Метод Цекало: как шоумен стал первым российским партнером Netflix

TravelWeekly, 06.02.2017

Осенью 2016 года крупнейший вмире онлайн-кинотеатр Netflix впервые купил права нароссийский сериал. Им стал Мажор, выпущенный продюсерской компанией Среда Александра Цекало. Как шоумен, телеведущий ипродюсер развлекательных передач стал производителем серьезных сериалов ипробился намеждународный рынок, разобрался журнал РБК.Смотрите, вот эта вот стоит пластмасскаэто лучшая зарубежная криминальная драма прошлого года заМетод наНью-Йоркском кинофестивале. Вон хьюстонская награда [Хьюстонскогомеждународного кинофестиваля] занегоже, вон Портсмут [приз Международногокинофестиваля вПортсмуте] заСаранчу, 55-летний Александр Цекало показывает корреспонденту журнала РБК многочисленные награды, которые стоят вего офисе.Но здесь это никого непарит, нетрогает. Я несчитаю, чтопередомной наулице должны розы стелиться, ноэто вообще ниначемнеотразилось. А когдамы сидели вSony иразговаривали соСэнфордом Паничем [президентом Columbia Pictures], он, узнав онаградах Метода, сразу попросил показать ему сериал. Я сижу сэтой флешкой, трясущийся. На встречу сначала отвели 30 минут, витоге она длилась два часа, рассказывает Цекало.О своем успехесделке сNetflix он рассуждает спокойно идовольно скромно, безвосторга: Может быть, вАмерике нехватка своих идей. А вдругих странах такие психованные люди, какя, роют землю, чтобыделать сериалы качественно намеждународном уровне.Предполагалось, чтоМажор вкаталоге Netflix изначально появится нарусском языке санглийскими субтитрами уже осенью 2016 года, нопока так иневышел.По словам Цекало, Среда такжеведет переговоры самериканской компанией Critical Content осъемке американской версии сериала, сейчас стороны настадии финального урегулирования. При этом Netflix изучает ивозможность покупки прав надругие сериалы Среды Метод, Саранчу иФарцу, говорит Цекало. Информацию отом, чтоонлайн-кинотеатр интересуется другими сериалами Среды, РБК подтвердил представитель дистрибьютора Ecco Rights, которыйработает скомпанией с2013 года. В Netflix навопросы журнала РБК неответили.Слава богу, ты ушел!Впервые Александр Цекало стал известен в1990-х годах каксолист Кабаре-дуэта Академия, вкотором вместе сЛолитой Милявской исполнял комические куплеты. Дуэт распался нарубеже 2000-х годов, послеухода сэстрады Цекало перебрался нателевидение, ноуже нетольковкачествешоумена. С 2002 года он работал исполнительным, азатем генеральным продюсером телеканалаСТС. Там Цекало запустил порядка17 проектов, срединих Истории вдеталях, Хорошие песни, Хорошие шутки, 6 кадров идругие.В 2007-м Цекало перешел наПервый канал, гдеокологода встатусе заместителя гендиректора Константина Эрнста курировал департамент спецпроектов. Под руководством Цекало наканале, кпримеру, запустилось популярное шоу Стенка настенку. Предложение [Первого] было лестным, ноэто было немое. Должности кактаковые меня неочень интересовалихотелось заниматься собственным творчеством, анеуправлять чьим-то, вспоминает он.В 2008 году Цекало вместе сделовым партнером Русланом Сорокиным ушел всвободное плавание: продюсеры основали компанию Среда.Они познакомились навыходившем наканале СТС шоу Слава богу, ты пришел! в2005 году: Сорокин был его креативным продюсером, Цекалогенеральным продюсером иведущим.На Первый канал оба перешли вместе, апервый заказ Среда получила отпрошлого работодателя: Эрнст доверил бывшему заму работу надшоу пародий Большая разница. Наши любовь иинтерес кпроизводству развлекательного контента были сильнее желания управлять каналом, рассказывает винтервью журналу РБК Руслан Сорокин.По его словам, Среда представила руководству Первого шоу спонятной экономикой ирыночной ценой одного часа, несмотрянасложность ибольшое количество декораций. Сорокин уверяет, чтоу них сЦекало небыло никаких административных преимуществ,компания простохорошо знала требования Первого.