Поезда дальнего следования: когда нам дадут Wi-Fi в дороге?

TravelWeekly, 23.02.2017

Интернет является постоянным спутником нашей жизни, поэтому Wi-Fi стал сервисом, которым путешественники хотели бы пользоваться не только на вокзалах, но и во время поездок. Особенно Wi-Fi актуален во время долгих путешествий, когда пассажиры проводят в поезде несколько часов или даже дней, а мобильная связь 3G/4G не всегда способна предоставить бесперебойный доступ в сеть.Стоит отметить, что услуга беспроводного доступа в интернет уже предоставляется пассажирам московского метрополитена (МаксимаТелеком) и действует на многих столичных маршрутах наземного транспорта (Netbynet). Пилотный проект по предоставлению доступа в интернет был реализован в 2016 году в автобусах, следующих в сторону аэропорта Пулково (Netbynet) на маршрутах №39 и №39Э, и в троллейбусах №22 (NetByNet и МТС). Совсем скоро Wi-Fiпоявитсяв петербургском метро. Беспроводной интернет проникает в общественный транспорт и других городов России: Кишинева, Хабаровска, Краснодара, Омска, Находки, Пятигорска, Уфы и Ташкента.В 2015 году общественный Wi-Fi стал доступен в поездах Аэроэкспресс. Оператором услуги стала компания РДЛ-Телеком. Для обеспечения высокоскоростного доступа в интернет компания объединила трафик четырех операторов сотовой связи — МТС, Мегафон, Yota и Билайн.В Московском регионе бесплатный Wi-Fi доступен в электропоездах Ласточка, курсирующих по Московскому центральному кольцу (МЦК). Подключение к интернету происходит с помощью LTE-сети крупнейших операторов — МТС, Билайн и Мегафон.Осенью 2016 года публичный Wi-Fi появился в 4 пригородных электричках Московского транспортного узла. После окончания пилотного проекта, ОАО Центральная пригородная пассажирская компания (ЦППК) будет решать вопрос о расширении зоны предоставления услуги на другие маршруты. Что касается электропоездов, то успеха добились не только столичные проекты, например, Wi-Fiпоявилсяв электричках Уфы в рамках программы Топар. Подробнее о Wi-Fi на транспорте можно узнатьздесь.Wi-Fi в поездахВысокоскоростные поезда Сапсан тоже предлагают своим пассажирам воспользоваться беспроводным интернетом. С прошлого года путешественники, которые приобрели билеты первого и бизнес-класса, могут не только подключиться к Wi-Fi бесплатно, но и посмотреть фильмы, послушать аудиокниги или музыку, почитать журналы на информационно-развлекательном портале, разработанном специально для поездов Сапсан. Пассажирам эконом-класса бесплатный Wi-Fi пока недоступен, но подключиться в интернету можно платно с помощью скретч-карты или оплатив услугу либо банковской картой, либо с лицевого счета абонента Мегафон. Стоимость услуги составляет 100 рублей за час, 200 рублей за 2 часа. Предусмотрены тарифы и на более длительное время. Для организации сервиса вдоль железнодорожных путей, по которым следуют поезда, были установлены дополнительные базовые станции в целях обеспечения непрерывного покрытия сигналом. Всего в рамках проекта было установлено 120 дополнительных станций. В каждом вагоне установлены репитеры, усиливающие сигналы сотовой связи, а в одном из вагонов состава располагаются несколько модемов с сим-картами и промышленный роутер. Сигнал усиливается антеннами на крыше этого вагона. Внутри других вагонов на потолке тоже есть антенны, они подключаются к роутеру и распределяют трафик. Все оборудование управляется сервисным ПО. Скорость передачи данных составляет примерно 2 Мбит/с.Источник фото: youtube.comКомпания Мегафон стала оператором Wi-Fi и на международных скоростных поездах Allegro, следующих из Санкт-Петербурга в Хельсинки. Для того чтобы пассажиры Сапсана и Allegro могли воспользоваться интернетом в поездке, Мегафон вложил в сетевую инфраструктуру 800 млн. рублей в 2013 году. Сейчас стать оператором беспроводного интернета в поездах Allegro планирует компанияTele2.В сфере дальнемагистральных пассажирских перевозок тоже наблюдается развитие беспроводных сетей. Сервис доступа в интернет предоставляется на направлениях Москва-Хельсинки (Лев Толстой), Москва — Нижний Новгород (Буревестник), Москва — Санкт-Петербург (Невский Экспресс), Санкт-Петербург — Нижний Новгород (Волга) и других фирменных поездах АО Федеральная пассажирская компания, всего 14 поездов. В основном, в фирменных поездах эта услуга платная. А буквально месяц назад компания ФПКзаявилао том, что в 2017 году беспроводное подключение к интернету появится в 50% поездов дальнего следования. Кроме подключения к интернету, пассажиры смогут получить беспроводной доступ к локальному серверу и воспользоваться информационно-развлекательным порталом, разработанным сервисами Okko, Туту.ТВ или TvZavr. На сайте будут размещены фильмы, аудиозаписи, книги и другой контент, а также сервис заказа еды из вагона-ресторана и маршрут поезда. Планируется, что услуга будет стоить около 100-200 рублей в сутки. Подключение к интернету станет возможным благодаря спутникам, 3G и LTE-сетям мобильных операторов, установке базовых станций на пути следования поездов. Сейчас сервис тестируется в нескольких вагонах поезда №144 (МоскваКисловодск). К 2020 году РЖДсобираетсяорганизовать беспроводные сети на всех поездах дальнего следования.Как это работаетОрганизовать Wi-Fi в подвижном составе можно двумя способами:с помощью подключения к станциям 3G и LTE-сетей операторов сотовой связи;с помощью подключения к спутнику.Спутниковая связь надежней, так как сети 3G не везде имеют стопроцентное покрытие, но при этом стоит дороже. Для обеспечения бесперебойного сигнала используют гибридные системы, которые способны подключаться и к базовым станциям операторов, и к спутнику. В одном из вагонов устанавливается подстанция, которая ловит сигнал, а затем с помощью сетевого оборудования распределяет его по другим вагонам.Рассмотрим одно из технических решений с применением спутниковой связи, реализованных компанией Mobile Inform Group на фирменном поезде Лотос, курсирующем из столицы в Астрахань. Спутниковое оборудование устанавливается в одном из вагонов, а во всем составе организуется локальная сеть с помощью точек доступа и антенн. Если планшет или ноутбук подключается к локальной сети, то он автоматически получает доступ в интернет по каналу от спутника. Важная задача, которую требуется решить при организации Wi-Fi-сети в поезде, — это возможность ее самовосстановления и самоорганизации при изменении порядка вагонов. Решением стало построение беспроводной Mesh-сети в подвижном составе. Точки доступа используют 2 радиоканала: один для связи друг с другом, а второй для подключения устройств пассажиров. Услуга беспроводного доступа в интернет уже предоставляется на железных дорогах США, Канады, Израиля, Японии. Wi-Fi уже доступен пассажирам польской компании PKP Intercity. В ближайшие годы сервис планируют запустить Сингапур, Великобритания, Германия.Конечно, пассажирам хотелось бы получать услугу бесплатно, как в кафе или отелях, все-таки билеты на поезда дальнего следования и так стоят недешево. Но проведение такой сложной технической работы и поддержание качества услуги тоже требует немалых вложений со стороны оператора, и реклама вряд ли сможет окупить все расходы. Привлекательной стороной сервиса может стать развлекательный контент, прежде всего новинки кино и музыки, за которые пользователи готовы будут заплатить.Источник:iot.ru/gorodskaya-sreda