7 картин из жизни "Принцессы русского модерна"

TravelWeekly, 07.04.2017

Третьяковская галерея подготовила для своих посетителей новый блокбастер ретроспективу работЗинаиды Серебряковой.С 5 апреля по 30 июля посетители музея смогут увидеть более 200 картин и рисунков, охватывающих все периоды творчества одной из главных женщин русского искусства.АиФ.ru рассказывает о знаменитых полотнах принцессы русского модерна, по которым можно изучить её яркую и сложную жизнь.За туалетом, 1909 годВ 1910 году автопортрет Серебряковой За туалетом стал главным событием весенней выставки Союза русских художников в Петербурге. Интересно, что удивил он не только обычных зрителей, но и родного дядю Серебряковой, знаменитогохудожника Александра Бенуа. Прямо на выставке картину За туалетом приобрела Третьяковская галерея, а завистники ещё долго судачили, почему Третьяковка отдала предпочтение автопортрету 25-летней художницы, а не работам прославленных мастеров.Сама же Серебрякова к своей знаменитой картине относилась с несправедливой лёгкостью, много лет спустя вспоминая: Думаю, что За туалетом я рисовала недолго так как в молодости я рисовала очень быстро. Создавала она её в небольшом семейном имении Нескучное, даже не думая о возможном успехе. Как рассказывала Серебрякова, зима в тот год пришла рано, и большую часть времени ей пришлось проводить в доме, где от нечего делать она начала рисовать свой портрет.За туалетом, 1909 год. Фото:Public DomainЗа завтраком, 1914 годПопасть в творческую элиту Серебряковой не составило бы труда в её семье были знаменитые художники, архитекторы, скульпторы. Однако талантливая и независимая художница не хотела спекулировать на громких именах своих предков и взяла фамилию мужа железнодорожного инженера Бориса Серебрякова.Борис был двоюродным братом Зинаиды, поэтому их путь к браку оказался не прост. Церковь воспротивилась родственному союзу, но вопрос помогли решить 300 рублей, которые семья невесты вручила одному из священников.К счастью, союз с кузеном оказался счастливым, у супругов родились четверо здоровых и красивых детей. А в 1914 году молодая мать решила запечатлеть своих малышей за уютным обеденным столом так появилась одна из самых знаменитых работ Серебряковой За завтраком. У дальнего края стола в задумчивости сидит восьмилетний Женя, семилетний Шура повернулся к зрителю, а по центру расположилась Таня, которой скоро исполнится три года. Не хватает только маленькой Кати, которой в то время не было и года.За завтраком, 1914 год. Фото:Public DomainКарточный домик, 1919 годКарточный домик пожалуй, самая трагичная картина Серебряковой, сама принцесса русского модерна воспринимала её название как метафору к своей жизни.Серебрякова написала Карточный домик всего через несколько месяцев после смерти своего любимого мужа. В это же время 35-летняя художница с осиротевшими детьми и больной матерью была вынуждена переехать в Харьков (их имение в Нескучном сожгли борцы с режимом). Безоблачного счастья в её доме больше не было никогда (через несколько лет Серебрякова иммигрировала из страны, а с двумя оставшимися на родине детьми встретилась лишь спустя 36 лет во времена хрущёвской оттепели).Картина 1919 года, на которой изображены дети Серебряковой, занятые игрой, ещё написана маслом, но денег на краски у Серебряковой больше не было в ход пошли уголь и карандаш. Чтобы прокормить семью, гениальная художница устроилась в Археологический институт, где делала зарисовки находок. Но всё равно денег не хватало семья жила впроголодь.Карточный домик, 1919 год. Репродукция с картиныДевочки Сильфиды, 1924 годВ поисках лучшей жизни Серебрякова решила переехать из Харькова в Петербург. Художница рассчитывала, что в культурной столице ей удастся больше заработать, но ошиблась. Коллекционеры пользовались бедственным положением вдовы и за копейки скупали её гениальные работы.