Кризис 2008 года Цекало вспоминает спокойно: Кризисныйгод, не кризисныйнеимеет значения. Мозги нужны всегда,каналы все равно снимают программы, сериалы, конкурируют.Да, сокращаются бюджеты иснижается прибыль. Но у нас особый бизнес: мы неможем работать вдва раза больше, чтобысохранить норму прибыли. Рынок простонепроглотит столькоконтента.Сорокин остарте всложный период вспоминает сгордостью: В единственном павильоне, которыйнатот момент работал накиностудии Амедиа, снимались выпуски Большой разницы. Остальные павильоны пустовали год. Правда, продюсер Александр Акопов, возглавлявший Амедиа в20022015 годах, это опровергает: Ситуации, когдаСреда оставалась единственным арендатором павильонов, небыло никогда. По его словам, вкризис 20082009 годов киностудия действительно пустовала, новработе находилось околополовины павильонов.Эскадрилья истребителейОдно изсамых рейтинговых шоу вистории российского телевидения оказалось награни закрытия еще настарте: пилотный выпуск Большой разницы вышел чересчур дорогим, вспоминает Сорокин.Константин Львович [Эрнст] тогда сказал крылатую фразу, чтоему нужен неатомный бомбардировщик, аэскадрилья истребителей. Большая разница должна была стать этой эскадрильей. Коллеги говорили, что[соответствовать запросам Первого] нереально, номы приняли вызов, говорит партнер Цекало. По его подсчетам, расходы насъемки одного выпуска часовой Большой разницы удалось сократить в45раз, до68 млнруб. Продюсеры снимали шоу потехнологии сериального производства, какситкомы. К примеру, все скетчи разыгрывались вдекорациях-трехстенках.Идея проекта Большая разница родилась еще наСТС, насъемках Слава богу, ты пришел!, рассказывает Цекало. Эту идею продюсер обсуждал сосвоим соведущим Михаилом Шацем. Я тогда вспомнил проОСП-студию исказал Мише, чтосожалею отом, чтопроект закрылся, вспоминает он.Шоу выходило вэфир напротяжении шести сезоновсянваря 2008-го доиюня 2014-го. За эти годы продюсерам удалось отснять почти 80 оригинальных выпусков. По подсчетам аналитической компанииTNS, вэфире Первого программа была показана 106раз. В среднем Большую разницу, которая выходила сначала развдве недели, апотом развмесяц, смотрели более 4 млн человек.Доля каждого выпуска (число зрителей программы поотношениюкобщему числу смотрящих телевизор вданный момент) составляла19,3%, рейтинг 6,2%. Самый популярный выпуск Большой разницы (от 13 сентября 2009 года) собрал у экранов7,12 млн человек (доля 33,5%, рейтинг 11%), подсчитала TNS дляжурналаРБК.На протяжении нескольких лет Большая разница кормила Среду. Это был сытный хлеб длякомпании, нонедляее акционеров, признает Сорокин. По его словам, всю прибыль владельцы реинвестировали вразвитие компаниизаказ сценариев ипокупку прав.Успех вРоссии привел ктому, чтоСреда начала производить украинскую версию Большой разницы народине Цекало (Александр родился вКиеве). Отом, сколькоденег компании приносила украинская программа, Цекало неговорит. Однако, пословам Акопова, обычно доход российских производителей наэтом рынке составляет 1015% отсуммы контрактов народине.Сначала шоу выходило наканале ICTV, затем на1+1 иИнтере. На Украине шоу выходило с2009 по2013год. Сколько вэтот проект было вложено денег иокупилсялион, основатель Среды говорить отказался.Сорокин отмечает, чтосъемки украинской Большой разницы помогли хорошо изучить местный рынок. В итоге первый сезон Мажора спустяпару лет снимался вКиеве. Украинская версия также подарила новых героев российскому телевидению: например, актер Андрей Бедняков стал лицом развлекательного канала Пятница.Большая разница подустала натретьем году существования. Мы придумали, каксократить расходы насъемки, нонерассчитали главного:темы, доступные широкой аудитории, быстро иссякли. Программа начала терять аудиторию, рассказывает Сорокин.