Как американец Россию полюбил

TravelWeekly, 17.04.2017

Накануне дня исторического и культурного наследия Огонек встретился с Уильямом Брумфилдом, который уже полвека занимается исследованием культуры России Если провести инвентаризацию того, что Россия потеряла из своего архитектурного наследия, каков был бы ваш вердикт? Много потеряли, но многое и сохранилось. Вмасштабах огромной страны потери не критические. Маленькие города пострадали меньше крупных там и сегодня встречаются деревянные дома и даже улицы, которые в городах уже редкость. Вотношении церквей вандализм был развит больше: если и не разрушали здание, то уничтожали внутреннее убранство храма росписи и иконостас. Глядишь на все это и думаешь: как такое могло случиться? И как, по-вашему? Одна из причин того, что памятники продолжают исчезать, расхождение в понимании того, что считать памятником: власти придерживаются на сей счет одного мнения, искусствоведы другого, обыватели третьего… ВЧелябинске, например, сохранились кирпичные дома переселенцев второй половины XIXвека, равно как интересные здания в стиле конструктивизма. Считать их памятниками или нет? При советской власти архитектурное наследие XIXвека часто не считали достойным охраны… Тем важнее, если памятнику удалось уцелеть как росписям под куполом Богоявленского собора в Ниловой пустыни. Столько лет все считали, что там ничего не сохранилось еще на заре советской власти в этом храме была устроена тюрьма, но бывают же чудеса!..Столобный остров (озеро Селигер), мужской монастырь Нило-Столобенская пустыньФото: Уильям Брумфилд Дома сегодня не только охраняют, но и делают из них музейные экспонаты, переносят в музеи деревянного зодчества… При этом они теряют связь с ландшафтом, с энергетикой места, с живой историей. Вкаких-то городах пытаются сохранить хотя бы одну историческую улицу, как, например, это сделали в Красноярске. В Тюмени удалось многое что сохранить, но так на то он и богатый нефтеносный регион. ВИркутске, кстати, обошлись и без таких денег, но отстояли особняки прошлых веков и оригинальные дома декабристов. Авот в Енисейскебыли уничтожены десятки домов, построенных в XVIIIвеке в стиле так называемого сибирского барокко. Сейчас к 400-летнему юбилею города их восстанавливают, но это совсем другая история. Каждый город России что-то потерял за бурное XXстолетие безвозвратно. Например, в Тотьме церкви более или менее сохранились, но не их интерьеры, а Казань многое потеряла в процессе реконструкции к тысячелетию города. Чего лично вам жаль больше всего? Россия удивительная страна: тут даже в деревнях строили не простые церкви, а по-настоящему роскошные храмы с уникальными интерьерами и внешним убранством. Архитекторами таких соборов, как правило, выступали безымянные крепостные мастера. Но уже в первые годы советской власти от богатых иконостасов этих храмов мало что осталось растащили по дворам, а то и вовсе сожгли. Ауж если фрагменты былого великолепия кое-где и отыскиваются, то, как правило, исследователями они не были изучены. Лично для меня каждая поездка в такое место открытие, шок от осознания того, сколь высоким был уровень дореволюционного искусства России.—Запад очарован именно этой дореволюционной Россией? В основном да. Ядавно пытаюсь понять причины такого внимания к русской музыке, балету, литературе в издании до 1917года. Мне кажется, что объяснение этому такое: люди в большинстве своем предпочитают понятное, знакомое. Американские слависты в большинстве своем никогда в современной России не были, страны не знают и даже, думаю, боятся ее. Погружаться в российские реалии как и копаться в потемках русской души, они и не скрывают, что им нужна русская культура, а не Россия. А что в ней для них ценного? Поиск ответов на моральные вопросы, а также всевозможные психологические коллизии. Неудивительно, что и тогда, и сейчас в Штатах огромный интерес прежде всего к творчеству Достоевского. Как вы занялись фотографией? До попадания в Беркли я догадывался, что фотографический дар у меня есть, но одно дело самому чувствовать, и совсем иное, когда об этом говорит кто-то, кто является для вас авторитетом. Мой дар подтвердил профессор славистики в Беркли Глеб Петрович Струве. Забавно, что до того момента, пока он не увидел моих фотографий, сделанных в советской России, он не обращал на меня внимания. Но увидел, потеплел голосом и заговорил так душевно, что я стушевался.