Протопоп Аввакум: главный идеолог старообрядчества

TravelWeekly, 13.04.2017

В апреле 1682-го года был сожжен Аввакум Петров основоположник движения старообрядцев. Его религиозная доктрина отражена в нескольких десятках сочинений. В молодости он был ближайшим соратником Никона, однако впоследствии выступил против церковной реформы и даже под угрозой смерти не отказался от своих взглядов.Аввакум требовал беспрекословного соблюдения церковных правил, и по этой причине вынужден был бежать от возмутившейся паствы.Строчил челобитные государю, не опасаясь опалы. Портрет церковного деятеля, обличавшего реформы с незаурядным упорством.1. Вмолодости онвходил вКружок ревнителей благочестия. Опорным пунктом программы ревнителей было соблюдение постановлений Стоглавого Собора 1551 года. Вэтот кружок входил ибудущий Патриарх Московский Никон. Из-за разногласий кружок распался в1652 году.2. Аввакум Петров положил начало жанру автобиографии. Житие протопопа Аввакума, имсамим написанное изобилует бытовыми подробностями, оно написано простым ипонятным языком. Автор много рассказывает освоей семье, что несоответствует канонам жития. Таже послали меня вСибирь сженою идетьми. Иколико дорогою нужды бысть, тово всево много говорить, разве малая часть помянуть. Протопопица младенца родила; больную втелеге иповезли доТобольска; три тысящи верст недель стринадцеть волокли телегами иводою исаньми половину пути, этот отрывок, например, совершенно невписывается внормы житийного жанра.3. Священнослужитель проводил обряды поизгнанию бесов иотличался крайней строгостью. Так, например, онотказывался благословлять прихожан, которые осмелились сбрить бороду. ИхАввакум называл блудоносными. Из-за своей строгости в1651 году ему пришлось бежать вМоскву отжителей Юрьевца-Повольского они грозили ему расправой. Царь Алексей Михайлович поселил его всамом центре города иотносился кАввакуму суважением. Впоходы мимо двора моего ходя, кланялся часто сомною низенько-таки, асам говорит: благослови деменя ипомолися омне! Ишапку вину пору мурманку, снимаючи сголовы, уронил, едучи верхом! Аизкареты высунется бывало комне, писал священнослужитель.4. Протопоп Аввакум выступил против церковной реформы Никона, зачто был сослан ивтечение 6 лет находился вармии Афанасия Пашкова. Пашков заставлял его работать наизнос, лишал пищи иизбивал допотери сознания. Несмотря наэто, священнослужитель нешел напримирение сцерковью. Вссылке погибли два его маленьких сына.5. Протопопу предлагали стать царским духовником втом случае, если оноткажется откритики реформ Никона. Наэто предложение онответил отказом.Боярыня Морозова навещает протопопа втюрьме, миниатюра XIX века6. В1663 году Аввакуму было разрешено вернуться вМоскву. Возвращение стало тяжелым испытанием: Аввакуму пришлось плыть посибирским рекам одному ссемьей, еды небывало понесколько дней. Царь Алексей Михайлович осыпал его щедрыми подарками ипосоветовал отказаться откритики церкви, однако протопоп все также выступал срезкими высказываниями. Последовала новая ссылка, ноАввакум продолжал упорствовать вборьбе сцерковными нововведениями. Тогда его предали анафеме исослали вПустозерский острог. Ияиз Пустозерья послал кцарю два послания: первое невелико, адругое больши. Кое очем говорил. Сказал ему впослании ибогознамения некая, показанная мне втемницах. Ещеже отменя иотбратьи дьяконово снискание послано вМоскву, правоверным гостинца, книга Ответ православных иобличение наотступническую блудню. Писано вней правда одогматех церковных, говорится вЖитии.ВПустозерске Аввакум провел 14 лет. Условия жизни были крайне тяжелыми. Здесь протопоп работал над своими сочинениями, которые его сподвижники распространили повсей России.7. Точкой невозврата стало письмо протопопа царю Федору Алексеевичу, написанное врезком тоне. После этого послания Аввакума казнили через сожжение.Источник:diletant.media