Тормозил продюсеров исознательный отказ отполитических пародий. Украинские эпизоды были менее скованны. Там мы спокойно пародироваликого угодно икак угодно. Я помню, какВаня [Иван Ургант, соведущий Большой разницы] мне сказал грустную вещь: Знаешь, последнее время мне вести украинскую Большую разницу стало интереснее, чемроссийскую. Там был настоящий кураж, рассказывает Цекало.Всего запять лет совместной работы Среда сняла 17шоу. Это были имногосерийные проекты, такиекакБольшая разница иДураки дороги деньги (РЕН ТВ), ипилотные выпуски, например Кабаре безграниц, три выпуска которого вышли наПервом. Компания сотрудничала практически совсеми крупнейшими эфирными каналами. Но спад популярности Большой разницы вызвал у Цекало желание переориентироваться насериалы.Шоу были финансовым базисом, которыйпомогал компании крутиться, рассказывает продюсер. Новая модель потребовала перестройки бизнеса.Заход сОбратной стороныСериалами Цекало заболел еще впериод работы наПервом. В 2007 году он посмотрел детектив Жизнь наМарсе (Life on Mars) производства Би-би-си ирешил снять адаптацию. В томжегоду я предложил идею Константину Львовичу. Ноон, видимо, необратил вниманиямыжезанимались производством развлекательных программ. Вернулись кпроекту уже послетого, какя ушел сканала, рассказывает Цекало.Воплотить идею удалось в2012 году. Тогда, пословам Сорокина, основателям Среды удалось чуть-чуть выдохнуть ипонять, чтобизнес работает. По итогам 2012-го компания получила крупнейшую всвоей истории выручку 380,5 млнруб. ивпервые зафиксировала чистую прибыль в21 млнруб. Для сравнения, например, в2010-м чистая прибыль Среды составила чутьбольше 1 млнруб., свидетельствуют данные СПАРК-Интерфакс.Дебютный сериал компании, адаптация Life on Mars, получил название Обратная сторона Луны. Нас подкупала возможность сотрудничества содним измировых лидеров сериальной индустрии. Это был первый случай, когдаБи-би-сиотдала проект наадаптацию российскому рынку, рассказывает Сорокин.По его словам, изначально британская корпорация отнеслась кСреде сопаской, посколькудляЦекало иСорокина это был первый сериальный опыт, нопродюсерам удалось завоевать доверие правообладателя. С такимжездравым скепсисом кнам отнесся иКонстантин Львович: мы делали легкий развлекательный контент, атут решили переключиться намногосерийное кино. Мы должны были сделать продукт таким, чтобызритель неотрывался отэкрана все 16 серий, говорит Сорокин.Продать Обратную сторону Луны Первому помогла сила убеждения ЦекалоЭрнст в хорошем смысле слова сдался, вспоминает Сорокин. По его мнению, Цекало благодарятой сделке сломал стереотип: От образа шутника уйти было непросто, ноему удалось.Я посмотрел запределы юмора иувидел там много интересного, подтверждает сам Цекало. В итоге Обратную сторону Луны всреднем (в расчете наодин эпизод) посмотрели3,8 млн человек. Доля каждого эпизода составила порядка17%, рейтинг 5,8%, следует израсчетовTNS. На тот момент средняя доля канала составляла13,7%, писали Ведомости соссылкой наданные агентства Initiative. Для сериала это очень хорошие показатели, ацифры, превышающие среднюю долю канала, можно считать превосходным результатом, говорит продюсер, бывший гендиректор ТНТ Игорь Мишин.Начиналось сериальное производство ни шатко нивалкоснимали посериалу вгод, признает Цекало. Новый контент требовал иных умений изнаний, нежелисъемка развлекательныхшоу, более тонкой драматургии, более узкой специализации кадров. Пути основателей Среды наэтом разошлись. Развилка показаланам, кудакого тянет, объясняет Цекало.Партнеры расстались в2014 году. После выхода Сорокина избизнеса Цекало стал единственным владельцем Среды. Сорокин опричинах ухода говорить отказывается. В 2014 году он вернулся вСТС Медиа надолжность исполнительного продюсера, апослегода работы ушел изхолдинга иосновал собственную продакшен-компанию Nautilus Media, занимающуюся съемкой развлекательных программ.Цекало послеухода Сорокина занялся обновлением штата компании. Процесс, поего словам, продолжается досихпор. К нам люди идут издругих компаний, потомучтохотят здесь работать, хотят делать качественные, непохожие наостальной продукт сериалы, говорит продюсер.