Пойдём по воде

TravelWeekly, 28.04.2017

ВПерми создана региональная рабочая группа, посвящённая развитию водного туризма. Поводом длясоздания группы стало поручение зампредседателя правительства России Ольги Голодец от21августа 2016 года, вкотором онатребовала оторганов исполнительной власти субъектов Федерации ифедеральных органов исполнительной власти обеспечить реализацию комплекса мер, направленных наразвитие водного туризма впериод до2020 года. Водный туризм неплохая возможность простимулировать частный бизнес, организовать рабочие места, получить дополнительный доход вмуниципальную казну. Всеэтишансы помаксимуму используют вгородках Поволжья. ВПерми тоже есть перспективы дляразвития речного туризма. Есть наКаме изаманчивые туристические объекты, изаинтересованные всоздании речного бизнеса предприниматели. Существуют ипроблемы сразвитием транспортной инфраструктуры. Впрочем, ихможно решить.ВПермском крае вочередной разозаботились развитием туризма, наэтот раз водногоФото:Константин ДолгановскийНапервом совещании группы присутствовали министр природных ресурсов, лесного хозяйства иэкологии Пермского края Константин Черёмушкин,и.о. начальника управления водных ресурсов Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства иэкологии Пермского края Ирина Лопатина, министр физической культуры, спорта итуризма Олег Глызин. Краевой минтранс представляла начальник отдела транспортного обслуживания Ольга Копытова. Участвовали всовещании ипредставителиФБУАдминистрация Камводпуть, муниципалитетов Усольского, Красновишерского, Осинского районов ируководство круизных компаний.Витоге было решено, чтоместные органы самоуправления иадминистрации городов, примыкающих кводным магистралям Камского бассейна, вынесут свои предложения овозможных туристических маршрутах, апредставители ведомств, отвечающих забезопасность движения судов, вчастности ФБУАдминистрация Камводпуть, проанализируют возможность организации этих маршрутов сточки зрения наличия глубин, причалов ипр.Двепристани накрайКаквыяснилось, круизные организации очень заинтересованы вразвитии регионального туризма. Так, пословам директора ОООБюро туризма Спутник-РМК Леонида Маркина, вПерми начинаются круизные рейсы доАстрахани, Самары, Санкт-Петербурга идругих городов России. География перевозок обширная. Туристы изПерми, Екатеринбурга, Челябинска садятся натеплоходы вПерми иотправляются впутешествие пореке.Только убюро Спутник вналичии четыре теплохода: четырёхпалубный Маяковский итритрёхпалубных Кутузов, Бажов, Пушкарёв. Каждый изтеплоходов способен принять более 200пассажиров. Аведь вПерми работают идругие туристические компании, ипоток отдыхающих, который генерирует Спутник, этодалеко невсетуристы, заинтересованные вотдыхе нареке. Туристические компании врамках круизных туров знакомят отдыхающих исдостопримечательностями Пермского края. Ивоттутвозникают проблемы.В Пермском крае существует всего двепристани, которые можно использовать длятуристических стоянок, этоЧайковский иПермь. Напротяжении 600кмводного пути отСоликамска доЧайковского всего двестоянки. Сравним: вКазани примерно натакой жепротяжённости водного пути организовано семь стоянок. Правительство Татарстана берёт насебя заботы пообустройству пристаней исозданию экскурсионного потока. Атуристические компании (имывтомчисле) платят застоянку илипользование причальной стенкой. Платим каждый раз гдебымыниостановились, рассказывает директор бюро туризма Спутник-РМК.Пословам Леонида Маркина, популярны уиногородних ипермских туристов экскурсии вСоликамск, Чердынь, Усолье, Всеволодо-Вильву. Всеэтимаршруты проходят через Березники. Однако пристани иоборудованной причальной стенки вБерезникахнет. Что жемыделаем? Ставим теплоход нарейд вБерезниках ималенькими корабликами довозим людей доберега. Онималовместимы, поэтому приходится делать несколько рейсов. Впрошлом году мыдоговорились сгрузовым портом города Березники ивысаживали туристов вгрузовом порту. Представьте: туристы вгрузовом порту. Ноэтовсё желучше, чемнаперекладных, сетует директор бюро.