«Мы — агрессивные. И становимся все более агрессивными»

TravelWeekly, 13.02.2017

Вроссийский прокат 26января выходит четвертый полнометражный фильм режиссера Федора Бондарчука Притяжение. Его предыдущая работа Сталинград (2013) собрала вроссийском прокате более 50 миллионов долларов идосих пор является самым кассовым отечественным фильмом. Притяжение первая картина Бондарчука, действие которой разворачивается всовременной России. Намногоэтажки московского района Чертаново падает космический корабль, ипока министерство обороны пытается установить контакт спришельцами, жители столичной окраины, настроенные враждебно, устраивают беспорядки. Винтервью журналистке Медузы Саше Сулим Федор Бондарчук рассказал, кто скрывается замаской инопланетян, почему онрешил снимать кино осовременной России, как относится кцензуре ипочему сейчас нехочет критиковать власть.Один изглавных признаков хорошего фантастического фильма его достоверность. Фильм работает, если зритель верит вто, что происходит наэкране. Как выэтого добивались вПритяжении?Меня били порукам. (Смеется).Кто?Вот эти вот молодые (сопродюсеры фильма Михаил Врубель иАлександр Андрющенко, оператор Михаил Хасая прим. Медузы), нояих, конечно, обэтом сам просил. Они недавали мне снимать мои любимые кадры снижней точки, все эти dolly inиdolly out (наезд иотъезд камерой прим. Медузы), использовать бифокальные линзы, рапиды итак далее. Тоесть все, что пришло измузыкального видео ирекламы, что ятак люблю изачто меня так часто критиковали. Иногда мывсе-таки использовали эти приемы, новрезультате все вырезали.Если отвечать наваш вопрос, тодостоверности ядобивался, используя ручную камеру, почти документальную съемку, аеще унас вкадре постоянно идут сводки новостей. Мыоткрывали ютьюб, вбивали взапрос Бирюлево исмотрели, как это все выглядит наэкране, апотом брали вруки камеру ишли снимать. Много использовали камеры GoPro, ведь сейчас есть уже целое направление GoPro-арт, неговоря уже офильме Ильи НайшуллераХардкор, который весь был снят отпервого лица. Одним словом, супервайзерам покомпьютерной графике пришлось нелегко, чтобы потом вэтот материл добавить детали инопланетного мира.Дальше была цветокоррекция. Явсе предлагал докрутить цвет, сделать поконтрастнее, нооператор Михаил Хасая постоянно меня отэтого отговаривал, говорил: Ну, подождите, успокойтесь.Потом явдруг понял, что просто прячусь заэтими техническими приемами. 9 рота история 1989 года, вывод войск изАфганистана, Сталинград 1942 год, Великая Отечественная война итут мне впервые нужно было снять фильм про здесь исейчас. Помню, как явстаю утром: весна шарашит, солнце, настроение хорошее аядумаю, какбы соскочить, ведь через два дня съемки. Мне допоследнего момента было очень страшно снимать этот фильм. Когда тыснимаешь про день сегодняшний, утебя неостается никаких заслонок, помощников ввиде времени, отделяющем действие твоего фильма отмомента, вкотором тыживешь.Ияоказался несовсем готов кэтому путешествию, тут было много нового.Притяжение третий трейлер (2017) / Attraction trailer (subtitles)SonyPicturesRUАктому, что наваш фильм пойдет совсем новая аудитория нета, что ходила наСталинград, выготовы?НаСталинград действительно пошла взрослая аудитория, носнимать только для тех, кому 12-25 лет, янехочу. Хотя вслучае сПритяжением получилось именно так: чего стоит только музыка, которая унас звучит! Недумаю, что Сергей Леонидович Гармаш мой киноталисман, снимавшийся вкартине, знает, например, кто такой Скриптонит, Оксимирон или Фараон, или что онслышал про wechat-мессенджеры, нопри этом мне очень хочется, чтобы именно такой коллективный Сергей Леонидович Гармаш пришел вкино.Ядро аудитории нашего фильма действительно составляют люди ввозрасте 12-25 лет, нонескажу, что яснимал кино для них, скорее, проних. Ябы очень хотел, чтобы его посмотрели иродители возможно, фильм поможет имналадить разговор сдетьми.Мыпроводили фокус-группы, результаты которых меня совершенно поразили. Школьники 12-17 лет свободные, все считывают, умненькие, веселые, раскрепощенные. Нокогда они заканчивают школы, топревращаются встрашных консерваторов, нежелающих смотреть насебя взеркало иразговаривающих словами изтелевизора.