Из-за Uber и "Яндекс.Такси" в Петербурге образовался рынок подключашек из более 100 фирм

TravelWeekly, 22.03.2017

Бурное развитие Uber, Яндекс.Такси идругих сервисов вызова такси через мобильные приложения привело кпоявлению нового вида бизнеса. ВПетербурге образовался рынок посредников, подключающих водителей кагрегатором, накотором работает больше 100 фирм.Агрегаторам таксомоторных услуг (самые популярные из них Uber, Яндекс.Такси иGetTaxi), которые отвоевали треть рынка у классических таксомоторных компаний, приходится делиться доходами с посредниками. Как выяснил ДП, в Петербурге за последние пару лет образовался новый рынок компаний, которые специализируются на подключении водителей сразу к нескольким онлайнсервисам.По оценкам участников рынка, через посредников (в профессиональном сообществе их называют подключашками) уже проходит больше половины заказов onlineсервисов вызова такси на сумму более 5 млрд рублей. В качестве комиссии за работу они зарабатывают около 500 млн рублей в год.Таксомоторный пирогOnlineсервисы заказа такси появились в Петербурге в конце 2014 года и кардинально изменили рынок таксомоторных услуг, поставив под угрозу бизнес классических таксопарков.Летом 2015 года партнерство Петербургское такси (объединяет службы Такси 777, 068, Автолайн, 6000000, 7000000, Командир и другие) даже обращалось к губернаторуГеоргию Полтавченкос просьбой запретить в Петербурге работу мобильных сервисов по вызову такси Uber, GetTaxi, Яндекс.Такси и подобных им агрегаторов.Однако схватка консервативного бизнеса с новыми технологиями закончилась в пользу последних. За 2 года сетевые диспетчерские службы захватили 30% рынка таксомоторных перевозок. Учитывая, что общий объем петербургского рынка такси в недавнем исследовании Discovery Research Group был оценен в 33 млрд рублей, агрегаторы контролируют сектор в 9,9 млрд рублей. И это по самым скромным оценкам в прошлом году агентство SkyLab оценивало объем местного рынка в 65 млрд.Официально инетРынок онлайнсервисов в Петербурге почти полностью делит большая тройка лидеров Uber, GetTaxi и Яндекс.Такси. Незначительную долю занимают Российская биржа такси, Таксик, Intertos и SeDi и другие небольшие сервисы.Все агрегаторы такси выдвигают определенные требования к водителям. Так, автомобилист должен быть старше 21 года, не иметь судимости, получить права более 3 лет назад. Он должен зарегистрироваться на официальном сайте, предоставить свои паспортные данные, данные об автомобиле (техпаспорт и ОСАГО), свое фото. Предъявляются и требования к году выпуска автомобиля.Но посещать офис каждой из диспетчерских служб сложный путь. Зачастую водителю проще прийти в офис компаниипосредника, которая готова подключить его сразу ко всем службам.Диспетчерские службы забирают себе до 25% стоимости каждого заказа. Посредникподключашка оставляет себе в среднем еще 5% цены поездки. При этом каждая служба стремится предложить пассажиру наиболее низкую стоимость поездки.В результате главной проблемой стало формирование тарифов.Руководители службагрегаторов мыслят не как таксисты. Они планируют бизнес с точки зрения маркетинга и финансовой выгоды. Это приводит к тому, что таксистам приходится сидеть за рулем по 12 часов и больше. Неспроста сейчас Яндекс задумался о введении контроля за уровнем усталости водителя. В Москве уже год как Uber требует от водителей лицензию. Ожидается, что аналогичное требование введут во всех городахмиллионниках, отмечает руководитель петербургского отделения крупной российской подключашки Licensetaxi Андрей Воинков.Тем не менее водители, для которых в условиях демпинга сервисов частота поездок это единственный способ получить приемлемый доход, охотно работают с посредниками. И такие компании появляются одна за другой. ДП насчитал в Петербурге не меньше 100 подключашек.Найди, если сможешьХарактерной чертой всех подключашек может оказаться абсолютная непрозрачность их работы. На их официальных сайтах, как правило, отсутствует информация о юридическом лице. Ее название, адрес и контакты на сайте, как правило, не имеют ничего общего с данными регистрации юрлица в ЕГРЮЛ.Узнать, какое юрлицо стоит за подключашкой, можно, лишь заполучив образец ее договора с водителем. При этом бухгалтерскую отчетность в СПАРК компании публикуют редко (ООО не обязаны этого делать), поэтому изучить их реальные доходы невозможно.Можно назвать одного из крупных посредников между водителями и диспетчерскими службами Dimirkom, а по документам, по всей видимости, ООО Таксимир.С водителей компания берет 5% от еженедельного или 10% от ежедневного заработка.