После успеха Обратной стороны Луны Первый стал главным партнером компании Цекало вее новой ипостаси. Цекало называет это в какой-то степени эксклюзивным сотрудничеством: все проекты Среды он сначала показывает руководству Первого. Эрнста продюсер считает человеком-пароходом, небезразличие которого помогает двигать индустрию. Первый канал неответил назапросРБК.Сотрудничество Цекало иПервого добавило вбиблиотеку канала девять сериалов. Главным хитом Среды оказался мрачный икровавый детектив Метод сКонстантином Хабенским иПаулиной Андреевой. Каждый эпизод смотрели всреднем5,5 млн человек. Его доля составила25,1%, рейтинг 7,9%, подсчитала компанияTNS.Следующий попопулярностиприглянувшийся Netflix детективный сериал Мажор: сучетом показа повторов серия собирала у экрана более 3 млн человек. Доля составила19,7%, рейтинг 4,5%. Сиквел сериала, премьера которого состоялась 15 ноября 2016 года, оказался неменее популярным: доля 26,2%, рейтинг 8,5%. Мажор мог иневыйти наПервом: пословам Сорокина, сначала опланах Среды снять сериал узнало руководство России 1.Продюсеры дажевстречались спредставителем канала, нотот счел сюжет Мажора неподходящим аудитории основного канала ВГТРК. В холдинге откомментариев отказались.Сериал Фарца привлекал кэкранам порядка2 млн человек каждыйраз. По подсчетамTNS, его доля составила13,8%, рейтинг 3%. Клим, адаптация британского Luther, оказался интересен всреднем1,6 млн человек, его доля составила9,6%, рейтинг 2,3%. Самый экспериментальный проект Среды эротическую драму Саранча зрители восприняли холоднее всего. В среднем эпизод смотрели чутьболее1,1 млн человек. Доля составила8,2%, рейтинг 1,7%.Сегодня Среда впервые снимает дляПервого сериал позаказу канала. Это будет сериал ожизни Льва Троцкого. Команда Цекало уже работает надсценарием. Когда канал заказывает сериал, это круто. Это означает доверие, радуется продюсер.Не совсеми каналами отношения складываются настолькожегладко. Например, винтервью порталу Кино-театр.ру летом 2015 года Цекало рассказывал, чтоСреда получила заказ отСТС наадаптацию еще одного британского хита Отбросы (Misfits). Съемки начались еще в2014 году, новэфир сериал так иневышел. Причину вСТС комментировать отказались.В октябре 2016 года Среда начала съемки мистического сериала Гоголь помотивам Вечеров нахуторе близДиканьки. Изначально предполагалось, чтоего покажетТНТ. Однако руководство холдинга Газпром-Медиа решило иначепоказать сериал поТВ-3.По словам Цекало, Среда заключила договор сТНТ исериал снимается именнодляэтого канала, емужепринадлежат права наконтент. Правообладатель может обходиться ссериаломтак, каксчитает нужным. Могут показать налюбом изканалов холдинга, могут продать, могут непоказать илипоказать тольковинтернете, перечисляетон.Для Среды история сГоголем прецедент. ТНТ поменял правила: они стали отбирать все права. Я согласился, потомучтобыло важно несорвать съемку. Пилот был готов еще год назад, иактеры исъемочная группа ждали, когдамы приступим кпродолжению, объясняет Цекало. Глава субхолдинга Газпром-Медиа развлекательное телевидение Артур Джанибекян винтервью Ведомостям говорил, чтосериал будет передан каналу ТВ-3, посколькуТНТ отказалось отэкспериментальных форматов.То, чтоГогольнеобычный инеожиданный проект дляТНТ, признает иМишин, возглавлявший канал доиюня 2016 года. Но тем неменее, мы рискнули исняли пилотную серию. Ужето, чтовсериале решил сыграть Олег Меньшиков, говорит омногом. Долгие годы он вообще этого неделал. Гоголь может стать новым словом вроссийском сериалостроении, еслитак можно выразиться. Это шедевр, говорит он. По словам Мишина, сериал стал самым дорогим вистории каналаТНТ, ноточную стоимость он неназвалсказал лишь, чторазница состальными сериалами ощутимая.