Что сними происходит? Может, это часть взросления или такая защитная реакция, или импросто комфортно живется всобственном мире? Уменя нет ответа. Меня поразило ихагрессивное неприятие других, иречь ведь здесь непро инопланетян просто других: поцвету кожи, ссерьгой вухе, крашеных, бритых итак далее. Они ихнепринимают.Выуже говорили, что Притяжение фильм оприбытии инопланетян только формально, анасамом деле ваша новая работа отом, что происходит вокруг нас здесь исейчас. Кого именно тогда выскрыли под маской пришельцев?Янеявляюсь автором идеи фильма. Еепринесли нам настудию мои сопродюсеры Миша Врубель иСаша Андрющенко. Эта история родилась, вчастности, после событий вБирюлеве (беспорядки наюге Москвы произошли в2013 году после того, как 25-летний Егор Щербаков был убит выходцем сКавказа, прим. Медузы). Тогда тысячи людей увидели всвоем городе идаже всвоем дворе проявление невероятной агрессии, вдруг ихрайон стал жить покаким-то своим правилам.Витоге мырешили снимать неочеловечках сдлинными руками иногами, необустройстве ихкосмического корабля, инеотом, как вывести его изстроя, апро людей иихсложные характеры. Чего только стоит трансформация персонажа Саши Петрова. Мне кажется, этот агрессивный молодой человек, которого мывидим вфинале картины, есть вкаждом изнас, просто мыего душим, прячем заобразованием, гуманизмом, который пытаемся всебе развивать воспитанием, религией.ВАмерике унаучно-фантастических фильмов про инопланетян долгая история, нонельзя сказать, что сейчас этот жанр переживает расцвет. Всовременной России опришельцах еще точно неснимали. Вас это подстегивало?Меня подстегивало то, что всовременном российском мейнстриме нет фильмов осегодняшнемдне. Был только Духless, который перед выходом наэкран все страшно критиковали иговорили, что книга устарела иснимать про наше время опасно. Ивсе. Все большие фильмы-события: недавний Викинг далекое-далекое прошлое, Сталинград 1942 год, 9 рота 1989 год, Ледокол середина 1980-х, Экипаж стоит отдельно, Легенда № 17, Турецкий гамбит, 72 метра, Батальон. Все последние большие релизы это фильмы опрошлом.Почему снимать про нынешнее время может быть опасным?Уточню, яимею ввиду мейнстрим неартхаус, его как раз сегодняшний день иволнует. Может быть, для начала нам нужно представить систему координат, вкоторой должны существовать идействовать современные герои. Какой должна быть политическая или общественная система? Как это все будет выглядеть? Обойти эти вопросы все-таки неполучится. Поэтому унас нетолько про инопланетян неснимают, ноипро реальных современных людей.Фото: Арт Пикчерс Студия, Водород / WDSSPRДаивсоветские времена обинопланетянах что ямогу вспомнить сняли всего три картины: Солярис, Через тернии кзвездам иМосква-Кассиопея. Иэто была страна, которая отправила первого человека вкосмос, чей космонавт впервые вышел воткрытый космос. Почему? Консерватизм, страх, внутренняя несвобода.Для меня как для режиссера Притяжение работает сразу вдвух направлениях: содной стороны, это первые инопланетяне всовременной России,сдругой возможность поговорить оважных вещах, ведь жанр фантастического кино очень изменился запоследние годы. Как Кристофер Нолан сосвоим Темным рыцарем изменил фильмы-комиксы, так иНил Бломкамп сРайоном № 9 приблизил нас сегодняшних ккакбы фантастическому миру будущего. Стех пор стали появляться совершенно другие фильмы окосмосе, например Интерстеллар или Прибытие. Это картины непро инопланетян или межгалактические путешествия,апро людей.Расстояние отэкрана дозрительного зала сокращается, ичем меньше оно становится, тем интереснее. Приметы, черты нашего времени есть ивМарсианине. Для меня этот фильм вообще торжество образования ипросвещения. Думаю, что выпускники Йеля, Принстона или МГУ, когда его смотрели, просто кричали: Это наш парень наМарсе. Ведь именно сегодня Илон Маск объявляет набор волонтеров для миссии наМарс, инанего отзываются около миллиона человек. Мир меняется, авместе сним икино, непонимаю, почему нам это неинтересно.