Комитет по импортозамещению поможет музеям работать с туристами

TravelWeekly, 13.03.2017

Эксперты Комитета призвали к пересмотру практики взаимодействия туристического бизнеса и музеев, обозначив ряд серьезных проблем. Для конкретизации предложений турбизнеса по изменению ситуации была создана рабочая группа.На заседании экспертной группы Комитета по импортозамещению в туризме при министерстве культуры РФ, которое прошло 2 марта этого года, одним из основных пунктов повестки дня стал вопрос улучшения взаимодействия туристического бизнеса с администрацией музейных объектов на туристических маршрутах.В заседании приняли участие Майя Ломидзе — руководитель Комитета по импортозамещению в туризме при Министерстве культуры РФ, Ирина Петрова — заместитель руководителя Комитета по импортозамещению, представители туроператоров CoralTravel, TUI Russia CIS, ВодоходЪ, Мостурфлот, КМП Групп, ICS Travel Group, Магазин путешествий, Ванд, Виадук тур, Фэнтази Вэй, Вокруг света, Спектрум — Трэвэл, Парк-тур (г. Томск), представители НП Содействие развитию внутреннего и въездного туризма Перемаа и дирекции Елабужского музея-заповедника (г. Елабуга).Выступая перед экспертами Комитета, М.А. Ломидзе сообщила экспертам, что в феврале этого года приняла участие в заседании Общественного совета при Министерстве культуры РФ, на котором подняла тему взаимодействия и сотрудничества музеев и представителей туриндустрии. Руководитель Комитета подчеркнула, что более эффективному взаимодействию между двумя этими сторонами препятствуют три основные проблемы, требующие оперативного решения: Большинству региональных музеев требуется актуализация экспозиции и самой ее подачи туристу. Неактуальная и неинтересная экспозиция и подача приводит к падению посещаемости музеев. Интересные и актуальные для туристов частные музеи в ряде регионах зачастую не поддерживаются администрациями, не продвигаются на муниципальном и региональном уровнях. В то же время, федеральные музеи, представляющие повышенный интерес для туристов, работают на пределе своих пропускных способностей. Множество востребованных объектов предлагают сегодня турбизнесу крайне невыгодные и неудобные условия сотрудничества. Зачастую выдвигаемые музеями условия становятся препятствием для предоставления туроператорами туристических услуг. При этом со стороны федеральных музеев понимания и готовности выстраивать взаимовыгодные отношения с турбизнесом очень часто нет, так как основной и единственной своей задачей ряд музейных администраций считают сохранение фондов.По итогам обсуждения на заседании в Общественном совете при Министерстве культуры РФ было предложено в качестве одного из вариантов — вынести все эти вопросы на обсуждение в рамках ПМЭФ-2017, представив здесь музеи, как экономические объекты.В ходе дискуссии на заседании экспертной группы Комитета по импортозамещению представители турбизнеса со своей стороны также обозначили ряд проблем, возникающих при взаимодействии туроператоров с музеями и предложили пути их решения.Так, одной из наиболее острых проблем, по мнению туроператоров, сегодня являются завышенные цены на экскурсии, причем они, как правило, поднимаются накануне сезона. В качестве примера был приведен музей-заповедник Щелыково, входящий в проект Русские усадьбы. Последний, по словам экспертов, сразу после утверждения маршрута с посещением данного музея Комитетом по импортозамещению в туризме, резко повысил стоимость экскурсий. Эксперты Комитета отметили, что было бы удобно и целесообразно для всех — фиксировать цены на музейные экскурсии за полгода, а лучше — за год для корректного формирования туроператором экономически эффективных программ.Второй важной проблемой было названо то, что приблизительно в 70% случаев интерактивные программы в музеях существуют только для школьников. По мнению экспертов, музеям необходимо разрабатывать интерактив для более широкой аудитории, включающей не только детей, но и их родителей.Третьей из обозначенных проблем является существующий график работы музеев, который, за отдельными приятными исключениями, никак не учитывает интересы турфирм и самих туристов. По мнению экспертов Комитета, музеи должны работать в выходные дни и в удобное для туристов время.В ходе заседания Комитета участники согласились, что сегодня музеи, как правило, сами не относят себя к объектам туристической инфраструктуры, поэтому не идут на сотрудничество с турбизнесом. По мнению экспертов, к этому приводит в том числе и экономическая незаинтересованность самих сотрудников музеев в туристах. Так, например, в музее Писателей-орловцев заявили о доработке программы после тестирования маршрута экспертами Комитета, но на деле программы нет до сих пор. Если б они доработали программу и учли все пожелания, то мы бы уже отправили туда группы туристов — желающие есть!, — отметил один из экспертов Комитета.Было также подчеркнуто, что столичные и региональные музеи серьезно различаются по задачам и проблемам своего развития, и эти различия необходимо учитывать при выстраивании отношений туристического бизнеса с музеями.По итогам обсуждения участники заседания приняли решения создать рабочую группу Комитета по импортозамещению в туризме, которая будет курировать работу с музеями. В состав группы вошли представители туроператоров Вокруг Света, Виадук тур, ВодоходЪ, представители Елабужского музея-заповедника и НП Содействие развитию внутреннего и въездного туризма Перемаа. Руководителем группы избран Андрей Гагарин (Вокруг Света).Одной из задач рабочей группы станет сбор и систематизация существующих проблем для представления отчета на очередном собрании Экспертной группы Комитета по импортозамещению и выработки конкретных предложений по решению этих проблем.Среди других задач рабочей группы — изучение и обобщение успешного опыт мотивации сотрудников музеев для внедрения его на практике музейными организациями РФ. Рабочая группа также займется анализом текущей ситуации с ценообразованием в музеях, поднимет вопрос целесообразности, технической и юридической возможности внесения изменений в нормативные акты, касающиеся работы музеев (в том числе и их графиков рабочего времени). Рабочая группа должна будет предложить музейному сообществу инструментарий по актуализации устаревших программ с целью повышения посещаемости музейных объектов.Следующее заседание экспертной группы Комитета по импортозамещению в туризме при Министерстве Культуры РФ пройдет в начале апреля этого года.