Пословам Леонида Маркина, хорошая туристическая инфраструктура существует вОсе, однако итамтоже нетоборудованной причальной стенки. Нетеё ивнеменее интересном Оханске, ивпопулярнейшей Усть-Качке. Негде сделать зелёную стоянку входе долгого, 16-часового пути Пермь Чайковский.Это вопрос нетолько экскурсионный. Тутважна ещё ибезопасность. Случись что, мынесможем остановиться, чтобы вызвать скорую. Стоянки должны быть оборудованы хотя бысразрывом в56 часов, говорит эксперт.Турфирмы заинтересованы впервую очередь всоздании причальной стенки вБерезниках, Осе, Усть-Качке иСоликамске.Если бымуниципалитеты взяли насебя этизатраты, книмпошёл быпоток туристов. Интерес есть, только впрошлом году через нашу сеть Пермский край посетили около 3000 поволжских туристов. Люди приезжали бы, платили заэкскурсии, оставляли вмалых городах деньги. Туристические компании платили бызапристань, затраты наобустройство окупились бы, уверен Леонид Маркин.Сегодня средний размер платы запричал составляет от15до25руб. запогонный метр длины теплохода зачасстоянки. Можно представить, чтовслучае активного интереса туристов муниципалитеты ивсамом деле современем оказались быввыигрыше.Назад вСССРИстория водного туризма вПермском крае созвучна истории всех советских начинаний. Впериод перестройки выжили только самые рентабельные изних.Всоветское время пассажирские перевозки дотировались благодаря перекрёстному финансированию часть прибыли отгрузовых перевозок перекидывалась напассажирские. Сейчас структура пароходства распалась намелкие составляющие порты исудоремонтные предприятия разделились, перекрёстное финансирование стало невозможным. Тогда пригородные перевозки стали дотировать засчёт краевого бюджета. Так, благодаря дотациям ещё существуют популярные удачников водные маршруты Пермь Заречная, Березники Быстрая, речные перевозки поЧусовой.Проблема спричалами, окоторой говорят круизные компании, действительно существует. Впрочем, попризнанию речников, онасуществовала всегда.Несмотря нато, чтосодержать пристанские участки позакону должны муниципалитеты (такбыло иприсоветской власти), денег имнаэтонехватало никогда. Иреально содержанием причалов ипристаней занимались перевозчики (порт Лёвшино, порт Березники, порт Сарапул, пассажирское райуправление города Перми). Порты содержали пристани идебаркадеры. Накрупных пристанях Оса, Оханск, Елово были построены грузопассажирские причалы, которые использовали нетолько грузовые, ноипассажирские суда.Спрекращением транзитных пассажирских перевозок дебаркадеры исчезли, грузовые причалы вОсе, Оханске, Елово стали ветшать. Чтобы восстановить ихсегодня, необходимо обследование, возможно, где-то нужно будет провести дноуглубительные работы, рассказывают речники.В Перми можно организовать яхтенный туризм с участием в международных регатахПоразным причинам прекратили свою деятельность несколько причалов вкрае: причал бывшей переправы впосёлке Голованово остался безхозяина, причал вУсть-Качке существует, ноегопросто некому обслуживать. Причал напереправе вЧусовских городках былпередан варенду сторонней организации, которая осуществляет тампаромную переправу ииспользует причал, нонавосстановление егонетратится.Попытки восстановить вПерми туристическое судоходство стали предприниматься пару летназад. Так, Росморречфлотом вгосзадание дляКамводпути былвключён участок отпромышленного порта Соликамск допристани города Соликамска длиной 19км, включая Боровскую воложку (подход кпристани Соликамска). Навосстановление участка выделено изфедерального бюджета порядка 30млнруб. В2016 году догорода Березники ужебыло проведено восемь туристических рейсов. ОтБерезников доСоликамска, Чердыни, Усолья туристов довозили ужеавтобусами. Вэтом году речные туристические маршруты, возможно, будут продлены отБерезников допристани города Соликамска.Соликамск вполне могбыстать одним изосновных пунктов развития водного туризма наКаме, если бынеотсутствие причала, ккоторому могли быбезопасно приставать туристические суда. Впрочем, попризнанию речников, этообщая проблема длявсех водных путей России.