Внутренняя роспись храма в Архангельской областиФото: Уильям Брумфилд Каким он был, Струве-младший? Как принято говорить, олимпийская фигура. Человек энциклопедия, чьи жизненные перипетии способны затмить любой роман. Родился в Петербурге, в 1918-м оказался в добровольческой армии генерала Алексеева, потом учился в Оксфорде, жил в Праге, Берлине, Париже, преподавал в Лондоне и в 1947-м переехал в Штаты. Витоге оказался славистом в Беркли. Он был ярым ненавистником Советского Союза, закоренелым консерватором. При том что его отец, Петр Струве, был кадетом и либералом. Сын же, видимо, с молоком матери впитал неприятие коммунизма и всю жизнь считал его страшным злом, погубившим и отчизну, и русскую культуру. Глеб Петрович жизнь положил на то, чтобы сохранить хотя бы остатки этой культуры, ее литературу. Первые и самые полные на тот момент собрания сочинений Ахматовой, Гумилева, Заболоцкого, Клюева увидели свет благодаря ему. Ятогда много общался с русскими мигрантами. Можно сказать, жил в их среде в конце 1960-х начале 1970-х годов. Многие из них были родом из Хабаровска и Владивостока. Ивот, что интересно: не уступавшие в ненависти к большевикам тому же Струве, эти люди, что называется, после третьей начинали хвалить Сталина. Видимо, Сталин в их глазах отомстил японцам за стыд войны 1904года, вернул России Сахалин и прибавил Курилы. Сибиряки это оценили. Известный факт, что большинство русских мигрантов в годы Второй мировой войны поддерживали СССР. Яо первой волне миграции постреволюционной. Увторой выходцев из советской России уже было иное отношение к родине и ее лидерам. Как вы первый раз оказались в СССР? Это было в далеком 1970-м… Мне повезло: первый раз нас принимали по научному обмену. Профессура МГУ к нам так тепло относилась, что я чувствовал себя как дома, а вернувшись в США, понял, что хочу обратно. Ичерез год мне удалось получить стажировку в ЛГУ. А как вы пробирались на Русский Север в закрытую тогда зону? В Кижи я первый раз попал только в 1988году, да и то по путевке: одно роскошное американское издание захотело фотосъемку о традиционной русской культуре… Иуж они сами все устроили, договорившись с компетентными органами, так что я отправился в сопровождении в Кижи и в Пушкинские Горы своего рода, элитная экскурсия. Случалось ли сталкиваться с запретом на поездку по России? Было и такое: хотел посетить Ростов Великий, но не дали. Ростов? Но почему? Большая политика: в те годы США ограничили передвижения работников советских дипмиссий внутри Штатов, и советские органы ответили зеркально. Вообще, возможности для передвижения иностранцев внутри чужого государства были зафиксированы в специальном документе. Впериоды охлаждения отношений стороны начинали строго придерживаться его буквы. Итолько во времена перестройки все стало иначе. Помню сумки с надписью Новое мышление в руках советских коллег на речных круизах 1985-1986 годов. Помню по радио речи Бориса Ельцина 1990-1991 годов с рефреном Мы победили. Но речные круизы вскоре закончились, и началась по-настоящему научная работа в августе 1991года я уже попал в Кирилло-Белозерский монастырь. Но самостоятельно, выстраивая маршруты и организуя передвижение, я стал ездить на север с 1995года. На несколько лет моей базой стала Вологда, потом Архангельск. Впрочем, точности ради: один я никогда не был всегда меня кто-то встречал и помогал… Что ж, у моей работы две стороны: я и художник, и ученый.Церковь Иконы Божией Матери Одигитрии в деревне Кимже (Мезенский район, Архангельская область). Снимок был сделан в 2000году, позднее церковь сгорелаФото: Уильям Брумфилд А кто больше? Обе ипостаси столь тесно связаны, что сложно разделить. Яначинал как ученый, потом меня увлекла фотография. Но чтобы проникнуть на Русский Север и работать там, нужно быть ученым художник не пробьется. Почему? Нет дорог! Я, например, добирался туда по-разному: по зимнику (дорога, которая используется только зимой.