Но даже в такой тяжёлой обстановке у Серебряковой оставались силы, чтобы творить. Она отдала свою старшую дочь Татьяну на балет и часто приглашала её подруг к себе домой. Юные балерины с удовольствием надевали пачки и позировали прославленной художнице.Балерины не случайно считаются одной из излюбленных тем принцессы русского модерна. Она часто заглядывала за кулисы Мариинского театра, чтобы запечатлеть подготовку танцовщиц к выходу на сцену. Принято считать, что таким образом Серебрякова вступала в диалог со своим любимымживописцем Эдгаром Дега.Но в отличие от балерин французского мастера, танцовщицы Серебряковой были не абстрактными, а реальными девушками с разными характерами.Девочки Сильфиды, 1924 год.Репродукция с картиныПортрет дамы в розовом с собачкой (Портрет Иды Велан), 1926 годОсенью 1924 года, чтобы улучшить финансовое положение, Серебрякова вновь решилась на переезд. На этот раз художница отправилась в Париж. В планах у неё было выставить свои картины, поработать над заказным декоративным панно и через год вернуться домой. Но назад её уже не впустили Серебрякова оказалась оторвана от родины и детей.Свою первую выставку в Париже Серебряковой удалось организовать только в 1927 году. А так как Франция в то время была в восторге от ар-деко, классическая манера живописи русской художницы оказалась не в моде.Художница вновь оказалась в нищете, но многие винили в этом её не умение вести дела.Константин Сомов, неоднократно помогавший Серебряковой в Париже, рассказывал: Она такая жалкая, несчастная, неумелая, все её обижают. Сама же художница в письме жаловалась матери: Никто не понимает, что начать без копейки безумно трудно. А время идёт, и я бьюсь всё на том же месте.Небольшие деньги, которые ей удавалось заработать благодаря заказным портретам, Серебрякова отправляла семье, но даже они не смогли спасти её мать от голодной смерти.Портрет дамы в розовом с собачкой (Портрет Иды Велан) , 1926 год.Репродукция с картиныОсвещённая солнцем, 1928 годЕщё через год Серебряковойнаконецповезло. Один из бельгийских предпринимателей оплатил её путешествие в Марокко в обмен на портреты своих домочадцев. Но там русскую художницу ожидали новые сложности: никто из марокканцев не хотел позировать, потому что у них было не принято делать портреты.Тем не менее, мир северной Африки и его жители произвели на Серебрякову фантастическое впечатление: Меня поразило всё здесь до крайности. И костюмы самых разнообразных цветов, и все расы человеческие, перемешанные здесь, негры, арабы, монголы, евреи (совсем библейские). Я так одурела от новизны впечатлений, что ничего не могу сообразить, что и как рисовать.Из Марокко художница привезла огромное количество картин, выставка которых имела большой успех. Но продать почти ничего не удалось привычная ситуация для Серебряковой.Освещённая солнцем, 1928 год. Фото:РИА Новости/Игорь БойкоЗинаида Серебрякова. Автопортрет, 1956 годЛишь незадолго до смерти к Серебряковойнаконецпришло международное признание, а её творчество вернулось на родину. Принцессе русского модерна было 80 лет, когда состоялась её первая выставка в СССР, имевшая колоссальный успех.Сама Серебрякова, будучи пожилой, приехать на выставку уже не смогла, зато отправила в Советский Союз свои лучшие работы периода эмиграции, некоторые из которых пролежали ненужными 30 лет.Уже тогда её картины стали сравнивать сБоттичеллииРенуаром, а альбомы печатать миллионными тиражами. Сегодня же работы Серебряковой покупают не просто за дорого: в 2015 году картина Спящая девочка была продана на аукционе за рекордные для русских художников $5,8 млн.Смотрите также:Искусство на миллион. Самые дорогие картины русских художниковЗинаида Серебрякова. Автопортрет, 1956 год.Репродукция с картиныИсточник:www.aif.ru