Интуристам в России не хватает мест в отелях и музейных экскурсий

TravelWeekly, 06.03.2017

В этом году иностранцам, желающим посетить Россию, может не хватить мест в отелях и квот на экскурсии в музеях, предупреждают туроператоры. Отельеры и музеи в Санкт-Петербурге и Москве срезают квоты на групповые заезды интуристов. Вестник АТОР разбирался, чем обусловлен дефицит размещения в ключевых для въездного туризма городах.Квоты режут, места дорожаютВ Санкт-Петербурге проблема дефицита мест в отелях и очередей в музеях стоит гораздо острее, чем в Москве. Проведение в городе крупных и важных мероприятий федерального уровня, таких как ПМЭФ и игры Кубка Конфедерации FIFA именно в период высокого туристического сезона, в период знаменитых белых ночей, ставит под угрозу рост организованного турпотока в Северную Столицу. Отмечу, что уже несколько лет спрос на Санкт-Петербург у иностранцев довольно заметно превышает предложение даже без учета трафика, связанного с крупными деловыми или спортивными мероприятиями. В итоге еще в прошлом году мы столкнулись ограничением пропускной способности парков, очередями на вход в музеи и явным недостатком мест в объектах размещения — рассказывает гендиректор ООО Интурист Леонид Мармер.С аналогичной ситуацией сталкиваются и другие компании, занимающиеся приемом туристов в России. В этом году продолжает расти поток внутренних туристов. Поэтому многие отели и музеи, фокусируясь на них, стремятся все больше продавать от стойки — и это происходит как в Петербурге, так и Москве. Такая ситуация тем более печальна, что эти два направления являются ключевыми в сегменте въездного туризма — 90-95% иностранцев, выбирающие для отдыха Россию, едут именно по маршруту Москва- Санкт-Петербург — говорит замдиректора туроператора Академсервис Александр Курносов.Руководитель департамента въездного туризма туроператора КМП групп Александр Макляровский добавил, что квоты для иностранцев урезали, в том числе, такие ключевые музеи, как Оружейная палата, Пушкинский музей, Большой Царскосельский дворец.Не хватает и автобусов — говорит он. У старых машин постепенно заканчивается срок эксплуатации, а новые практически не приобретаются из-за высоких таможенных пошлин. В результате автобусные компании приобретают для туристов автобусы, уже бывшие в употреблении, либо не пополняют свой парк вообще — говорит г-н Макляровский из КМП групп.Наконец, в связи с дефицитом предложения поднимают цены для групповых туристов и отельеры двух столиц. Туроператоры не исключают, что ближе к началу высокого летнего сезона произойдет корректировка цен от стойки, но для групп ценник уже не изменится. Въездной туризм, таким образом, может попасть в т.н. возвратную ценовую ловушку, когда рост цен неизменно влечет за собой снижение спроса, а восстановить его оперативным снижением будет непросто.Сокращать или разводить? На данный момент бизнес вынужден решать проблему в основном путем сокращения — всего чего только можно в турах. Это касается, например, и экскурсионной программы, и уровня сервиса, и количества туристов. Иногда, когда желания (клиентов) не совпадают с возможностями (рынка) приходится и просто отказывать.Из-за нехватки мест нам уже пришлось отказать некоторым иностранным компаниям, которые запрашивали туры для своих групп в России — констатирует Александр Курносов.Для сохранения цен на адекватном уровне туроператоры предлагают туристам объекты размещения более низкой категории, исключают из программы посещение тех или иных музеев. И тем не менее, ряд экспертов, опрошенных Вестником АТОР, считают, что выход из ситуации существует.Очевидно, что расширение рамок туристического сезона даже на один месяц в каждую сторону (с апреля по октябрь включительно) может существенно разрядить ситуацию. Вторая важная мера, способная улучшить ситуацию — это переход к практике проведения крупных деловых мероприятий вне туристического сезона — так, как это делается во многих популярных туристических городах мира. Такое разведение программ по сезонам будет эффективным выходом и для культурно-познавательного, и для делового туризма, ведь события такого масштаба в любом случае вызовет повышенный интерес как у участников, так и у СМИ. Более того, тем самым город может выиграть дважды. Во-первых, полупустые в межсезонье объекты заполнятся, а в пик сезона у города будет возможность принять максимальное количество туристов по адекватным ценам — предлагает один из путей решения Леонид Мармер.Сложности с географиейВторой путь — более органичный, но и более длинный. Он предполагает расширение географии путешествий интуристов по России. Сейчас 90-95% отдыхающих приезжает в нашу страну исключительно для посещения двух-трех направлений. Это Москва, Санкт-Петербург и, реже, Золотое Кольцо.Выход в регионы и открытие новых маршрутов могли бы тоже стать хорошим решением. Представьте себе, что вместо трех дней пребывания только в Санкт-Петербурге, туристы проведут одну ночь в Пскове, Новгороде, Петрозаводске. Очевидно, что это поможет уменьшить нагрузку на инфраструктуру — рассуждает Леонид Мармер.Такого же мнения придерживаются и другие участники рынка, однако отмечают и сложности в практической реализации такого варианта, причем сложности, связанные с органикой — а именно с потребительским поведением туристов.Конечно, всем было бы проще, если бы туристы проводили в ходе тура ночь в Ярославле или, например, Владимире. Но, к сожалению, на это соглашаются немногие. Туристы хотят избежать дополнительной логистики и расходов — говорит Александр Курносов. Так, например, туроператоры видят большой потенциал у Казани. Но дорога туда из Москвы и Петербурга требует от туристов дополнительных средств и времени, и пока немногие организованные туристы готовы к таким поездкам.Переезды — нежелательный для туристов элемент путешествия в Россию еще и по той причине, что абсолютное большинство иностранцев, приезжающих в нашу страну с экскурсионными целями, уже перешагнули 50-летний возрастной рубеж. Более того, значительной части приезжих уже исполнилось 60 лет. Мы видим некоторую тенденцию к омоложению среднестатистического туриста в России — больше молодежи поехало из Китая, Европы. Но в абсолютных цифрах их все же очень немного — резюмирует г-н Курносов из Академсервис.Поможет ли электронная виза?Расширению географии, считают эксперты может помочь и одобренный Советом Федерации 2 марта законопроект, предполагающий введение упрощенного визового режима в свободном порте Владивосток. Это, как полагают участники рынка, поможет развитию въездного туризма на дальневосточные территории в целом — в том числе и росту организованного турпотока.Напомним, что законопроект предполагает, что для иностранцев, посещающих ряд территорий Дальнего Востока с заездом через Владивосток, однократные деловые, туристические и гуманитарные визы будут оформляться в электронном виде на 30 дней с разрешенным сроком пребывания в России до 8 суток. Ожидается, что уже принятый Госдумой и одобренный Совфедом законопроект вскоре подпишет президент России Владимир Путин.Отметим, что в этом году туроператоры отмечают положительную динамику спроса у иностранных туристов на Россию в целом. В частности, продолжает расти поток из Юго-Восточной Азии и Китая, немного (на 5%), но все же подрос спрос на европейском рынке. По какому пути в итоге пойдут государство и бизнес, стремясь решить текущие проблемы с въездным туризмом — покажет этот год, считают участники рынка — но для этого этим двум сторонам нужно больше контактировать друг с другом.