Так получается, что ваши фильмы определяют вектор развития всего российского кинематографа, всей индустрии встилистическом итехническом плане, кроме того, выоткрываете новых актеров. Когда вывыбираете очередной проект, увас мелькает мысль, что новый фильм Федора Бондарчукаобязательно должен исследовать новую территорию, стать событием? Насколько это осознанно?Признаваться вэтом, наверно, нескромно, ночего уж, мелькает. (Смеется).Когда ясказал, что мыбудем снимать Сталинград в3D, аеще лучше вIMAX, все крутили увиска. Унас очень консервативный взгляд насакральную тему Великой Отечественной войны: видеале фильмы овойне должны быть черно-белыми, аеще лучше советскими. Итолько после того, как яснял пробную панораму будущего Сталинграда, несцену боя, апросто солдат, сидящих вруинах, ясмог убедить коллег, что так можно. Ачего мне стоило сделать трейлер под кавер What, аWonderful World наанглийском языке? Отношусьли ясерьезно ктому, что задаю тренды? Наверное, нет, нополучается именно так.Помню, как яотказывался отполнометражных картин после того, как окончил ВГИК, изанимался рекламой иклипами. Меня это невероятно трогало изаводило. Первооткрывателем быть интересно. Иясгордостью могу сказать ипусть меня закидают шапками вПритяжении есть кадры, которые выеще невидели.Вот [Евгений] Гришковец даинетолько он скритикой обрушился нафильм Викинг, говорит, ненужно нам этовсе. Аясчитаю, что Викинг необходим ичто важно развивать отечественную индустрию. Другое дело, что новое кино должно быть самобытным, должно опираться наклассический советский кинематограф. Это сложный путь, новедь вИндии получилось создать свой национальный кинематограф. Ну, любим мыбалалайки, колядки, ну, нравится нам, как играют наши артисты, ипусть мыпри этом все большие поклонники англо-саксонской школы. Мне кажется, что российская индустрия кино может возникнуть только наочень близком нам материале. Поэтому ятак дорожу этим Чертаново итем, что летающие, суперсовременно выглядящие, просчитанные насуперкомпьютерах исделанные попоследнему слову цифрового дизайна машины летают именно там.Стой позиции, которую вызанимаете вроссийской киноиндустрии, как высмотрите напроблему цензуры вкультуре иискусстве? Какую сторону вызанимаете вобщественной дискуссии, которая разгорелась послеречи Константина Райкина? (Константин Райкин выступил наседьмом съезде Союза театральных деятелей России воктябре против цензуры прим. Медузы).Вэтом разговоре я, конечно, настороне Константина Аркадьевича, янемогу комментироватьоскорблениягосподина Залдостанова это совсем загранью. Явсегда буду настороне художника, ясним готов разговаривать, спорить идискутировать, ноникак нехамить!Что касается вмешательства государства вкультуру иискусство, намой взгляд, государство неможет диктовать, номожет идолжно предлагать темы. Мне кажется, что весь сыр-бор начался именно из-за неверных трактовок того, что именно раскритиковал Константин Райкин. Диктовать ничего нельзя, нопредлагать почему нет?Фото: Арт Пикчерс Студия, Водород / WDSSPRМне кажется, вРоссии получилось достичь некого баланса. Честно говоря, янезнаю ниодного примера, когда картина, как всоветские времена, ложиласьбы наполку или когда художника заставлялибы вырезать изфильма какой-то план, реплику или сцену. Да, много обсуждали Левиафана Андрея Звягинцева или Дурака Юрия Быкова, ноникаких запретов ненакладывали. Вообще, довольно сложно говорить оцензуре вситуации абсолютно свободного интернета.Мывыходим впрокат вКитае, итам изПритяжения вырезали почти 20 минут экранного времени. Вот это японимаю цензура! Когда тысталкиваешься стаким, тебе начинает казаться, что здесь тыфантастически свободен иможешь позволить все что угодно. Другое дело, что устраивать круглые столы, встречи сминистерством культуры, садминистрацией президента ипроговаривать возникающие проблемы, спорить, критиковать, конечно, необходимо.Почему, наваш взгляд, тон всех этих дискуссий получается таким резким?