По данным СПАРК, она зарегистрирована в сентябре 2016 года, в пик развития подключашек, и принадлежит пополам Антону Агапову и Петру Гулину. Агапов также владеет одноименной классической таксомоторной службой Димирком, а Гулин финансовой фирмой Пятерка финанс, юридической Профит и другими.Еще одна подключашка с офисом в гостинице Охтинская оказалась обладателем сразу нескольких различных сайтов и названий.Среди заметных петербургских посредников между водителями и диспетчерскими службами можно назвать ООО Организатор перевозок, ООО Другое такси, ООО КЭБ Партнер.НадоверииВсе посредники оказались вполне официальными агентами крупных агрегаторов, для которых такое сотрудничество означает дополнительный канал продаж, который они выводят на аутсорсинг.При этом, судя по типовым договорам водителей с такими посредниками (есть в распоряжении ДП), оплату они получают в основном по договорам консультирования, а также за предоставление финансовых или организационных услуг.В целом это снимает ответственность за перевозку пассажира как с водителя, так и с диспетчерской службы. Так, корреспондент ДП обзвонил десяток подключашек под видом автомобилиста, который хотел бы поработать с максимальным количеством диспетчерских служб.Все операторы достаточно лояльно реагировали на заявления о том, что машина старше положенного года выпуска, а водительский стаж автомобилиста не дотягивает до 3 лет.Еще в одной компании Мир такси заверили, что все диспетчерские службы доверяют им, поэтому ехать в их офисы не придется, достаточно посетить офис Мира такси.При этом в самом Uber утверждают, что подобное невозможно.В Яндекс.Такси не ответили на запрос ДП. Но на официальном сайте компании сообщается, что машины тщательно проверяют.На вопрос о том, как проверить, приехал ли по вызову водитель, зарегистрированный и проверенный самим агрегатором или посредникомподключашкой, корреспонденту ДП так никто и не ответил.Наша компания Держава какподключатель ктаким сервисам, какUber, была открыта 2 года назад. Плюс таких систем втом, чтоихработа болееменее прозрачна, ноесть имножество минусов. Намой взгляд, вПетербурге вообще больше несуществует рынка таксомоторных перевозок вклассическом понимании, ккоторому мы привыкли. Теперь сформировался новый рынок, который ябы назвал rentcar. Теперь пассажир скорее арендует автомобиль сводителем, чемвызывает такси. Понятие вызов такси размылось именно после того, какнарынок пришли онлайнсервисы. Создатели этих сервисов научились зарабатывать наних, хотя никогда незанимались таксомоторными перевозками. Признаю, посредники между такими сервисами иводителями стали одной изпричин появления большого количества непрофессиональных таксистов. Я, конечно, отношусь кэтому факту отрицательно, нотаков ужрынок, имы нанем работаем. Отмечу, сточки зрения закона все эти компании лишь оказывают диспетчерские услуги. Намой взгляд, стоилобы ввести лицензирование, обязать ихотвечать зазаказы какперед исполнителямиводителями, так иперед пассажирами. Кроме того, ябы обязал петербургский Uber работать спрофессиональными водителями, каквМоскве.ДМИТРИЙ МАРЧЕНКОзаместитель генерального директора Такси ДержаваВПетербурге есть толькоодно место, где происходит активация водителей вUber, это наш центр активации наул. Марата, 69/71, лит. А.Мы сотрудничаем только синдивидуальными предпринимателями (ИП) илиюридическими лицами, которые являются нашими партнерами. Они могут привлекать водителей иоформлять сними отношения всоответствии сзаконами РФ. Подключиться ксистеме вобход нашего центра невозможно технически, какихтонеофициальных партнеров уUber просто несуществует. Смомента запуска нашего сервиса вПетербурге в2014году кнам подключились десятки тысяч водителей, иэта цифра постоянно растет. Нанаш взгляд, привлечение новых партнеров обеспечила высокая эффективность нашей платформы.ИЛЬЯ ДРОЗДОВдиректор по развитию региональной сети UberТак называемые подключашки, которые подключают водителей кдиспетчерским службам иберут себе процент отвыполненных ими заказов, ненесут никакой ответственности заперевозку пассажиров. Ктовыполняет такой заказ водитель ссудимостями, пьяный водитель итак далее, никого неволнует. Компании, которые оказывают диспетчерские услуги, тоже небеспокоятся окачестве подключающихся кним машин. Многие агрегаторы вообще позволяют скачать приложение, внести деньги налицевой счет исразуже принимать заказы. Эта схема действует непервый год. Приэтом единственное, чтопонастоящему волнует всех участников этого процесса, это минимизация расходов наподключение водителей ксистеме.ВИКТОР СОЛОВЬЕВдиректор по развитию ГК Петербургское такси 068Источник:www.dp.ru