О) или летом на вертолете и уазике. Но дорога лишь половина проблемы. Вторая распланировать маршрут, наладить контакты со специалистами, проштудировать историю и культуру края, его географию. Перед каждой поездкой веду исследовательскую работу. Любимый вопрос анкет: ваши планы на будущее..? Сейчас я приехал в Россию, чтобы выступить с лекциями в разных городах от Москвы до Екатеринбурга и Перми. Тема столетие гениальной фотосъемки Сергея Прокудина-Горского. Был такой фотограф в начале XXвека, который между 1903и 1916годами объехал почти всю империю и сделал более 2тысяч фотографий. Именно этот человек изобрел процесс цветного фото, и когда он бежал от большевиков, то прихватил с собой коллекцию стеклянных негативов. После его смерти в Париже в 1944году родственники продали коллекцию Библиотеке Конгресса США. Ее удалось оцифровать и сделать доступной для широкой публики. Так уж вышло, что я повторил его путь… Вы в тренде: недавно в ГМИИ им.Пушкина была выставка Пиранези. До и после картины и фотографии тех же мест столетия спустя… Вот только я изначально не планировал переснимать шедевры коллекции Прокудина-Горского. Напротив, будущим летом хотелось бы вернуться в Сибирь: я подписал договор с Oxford University Press и делаю книгу о сохранении архитектурного наследия Сибири. Впрочем, книги в последнее время продаются с трудом… ВШтатах ко всему, что имеет русский след, сейчас особое отношение: выход моей предыдущей книги не сопровождали, как было до того, статьи в солидных изданиях типа New York Times. Теперь американские СМИ обо всем, что есть положительного в диалоге с Россией, предпочитают молчать. Такая вот в США сейчас ядовитая атмосфера… Но это там, за океаном, а в России судьба и время подбрасывают все новые сюжеты для работы. Недавно побывал, например, в Ростове-на-Дону и всерьез заинтересовался военными мемориалами. ВВязьме увидел гениальный монумент памятник генералу Ефремову. Выяснилось, что это один из первых памятников Вучетича, еще до волгоградской Родины-Матери. АРжев? Ятам был прошлым летом военное кладбище, где покоятся сотни тысяч. Меня особо впечатлил памятник жертвам холокоста. Аведь до Второй мировой Ржев был уютным, провинциальным городом, но после 1942-1943годов, операций Марс и Ржевской мясорубки, там мало что осталось… Как и от многих памятников истории и архитектуры в целом по стране… У Станислава Говорухина есть фильм Россия, которую мы потеряли, так вот моя работа показывает, что далеко не все потеряно. Оставшегося вполне хватит.Уильям Крафт Брумфилд,культуртрегерРоссия удивительная страна: тут даже в деревнях строили не простые церкви, а по-настоящему роскошные храмы с уникальными интерьерами и внешним убранствомФото: Дмитрий КощеевБеседовала Светлана СуховаВизитная карточкаПрофессия РоссияУильям Крафт Брумфилд родился 28июня 1944года на юге США. Заинтересовался Россией, читая русские романы. После окончания учебы в университете впервые посетил СССР в 1970году для изучения архитектурной фотографии. В1973году получил степень доктора философии по славистике в Беркли, после чего занимал позицию ассистента профессора в Гарварде (1974-1980). Прожил в СССР и России в общей сложности около 10лет, занимаясь исследованиями, а также путешествуя по Русскому Северу и фотографируя сохранившиеся памятники архитектуры. Коллекцию из примерно 1100фотографий Русского Севера, сделанных в 1999-2003 годах, Брумфилд передал Библиотеке Конгресса США. Вся его коллекция насчитывает 12500черно-белых фотоснимков и более 55тысяч цифровых файлов, большинство из которых цветные. В2000году Брумфилду была присвоена Стипендия Гуггенхайма в области гуманитарных наук. Внастоящее время профессор славистики Университета Тулейна в Новом Орлеане, доктор славянских языков (специальность Литература и история России XIXвека). В2002году избран членом Российской академии архитектуры и строительных наук, в 2006-м почетным членом Российской академии художеств. В2014году стал лауреатом премии им.академика Д.С.Лихачева За выдающийся вклад в сохранение историко-культурного наследия России.Источник:www.kommersant.ru