"Маркетинговые исследования" компании "Ехать" смутили рынок

TravelWeekly, 15.02.2017

На прошлой неделе центр бронирования туров (ЦБТ) группы компаний Ехать анонсировал акцию небывалой щедрости. Агентам предлагалось бронировать через ЦБТ туры по любым направлениям у массовых туроператоров по повышенной комиссии. Вестник АТОР попытался разобраться, что смутило в акции турагентов и туроператоров.Условия акции ПРОСТО, НАДЕЖНО и ВЫГОДНО опубликованы на сайте ЦБТ. Компания предлагает турагентам повышенную комиссию при бронировании туров от таких компаний, как Библио Глобус (до 10%), Санмар (до 10%), Пегас Туристик (до 12%), Анекс Тур (до 14%), Натали Турс (до 12%) и т.д.Повышение комиссии — стандартный способ привлечения агентств и повышения количества забронированных туров. Однако участников рынка смутило то, что по некоторым туроператорам обещанная комиссия превышает ту, которые в принципе возможно получить от туроператора. Так, например, ЦБТ предлагает агентам 10% за тур от Библио Глобуса (по любому зарубежному направлению), отмечая, что стандартная комиссия от туроператора составляет 7%. Напомним, что Библио Глобус теперь дает 10% только при бронировании туров по России. Аналогичная ситуация с Санмар — туроператор дает максимум 7% — вдруг ЦБТ готов предложить 10%.Вестник АТОР опросил ряд туроператоров с просьбой прояснить, существуют ли особые условия для некоторых турагентов или консолидаторов туров. Гендиректор PegasTouristik Анна Подгорная сообщила, что в этом году все агенты получают от туроператора максимум 12% агентского вознаграждения. В Библио Глобусе также сообщили, что ни для кого привилегий не предусмотрено.Опрос туроператоров обнаружил еще одну интересную подробность. Так, ни компании Ехать, ни ЦБТ в базе агентов таких туроператоров, как Pegas и Библио Глобус попросту не обнаружено. Это позволяет сделать вывод, что компания не сотрудничает с указанными туроператорами, как минимум, напрямую. Поэтому, если туроператор действительно не имеет прямого агентского договора с этой компанией, то ЦБТ или Ехать может продавать туры этих туроператоров только по субагентским договорам. А это значит, что субагент агитирует бронировать у себя туры не прямых клиентов, а другие юридические лица. Маловероятно, что подобная схема работы предусмотрена его субагентским договором а тем более — санкционирована туроператором.Вестник АТОР обратился за комментарием к самой ЦБТ. Ответ на запрос пришел в пятницу, 10 февраля. К сожалению, в нем не было информации ни о наличии (или отсутствии) договоров с перечисленными в акции туроператорами, ни об источниках дополнительного финансирования агентов за счет повышения комиссии. Спасибо за внимание, проявленное к нашей компании. На данный момент мы проводим маркетинговые исследования — говорится в письме.Центр бронирования туров — что это?Центры бронирования туров существуют, в том числе, в каждой сети турагентств, — говорит исполнительный директор Альянса турагентств Наталья Осипова. Подобные центры работают как агенты и создаются с целью обработки заявок от турагентств, желающих получать максимальную комиссию от туроператора, но не вступать в сеть и не покупать франшизу. Цепочка покупки тура при такой схеме работы выглядит следующим образом турист — субагент — агент — туроператор.Для работы с центром бронирования той или иной сети агенту достаточно заключить с ним договор. Заявка к туроператору подается от лица центра бронирования, что дает этой компании возможность получать дополнительный объем заявок на туры у того или иного оператора и, как следствие, повышенную комиссию. Агентство, которое работает непосредственно с туристом, получает возможность заработать повышенную комиссию, но при этом может не иметь прямого договора с туроператором и не должно нарабатывать собственные объемы для повышения уровня вознаграждения. Чаще всего, центры бронирования оставляют себе часть комиссии. Обычно это 0,5-1%, — поясняет эксперт сети турагентств Global Travel.Работа центров бронирования туров выгодна не только агентам, но и туроператорам — это единое юрлицо, гарантия оплаты тура, большой поток заявок. Туроператоры высоко ценят подобных партнеров и, зачастую, благодарят их бонусами, акциями и т.д. Ситуация, когда туроператор даже не знает о существовании в партнерах отдельного центра бронирования туров, ставит под сомнение надежность маркетинговой акции этой компании. В данном случае юристы рекомендуют внимательно изучать правовые основания работы компании.