Коллеги относят продукцию Среды квысшей лиге. Это проекты, которые требуют кропотливой работы: где-тоиз-заэкшена, где-тоиз-засюжета, говорит Акопов. По его словам, втом числе эти факторы делают производство подобных сериалов дороже приблизительно на20‒30%сучетом, чтопроизводство контента такого качества может стоить от12 млн до20 млнруб. Среднюю стоимость эпизода Акопов оценил в6‒8 млнруб.Индустрия сериального производства становится все более конкурентной. По подсчетам Цекало, потребность каналов вгод взависимостиотбюджета составляет от20 до40 сериалов по812 эпизодов. Сейчас у нас лежит 20 офигенных идей. Но я знаю наверняка, чтомы несможем снимать следующим летом 20 сериалов. Причин много: нет людей, нехватает режиссеров, актеры завышают гонорары, рассказываетон. В следующем году компания намерена снять 1215 сериалов.Еще лет десять тому назадпредложить актеру российскому сниматься всериале можно было сравнить соскорблением. Считалось, чтоэто длясбитых летчиков, длятех, кого никуда больше невзяли. Потихоньку это стало меняться: продюсеры начали договариваться сактерами, уговаривать их, объясняет Цекало.Среди конкурентов, такжератующих закачественную революцию, он выделяет Валерия Тодоровского, Николая Попова, Александра Акопова идругих продюсеров. Я нехочу говорить: Естья, аесть остальная индустрия. Многие пытаются снимать качественные сериалы. Чем больше нас будет, тем быстрее отомрут дешевые поделки, заключаетЦекало.В третьем квартале 2016 года производство сериалов ителефильмов вРоссии показало максимальный прирост запоследние два года, свидетельствуют данные KVG Research. На разной стадии производства сейчас находятся 700 проектов (6,5тыс. часов), изних 92% составляют сериалы. Такое количество на16% превышает аналогичный показатель 2015 года иявляется максимальным с2014 года. Лидером почислу производимых проектов считается Первый канал (24,5%), заним Россия 1 (15,5%), инатретьем месте НТВ (15%), объем производства длякоторого вырос вдва раза.По итогам 2015 года вразной стадии производства находилось около850 проектов, чтона10% больше, чемв2014 году, свидетельствуют данные KVG Research.Среде участники рынка отводят достаточно скромное место, еслиизмерять компанию вединицах производства контента. В 2015 году у компании было три премьерных сериала (31 час) Лучше небывает, Метод, Фарца. Это составляет0,23% отвсех премьер, подсчитали дляРБК вKVG Research. Для сравнения, лидер 2015 года Солярис промо продакшн (Дом-2, сериал Остров) произвел 930 часов премьерного контента. На втором месте Красный квадрат с910 часами.Иную оценку Среды озвучил Акопов. По его словам, сегодня рынок производства сериалов составляет порядка3,5тыс. часов. Он отметил, чтодоля практически всех активно работающих продакшн-компаний составляет от3 до5%. Среда, поего словам, вписывается вэтижепределы.Среда безУкраиныКогда напереговорах вСША партнеры узнавали, сколькостоит эпизод нашего сериала, они говорили: Офигеть. У нас это в35 раздороже, смеется Цекало. Американская индустрия приэтом остается ориентиром дляСреды.Один продюсер сбольшого канала однажды отметил, чтовШтатах уже неупотребляют термина качественный сериал весь их контент уже поумолчанию соответствует высоким стандартам, объясняетон.Среду погоня закачеством загнала всерьезный минус. Согласно данным СПАРК-Интерфакс, в2013‒2014 годах привыручке 322 млнруб. и189 млнруб. соответственно компания нарастила убыток с2,2 млнруб. до24,4 млнруб. Сотрудничество сBBC оказалось нетолькопрестижным, нои затратным. Цекало нераскрывает, засколькоСреда купила права наадаптацию Life on Mars, ноуточняет, чтозавсе последующие продажи сериала британская корпорация забирает комиссию 50%.Негативную роль сыграл ифинансовый кризис наКипре, гдеу Среды была зарегистрирована компания длярасчета синостранными партнерами. По словам Цекало, компания потеряла все кипрские деньги, ноуспела расплатиться сконтрагентами.