На прошлой неделе центр бронирования туров (ЦБТ) группы компаний Ехать анонсировал акцию небывалой щедрости. Агентам предлагалось бронировать через ЦБТ туры по любым направлениям у массовых туроператоров по повышенной комиссии. Вестник АТОР попытался разобраться, что смутило в акции турагентов и туроператоров.Условия акции ПРОСТО, НАДЕЖНО и ВЫГОДНО опубликованы на сайте ЦБТ. Компания предлагает турагентам повышенную комиссию при бронировании туров от таких компаний, как Библио Глобус (до 10%), Санмар (до 10%), Пегас Туристик (до 12%), Анекс Тур (до 14%), Натали Турс (до 12%) и т.д.Повышение комиссии — стандартный способ привлечения агентств и повышения количества забронированных туров. Однако участников рынка смутило то, что по некоторым туроператорам обещанная комиссия превышает ту, которые в принципе возможно получить от туроператора. Так, например, ЦБТ предлагает агентам 10% за тур от Библио Глобуса (по любому зарубежному направлению), отмечая, что стандартная комиссия от туроператора составляет 7%. Напомним, что Библио Глобус теперь дает 10% только при бронировании туров по России. Аналогичная ситуация с Санмар — туроператор дает максимум 7% — вдруг ЦБТ готов предложить 10%.Вестник АТОР опросил ряд туроператоров с просьбой прояснить, существуют ли особые условия для некоторых турагентов или консолидаторов туров. Гендиректор PegasTouristik Анна Подгорная сообщила, что в этом году все агенты получают от туроператора максимум 12% агентского вознаграждения. В Библио Глобусе также сообщили, что ни для кого привилегий не предусмотрено.Опрос туроператоров обнаружил еще одну интересную подробность. Так, ни компании Ехать, ни ЦБТ в базе агентов таких туроператоров, как Pegas и Библио Глобус попросту не обнаружено. Это позволяет сделать вывод, что компания не сотрудничает с указанными туроператорами, как минимум, напрямую. Поэтому, если туроператор действительно не имеет прямого агентского договора с этой компанией, то ЦБТ или Ехать может продавать туры этих туроператоров только по субагентским договорам. А это значит, что субагент агитирует бронировать у себя туры не прямых клиентов, а другие юридические лица. Маловероятно, что подобная схема работы предусмотрена его субагентским договором а тем более — санкционирована туроператором.Вестник АТОР обратился за комментарием к самой ЦБТ. Ответ на запрос пришел в пятницу, 10 февраля. К сожалению, в нем не было информации ни о наличии (или отсутствии) договоров с перечисленными в акции туроператорами, ни об источниках дополнительного финансирования агентов за счет повышения комиссии. Спасибо за внимание, проявленное к нашей компании. На данный момент мы проводим маркетинговые исследования — говорится в письме.Центр бронирования туров — что это?Центры бронирования туров существуют, в том числе, в каждой сети турагентств, — говорит исполнительный директор Альянса турагентств Наталья Осипова. Подобные центры работают как агенты и создаются с целью обработки заявок от турагентств, желающих получать максимальную комиссию от туроператора, но не вступать в сеть и не покупать франшизу. Цепочка покупки тура при такой схеме работы выглядит следующим образом турист — субагент — агент — туроператор.Для работы с центром бронирования той или иной сети агенту достаточно заключить с ним договор. Заявка к туроператору подается от лица центра бронирования, что дает этой компании возможность получать дополнительный объем заявок на туры у того или иного оператора и, как следствие, повышенную комиссию. Агентство, которое работает непосредственно с туристом, получает возможность заработать повышенную комиссию, но при этом может не иметь прямого договора с туроператором и не должно нарабатывать собственные объемы для повышения уровня вознаграждения. Чаще всего, центры бронирования оставляют себе часть комиссии. Обычно это 0,5-1%, — поясняет эксперт сети турагентств Global Travel.Работа центров бронирования туров выгодна не только агентам, но и туроператорам — это единое юрлицо, гарантия оплаты тура, большой поток заявок. Туроператоры высоко ценят подобных партнеров и, зачастую, благодарят их бонусами, акциями и т.д. Ситуация, когда туроператор даже не знает о существовании в партнерах отдельного центра бронирования туров, ставит под сомнение надежность маркетинговой акции этой компании. В данном случае юристы рекомендуют внимательно изучать правовые основания работы компании.