Необычно решили вопрос состроительством иобслуживанием причала вгороде Елабуге (Татарстан). Сейчас городские власти Елабуги, относящейся кКамскому водному бассейну, активно решают сФБУАдминистрация Камводпуть вопрос остроительстве причала длятуристических судов. Приэтом денег вгородской казне нетнинапроектирование причала, нинаегостроительство, нинадальнейшее обслуживание. Однако местным властям удалось найти организацию, которая готова всеэтитраты взять насебя взамен наналоговые льготы поведению своего речного бизнеса. Этоможет быть, например, организация платной стоянки судов.Соседние сПермским краем территории активно вовлекаются втему водного туризма. Так, недавно изФедерального агентства морского иречного транспорта пришёл запрос вгород Бирск нареке Белой ивКамводпуть овозможности создать вэтом старинном купеческом городе остановку длятуристов.ВПерми тоже предпринимаются попытки расширить зону комфорта длятуристических судов. Сегодня Камводпуть планирует восстановить полноценное судоходство нареке Чусовой. Для того чтобы восстановить судоходство, нетребуется больших затрат. Мыхотим вэтом году получить поддержку общественного совета Камского бассейна, чтобы получить деньги навосстановление судоходства нареке Чусовой. Цена вопроса 5,7 млнруб. вгод, необходимых дляобслуживания водных путей. Интерес участных перевозчиков креке Чусовой есть. Участного бизнеса были даже идеи организовать здесь поездки туристов накатамаране, рассказывает первый заместитель руководителя ФБУАдминистрация Камводпуть Владимир Калюжный.Попризнанию речников, непосредственно догорода Чусового наладить движение водным транспортом невозможно, конечным пунктом этого маршрута будут Чусовские городки.Интересен сточки зрения туризма город Кунгур, однако, попризнанию речников, организовать доКунгура речные перевозки невозможно нетдостаточных глубин.Причал ищет хозяинаНетрудно будет организовать стоянки вОсе, Оханске, Елово, Усть-Качке. Причалы внихесть, однако дляихполноценной работы нужно найти хозяев, которые оплатили быихсодержание, апотом могли бывзимать плату застоянки ипривлекли бынаберег производителей сувенирной продукции итрадиционной кухни.ВРосимуществе нетспециалистов, отвечающих заводный транспорт, исвоих хозяйских обязанностей поотношению кводным объектам этаорганизация, ксожалению, невыполняет.Речники считают, чтосегодня вопрос срегиональным водным туризмом следует начать спередачи объектов речной инфраструктуры причальных стенок ипристаней изфедеральной собственности всобственность муниципалитетов. Те, всвою очередь, нашли быуправляющую компанию, которая взялась быобслуживать объекты инфраструктуры. Так, попытка передать пристань изсобственности Росимущества муниципалитету предпринята сейчас вДобрянке. Пока этот вопрос неразрешился.Хорошо бымуниципалитетам найти организацию иличастное лицо, предложить емуорганизовать водную стоянку. Возможно, частный бизнес надебаркадере откроет своё дело. НаВолге подобные инициативы впорядке вещей. Заинтересованные частники организуют нареке продажу сувениров, деликатесов, говорит источник Нового компаньона наводном транспорте.ВПерми можно организовать даже яхтенный туризм сучастием вмеждународных регатах. Пословам речников, вводно-транспортном законодательстве нетникаких препятствий, которые ограничивали быдвижение яхтидаже ихпроход через шлюзы. Практически отсутствуют иограничения погабаритамяхт. Более того, внастоящее время постановлением правительства России порт Пермь открыт длязахода иностранных судов, апоКаме отсамого устья доПерми разрешено движение иностранныхяхт.Тема водного туризма безгранична. Только вотивэтой теме необходима поддержка краевых имуниципальных властей. Апорой нужны идотации смельчакам-предпринимателям.Так, несколько летназад пермский предприниматель, капитан теплохода Урал Антон Бузмаков возил пассажиров пореке Чусовой натеплоходе озёрного класса. Однако, неполучив обещанных емудотаций изкраевого бюджета, вконце концов стал терпеть убытки, залез вдолги ипродал теплоход. Теперь перевозки поЧусовой осуществляют теплоходы речного класса, аэтозначит, чтоихмаршрут ограничен доЛёвшино онидойти уженемогут, границы маршрута намногоуже.Главная проблема водного туризма вПермском крае отсутствие причалов вприбрежных городах.Источник:www.newsko.ru