Ездим на ЗИЛе-157: карьерный рост

TravelWeekly, 10.04.2017

Петлявший поукатанному зимнему проселку водитель кроссовера даже остановился отудивления. Счастливый обладатель недовнедорожника вовсе глаза смотрел, как мысЗИЛом нахально, неторопливо иневозмутимо бороздим подтаявшие сугробы глубиной сантиметров эдак шестьдесят-семьдесят.Яисам радовался как мальчишка! Нескрою, съехал вполе снекоторой опаской. Поездить натаких машинах удается, ксожалению, нечасто. Нотеперь немогу остановиться.Авот зилок абсолютно спокоен. Это ведь его обычная, будничная работа.Шесть нашестьПервые опытные образцы послевоенного полноприводного трехосного грузовика ЗИС‑151 изготовили в1946 году, ав1948‑м поставили напоток. Конечно, внем заметно влияние американскихленд-лизовских машин впервую очередь очень удачного иполюбившегося нашим шоферам Студебекера. Ноуже к1950‑м годам многим стало ясно: один изнедостатков американца ипоследовавшего заним нашего сто пятьдесят первого задние двухскатные колеса, снижающие проходимость.Прототип содноскатными колесами сделали еще настадии подготовки 151‑го, ноконсервативная часть заводских специалистов ивоенных (они главные заказчики полноприводных машин), опираясь назарубежный опыт истремясь кмаксимальной унификации сбазовым грузовиком, отвергла идею. Однако при подготовке модернизированной версии поимени ЗИЛ‑157, которую создавали с1955 года, сторонникамулучшения проходимостивоглаве суже тогда знаменитым конструктором Виталием Грачевым (главный наш корифей вобласти создания автомобилей повышенной проходимости еще сдовоенных времен) удалось-таки внедрить односкатные колеса.Азаодно исистему регулирования давления воздуха вшинах. Это очень полезное устройство тоже пробили сбольшим трудом, причем спомощью военных. Ветераны завода вспоминали, что наодном изпоказов армейской техники (подкачку шин впервые применили именно набронетранспортерах, вомногом унифицированных смашинами ЗИС‑151и ЗИЛ‑157) строгие, неочень эмоциональные, скупые напохвалу генералы были поражены возможностями машин стремя ведущими мостами иустройством, позволяющим снизить давление вшинах до0,5 атм. Колесные машины попроходимости можно было сравнить сгусеничными!Так ирешилась судьба ЗИЛ‑157, быстро получившего прозвище колун не только захарактерную форму капота, ноизастойкий, непримиримый характер. Это прозвище невольно вспоминаешь, глядя насужающийся капот, направленный всторону того, что дорогой назвать никак нельзя. Адлясто пятьдесят седьмого это семечки, привычная среда обитания. Иправда колун!Дело техникиЧтобы включить передний мост ипонижающую передачу, нужно обладать определенными навыками скажем, чуть продернуть автомобиль, чтобы шестеренки вошли взацепление. Зато какой эффект!Рядная нижнеклапанная шестерка великой мощности невыдает. Что длятакого зверя 110лошадок? Иэто самый поздний имощный вариант двигателя, унифицированного смоторомЗИЛ‑130попоршням ииным деталям. Нотяги состыкованному с5-ступенчатой коробкой передач идвухступенчатой раздаткой двигателю, поверьте, вполне хватает. При определенном навыке несложно переключать передачи без выжима сцепления, подобрав соответствующие обороты мотора.Конечно, ЗИЛ‑157не очень шоссейный (аскорее, очень нешоссейный) автомобиль. Ехать-то можно, нобыстрее километров семидесяти вчас совсем нехочется. Особенно при современном ритме изагруженности дорог. Нирулевое, ни высоченные внедорожные шины легкости ичеткости управления неспособствуют. Даэто инеего стихия! Зато достаточно съехать нацелину, чтобы проникнуться кколуну уважением идаже любовью.Здесь нет блокировок дифференциалов, даони ине нужны. Достаточно включить передний мост ииногда понижайку. Главное грамотно работать рулем, нивкоем случае необхватывая его большими пальцами. Повредить ихнабездорожье пара пустяков. Руль ведь связан сколесами напрямую, безусилителя, инаухабах коварно рвется изрук. Кстати, находу руль вовсе не кажется таким ужтяжелым. Акрутить баранку наместе всреде профессионалов некогда считалось моветоном.Нанеэкстремальном бездорожье ЗИЛ прощает неочень грубые ошибки свыбором передачи, поскольку тяги мотору хватает. Авкрайнем случае можно даже остановиться ивновь тронуться там, где это вродебы невозможно.Конечно, иколун может застрять, ночаще всего это определяется его геометрией. Кслову, минимальный дорожный просвет 310мм. Главное незацепиться зачто-нибудь твердое рамой. Впрочем, если это что-то не такое ужтвердое,то можно освободиться исамостоятельно, вырвав бугорок смясом.Служебная повестьКонечно, ЗИЛ‑157в первую очередь ориентировали наармию. Номашине радовались ивколхозах, итам, где вхрущевскую оттепель вели грандиозные стройки, вошедшие вчисло главных символов эпохи молодости колуна,-возводили заводы, плотины, линии электропередачи.Уменя 157‑й ассоциируется нетолько сармией. Да, зимой взабытом богом гарнизоне подУсть-Камчатском наш колун проезжал там, где пасовали уазики, апосему ислужил безотказной дежуркой. Ивсё жевпервую очередь вспоминаю наивный ивто жевремя забавный фильм Карьера Димы Горина сАлександром Демьяненко вглавной роли, вышедший наэкраны в1961 году. ЗИЛ‑157 служил вкартине главным средством коммуникации между бригадами, разбросанными потайге воимя строительства ЛЭП.ЗИЛ‑157Кслову, водителя 157‑го играл Владимир Высоцкий.Колун характером очень похож нагероев этой бесхитростной картины простых ивеселых, сильных идобродушных, небоящихся любой работы итрудностей. Советская сказка? Отчасти да. Нокое-что, втом числе дух иколорит той эпохи итех автомобилей, сказка передает вполне реалистично.Мощные запоры створок капота противостоят его открыванию при езде побездорожью.Даже после того, как в1966 году наконвейер встал ЗИЛ‑131 полноприводник сбольшей грузоподъемностью иновым мощным двигателем V8, сто пятьдесят седьмой не сняли спроизводства. Его по-прежнему уважали ивармии, ивнародном хозяйстве зафеноменальную проходимость всочетании спростотой ремонта. С1977 года ЗИЛ‑157 собирали вНовоуральске, наУральском автомоторном заводе. Московская история колуна закончилась в1982 году, нонаУрале его выпускали аждо1991‑го. Колун, накотором мне посчастливилось штурмовать сугробы, как раз поздний 1990 года, снизким, так называемым сельскохозяйственным кузовом.Вот такая уколуна долгая иинтересная карьера. Кслову, вовремена молодости 157‑го игероев старых фильмов про великие стройки типа Карьеры Димы Горина, где грузовик сыграл эпизодическую, нозапоминающуюся роль, слово карьера имело несколько иную, чем нынче, окраску скорее ироничную. Как там укумира 1960‑х Евгения Евтушенко? Яделаю себе карьеру тем, что неделаю ее. Вот даже иязык заэти годы поменялся, иавтомобили надорогах совсем другие ноколун-то вот он, вполне реальный, живой издоровый. Напрощание пожелаю ему неменяться.Источник:www.zr.ru