Это были непростые годы. Перестройка насериальное производствоболезненный процесс. А наее фоне еще иначали портиться отношения России смиром ипроизошла девальвация. В 2014 годумы, например, сдавали каналу сериал,и, покаон переводил нам средства, из-завалютных скачков вся запланированная прибыль испарилась, рассказывает Цекало.В работу российских производителей телевизионного контента грубо вмешалась политика: компании остались безвторого повеличине рынка сбытаукраинского. Это очень сильно повсем ударило. Были моменты, когдаУкраина была основным источником дохода дляСреды. В отличие отдругих бывших советских республик там платили нормальные деньги заэпизод, объясняет Цекало.Последнее, чтоСреде удалось продать украинским партнерам, все тотжеМажор. Переговоры сНовым каналом, пословам Сорокина, велись полгода. Однако из-заизменений украинского законодательства переговоры опродаже других сериалов Среды были заморожены. Цекало утверждает, чтопомимоэтого украинский канал недоплатил денег запокупку сериала. Новый канал неответил назапрос журналаРБК.Доходы отсотрудничества сукраинскими каналами напорядок отличались отпартнерств сканалами других стран.Так, наУкраине эпизод сериала впрайм-тайм можно продать за$50тыс., вБелоруссииза$500. Помню, мы продавали сериал вАрмению. Я позвонил Артуру Джанибекяну, у которого там есть свой канал. Он говорит: Саш, ну попробую за$1тыс. купить у вас эпизод, испасибо ему заэто. Азербайджан сериалы нарусском непокупал инепокупает. Они смотрят турецкие сериалы. Казахстан смотрит корейские сериалы, закупают их вбольших количествах. Мы окружены странами, которые непокупают российские сериалы, сокрушается продюсер.Качественная революция2015-й стал переломным годом дляСреды. Компания вышла изубытка иснова нарастила выручкудо309 млнруб. Чистая прибыль в2015 году составила3,6 млнруб.Мы выдали ряд ярких проектов, которые выстрелили. Каналы стали меньше бояться рисковать ибольше доверять нам, объясняет Цекало. Продюсер продолжает черпать вдохновение средилучших образцов западного сериального производства. Мы никогда неориентировались нато, чтоуже было сделано вРоссии. Мы всегда хотели предложить что-то новое. Новый язык, подтверждает Сорокин.На Западе Цекало ценит нетолькоконтент, нои подход кпроизводству. Однажды мне хотелосьбы, какВинсу Гиллигану, делать один сериаливсе. Вот Breaking Bad [Во все тяжкие] он делал семьлет. Больше ничем незанимался. Сценаристы, которые писали этот сериал, неписали параллельно еще четыре сериала длядругих продюсеров. Актеры, которые снимались вэтом сериале, неснимались вдругом кино. В итоге все были сосредоточены напродукте, объясняет владелец Среды.Компания взяла четкий ижесткий курс напроизводство хитов. Не думаю, чтомаржинальность этого бизнеса высока, потомучтоколичество денег, которые Среда вкладывает вкачество, наверное, непозволяет получать большую прибыль, ноэто очень хорошо работает вдолгую, говорит продюсер Игорь Мишин. Сделка сNetflix открывает принципиально новые возможности дляпродажи контента, добавляетон. По мнению Мишина, Среда пример того, какмаленькая частная компания нафоне огромных медиакорпораций, в которых работают целые департаменты попродвижению продуктов назапад, пробивает стену междуроссийскими продюсерами имеждународным рынком.Здесь [в сделке] важны нестолькоденьги, сколькопризнание качества российского продукта, заявил РБК гендиректор СТС Медиа Вячеслав Муругов. Он напомнил, чторанее российские игроки уже сотрудничали сглобальными компаниями: в2014 году навидеоплатформах Hulu иHulu Plus началась трансляция четырех сериалов канала СТС Молодежки, Ранеток, Выжить после, Метода Лавровой, затем кним добавилась иКухня.Цекало говорит, чтонесобирается снимать сериалы толькодлякрупных эфирных каналов. Мне былобы прикольно сделать интернет-сериал малобюджетный. Просто поканемогу найти сценарий. Но ищу, подчеркивает продюсер. Своим будущим он по-прежнему считает сериалы: Я вижу свой путь здесь. Он мне интересен, я внем разбираюсь, я знаю его досконально, меня это зажигает.Источник:www.rbc.ru