровень инфляции.Пока натрассе нет ниодной заправкиВсю трассу отМосквы доСанкт-Петербурга можно будет проехать зашесть часов сперерывом начашечку кофе,уверялглава госкомпании Автодор Сергей Кельбах напрезентации проекта М-11 в2013 году. Однако донедавнего времени чашечку кофе надвух существующих участках дороги выпить было невозможно: единственное кафезаработалолишь несколько недель назад; дотого изуслуг вспециальных зонах отдыха имелись только биотуалеты итри турника. Нинаодном изучастков дороги сейчас нет заправочной станции.К2018 году госкомпания Автодоробещаетоткрыть натрассе 13 многофункциональных сервисных зон, которые будут расположены пообеим еесторонам: там должны появиться икафе, имагазины, идаже места для зарядки электромобилей. Покаобъявлентолько конкурс навыполнение подготовительных работ для строительства этих зон под них планируется выделить почти 100 гектаров земли, восновном излесного фонда.Сервисные зоныпланируютстроить рядом собъектами, которые могут заинтересовать туристов. Например, отбудущей зоны Мшенцы на368-м километре рукой подать доместныхрадоново-сероводородных источников. Зона на540-м километре будет называться Онег вчесть разрушенной вовремя войны усадьбы, где жила семья композитора Сергея Рахманинова. Усадьбу планируют восстановить к2018 году иоткрыть там музей; стоимость проектаоцениваетсяв120150 миллионов рублей.Конкурс для инвесторов, желающих построить сервисные зоны, пока необъявлен. Несмотря наэто, вапреле 2016 года Автодор иправительство Тверской областиподписалисоглашение снефтяной компанией Роснефть, которое предусматривает строительство неменее четырех автозаправочных станций наМ-11. Еще через три месяца аналогичный документ, предусматривающий строительство двух зон дорожного сервиса, Роснефть иАвтодорподписалисправительством Новгородской области. Количество АЗС, которые планирует построить Роснефть, совпадает сколичеством сервисных зон вданных регионах, которые планируется построить впервую очередь.Чиновники открывают первый участок скоростной платной трассы отМосквы доПетербурга. Справа налево: глава Автодора Сергей Кельбах, руководитель администрации президента Сергей Иванов, губернатор Московской области Андрей Воробьев, помощник президента Игорь Левитин, мэр Москвы Сергей Собянин. 23декабря 2014 годаФото: Сергей Фадеичев / ТАСС / Scanpix / LETAЕздить потрассе будет дорогоОфициально стоимость проезда автомобилей поплатной трассе отМосквы доПетербурга необъявлялась. В2013 году Кельбахпрогнозировал, что поездка обойдется водителю легковой машины в10001100 рублей. Нопосле открытия первых двух участков трассы выяснилось, что уже они обойдутся водителям в740 рублей (500 рублей заучасток, идущий вобход Химок, иеще 240 заучасток вобход Вышнего Волочка) притом что это меньше четверти всей дороги.Вздули цены так, что проехать невозможно,раскритиковалтарифы Владимир Путин вянваре 2016 года. Спустя две недели после заявления президента правительство России ограничило тарифы,установивмаксимально возможную стоимость проезда поплатным дорогам. Запроезд подорогам, построенным поконцессии, цена составит 12 рублей закилометр для легковых автомобилей и38,5 рубля закилометр для грузовиков. Для всех остальных платных дорог тарифы еще ниже 3 рубля закилометр и9,5 соответственно. При этом тарифы могут повышаться раз вгод взависимости отинфляции. После этого тарифы наМ-11 былисниженывсоответствии сновыми стандартами: теперь проезд подвум участкам обойдется в600 рублей.Из609 километров строящейся трассы почти треть строится поконцессии; костальным применяются более низкие тарифы. Таким образом, позакону стоимость проезда повсей дороге для легкового автомобиля может составить неболее 3465 рублей. Поданнымtutu.ru, средний билет наСапсан, купленный занесколько дней допоездки, стоит 2300 рублей (при этом билет наследующий день или надату, когда наСапсаны повышенный спрос, может стоить врайоне 5 тысяч рублей).Источник:meduza.io