Мыагрессивные истановимся все более агрессивными. Включите новости: каким тыдолжен быть, если утебя картинка мира такая? Яснимал Притяжение втом числе иобэтом нужно говорить, предупреждать.Угероев Притяжения довольно четкая гражданская позиция.Насколько вам важно иметь возможность выражать еевсвоем творчестве?Для меня важно высказывать любую позицию: гуманитарную, политическую, культурологическую. Конечно, важно. Незнаю, что еще сказать.Естьли какие-то сдерживающие факторы?Только внутренние. Янебуду ставить эксперимент назрителях, пользоваться запрещенными приемами. Напервом курсе ВГИКа студентам говорят: пистолет, наставленный наэкран, это запрещенный прием, существуют идругие инструменты, чтобы вызвать узрителя сильную эмоцию. Нельзя убивать животных вкадре хотя есть примеры вистории кино, когда режиссеры-психи шли наэто, чтобы добитьсямаксимального эмоционального подключения узрителя.Всегда вспоминаю фразу: Что нужно драматическому писателю? Философия, бесстрастие, государственная мысль историка, догадливость, живость воображения, никакого предрассудка любимой мысли. Свобода. Это Александр Сергеевич Пушкин. Вечная классика иизвечный разговор, поэтому важный.Раз ужмыобратились кклассике: для многих больших художников, критически мыслящих, быть воппозиции квласти это просто правило хорошего тона. Можетли сегодня вРоссии крупный режиссер вести свластью критический диалог?Критика, по-моему, всегда прекрасна. Возможно, яидеализирую этот мир, ивозможно, это связано стем, что ясейчас нахожусь впереходном состоянии мне скоро исполнится 50 лет. Япожил водной стране, потом вдругой стране. Моя жизнь впринципе очень изменилась запоследнийгод. Носейчас янахожусь вгармонии ссобой, ясвободно говорю отом, что мне важно, икритика, разговор свластью это нормально.Яподдерживаю [Владимира] Путина, для меня это нормально. Яэто говорю, понимая, что прочитаю наМедузе ухкакие комментарии! Нояэто говорю с2004 года.Художники, кинематографисты ивообще люди искусства находятся вперманентной критике инеприятии любой власти сэтим согласен абсолютно. Естьли это унас встране? Конечно, есть. Хорошо это или плохо? Так было всегда. Акто еще будет оппонировать, кто будет выявлять иуказывать напроблемы, пусть даже сгущая краски? Только люди искусства.Выоднажды сказали винтервью: Моя позиция: должны быть художники, которые внутри власти критикуют саму власть. Измениласьли ваша позиция стех пор?Если она изменилась, тотогда яразочаруюсь вовсем. Конечно, должны быть художники, которые критикуют власть, вообще любой институт власти. Конечно, акак без этого? Иначе власть будет деградировать.Фото: Арт Пикчерс Студия, Водород / WDSSPRНосебя выкним неотносите?Яуже нераз высказывал свою позицию, новданный момент мне интереснее снимать кино. Авсе мои бодрые выступления можно посмотреть винтернете. Сейчас мне просто жалко тратить навсе это время, сейчас очень хочется снимать. Через год, два, три ябуду уже другим. Займусь тогда критикой или незаймусь, незнаю, носейчас кино. Надругое времени нет.Меня интересует молодая кровь, молодые кинематографисты, япитаюсь отних, меня интересует то, что янедоучил, недочувствовал, неузнал, чем могу поделиться. Времени так мало, имне его очень жалко, яхочу получать удовольствие отпрофессии.Высказали, что запоследний год очень изменились. Такая перезагрузка происходит свыходом каждого фильма или это именно Притяжение?ВПритяжении для меня есть вторые смыслы, которые действительно притягивают. Уменя жизнь сильно изменилась, ясейчас занимаюсь собой исвоим кино, которое сам снимаю, кино это жизнь, это люди, впервую очередь.Насколько для вас важно, чтобы ваши близкие придерживались одних взглядов свами?Совершенно неважно. Яслушаю вечерами ихожу налекции Димы Быкова. Могу заехать вгости кКсении Собчак иполучить свою порцию критики. Могу поужинать соСтаниславом Сергеевичем Говорухиным. Янедумаю, что демократы иреспубликанцы нежмут друг другу руки, встречаясь где-то напремии Оскар. Меня окружают порядочные люди, надеюсь, что яихтоже неподвожу.Источник:meduza.io