Город погибающих кораблей

TravelWeekly, 24.03.2017

Изменить реки это легко, а вот характер человека сложно, говорит одна из пословиц. Но московская история доказывает: сделать первое не менее трудно, чем второе. Даже за несколько лет. В столице все еще остались места, где годами стоят гниющие суда. МОСЛЕНТА выяснила, почему проблемы Москвы-реки начинаются с берегов и почему никто не хочет урегулировать проблему с учетом мнений разных судовладельцев. А регулировать придется много чего.Как закаляется судовая стальГод назад, в марте 2016-го, с Химкинского водохранилища убрали самый большой заброшенный корабль в столице сторжевойДружный, простоявший в Северном Тушино больше 10 лет. Московские сталкеры поговаривали, что длина его корпуса составляла около 120, а высота почти 10 метров. В 2000-х внутри корабля собирались сделать музей военно-морского флота, но в итоге Дружный оказался никому не нужен и был отправлен на металлолом.Суда куда меньшего размера и чуть меньшей выдержки сегодня простаивают в Нагатинском и Кожуховском затонах. А недалеко от Москвы-Сити, на Шелепихинской набережной еще в прошлом году брошенные лодки находили не только в воде, но и среди деревьев.Суда в затонах, уже прорубившие носами пристань, медленно покрываются ржавчиной, теряют стекла и обрастают мусором. Опытные судоходы говорят, что они могут держаться на воде и 50 лет. Пока судовладельцу разрешено оставлять в затоне гибнущий корабль, он может в любое время потратиться на ремонт и попробовать снять его с якоря. Но за многими никто не приходит годами.Фото: Максим Блинов / РИА НовостиМеста такие остаются, потому что властям наплевать на судовладельцев. Я имею ввиду, что мы много лет просим мэра выделить Кожуховский затон для стоянки пассажирского флота, потому что это единственное место в городе, остающееся в центральной части, где скоро можно будет оставлять пассажирский флот, обеспокоенно рассказывает президент Московской ассоциации судовладельцев пассажирского флота (МАСПФ) Кирилл Евдокимов.Однако, по его словам, все остальные затоны в ближайшие годы будут застроены.Проблема пассажирского флотаРжавеющие плавучие сооружения стоят и в Нагатинском затоне у зданий бывшего Московского судостроительного и судоремонтного завода (что весьма иронично). Но на берегах этой акватории активно возводится жилой комплекс Ривер Парк, поэтому пассажирский флот также не сможет здесь расположиться.Когда в Нагатинском затоне был московский судоремонтный завод, то был пункт отстоя для пассажирского флота, а сейчас завод ликвидировали, и пункт отстоя тоже. Территория застраивается, а завод пока остался формально. Все производство перевезено на Верфь Братьев Нобель в Рыбинск Ярославской области. Затон Новинки, где сейчас стоит флот, скоро тоже будут застраивать, рассказывает Кирилл Евдокимов.Оставить пассажирское судно на ночь или в перерыве между рейсами у одного из 40 московских причалов невозможно. Все они находятся в ведении ГБУ Гормост, который готов заключать договоры, разрешающие швартовку и причаливание, только для посадки и высадки пассажиров.Фото: Яна Кремнёва / МОСЛЕНТАУже сейчас некоторые пассажирские суда стоят вдоль центральной береговой линии Москвы-реки, но это делается с нарушением законодательства, объясняет Кирилл Евдокимов.В Дирекции Московского транспортного узла МОСЛЕНТЕ ответили, что вопрос стоянки пассажирского флота сейчас активно прорабатывается, но пока без конкретики.Убери свою планетуПример Кожуховского затона, где годами продолжают стоять ржавеющие суда, — только частный случай более масштабной проблемы, решить которую можно изменив не реки, а, прежде всего, характер человека.В Москве просто отсутствует комплексный подход к развитию и содержанию реки. В прошлом году в Братеевском парке проходил фестиваль фейерверков. Там оставалось несколько затопленных судов. Начали думать, кто будет убирать: это решали между собой организаторы фестиваля, Департамент ЖКХ и ФГБУ Канал имени Москвы. Получилось так: эти не должны, эти не хотят. В итоге фестиваль просто отодвинулся в сторону, рассказывает Кирилл Евдокимов.Очистка воды от подтопленных судов сегодня не входит в перечень обязательств ни департамента транспорта Москвы, ни департамента ЖКХ подведомственный ему Мосводосток чистит реку от грязи, а не от транспортных средств или оставшихся от них частей. Также этим не занимается и департамент природопользования.Фото: Яна Кремнёва / МОСЛЕНТАЧтобы убрать судно, не обязательно искать владельца, но сейчас убирают только то, что мешает судовому ходу или стоит на подходах к каким-то сооружениям, поясняет собеседник МОСЛЕНТЫ. Если судно стоит вне путей движения флота, то оно никого не интересует. А деньги за сдачу судна на распил мизерные, поэтому владельцу иногда дешевле бросить.Еще в 2013 году в столице говорили о создании службы речной эвакуации, которая могла бы убирать сломанные корабли, простаивающие на Москве-реке. Сформировать ее предложила Московская ассоциация судовладельцев пассажирского флота (МАСПФ), дирекция Московского транспортного узла поддержала идею. Но специальная служба на Москве-реке так и не появилась, почему похоже, предстоит еще выяснить.Окисление судовой стали в действительности мало кого волнует, другое дело общий подход, изменить который можно начав с самого сложного характера человека, а после, пожалуй, легко изменятся реки.Источник:moslenta.ru