Сколько туристов еще пострадает из-за "ВИМ-Авиа"

TravelWeekly, 22.06.2017

По предварительным подсчетам Аналитической службы АТОР, число туристов, чьи планы на отдых нарушила или сорвала отмена чартеров ВИМ-Авиа, уже превысило 30 тысяч, а ситуация далека от исправления. Туроператоры несут финансовые потери, в повестке дня стоит вопрос о материальной ответственности авиаперевозчиков за неисполненные обязательства.КАКИЕ РЕЙСЫ УЖЕ ОТМЕНИЛА ВИМ-АВИА И СКОЛЬКО ТУРИСТОВ ПОСТРАДАЛОЗа прошедший месяц с начала проблем у ВИМ-Авиа, согласно агрегированным данным туроператоров, продающих туры с включенной чартерной перевозкой этой авиакомпании, были нарушены или сорваны планы на отдых более 30 тысяч российских граждан.Так как ВИМ-Авиа де-факто не восстановила свою чартерную программу с 15 июня, как обещала ранее, а некоторые цепочки отменены вплоть до конца сезона, потенциально под угрозой находятся туры еще более 50-70 тысяч россиян (исходя из глубины продаж туров по направлениям, по которым авиакомпания отменила рейсы).Сегодня ВИМ-Авиа отменяет чартерные рейсы, билеты на которые приобретались пассажирами в подавляющем большинстве случаев в составе турпакетов, сформированных туроператорами. Наиболее острая ситуация сложилась с Сочи и Симферополем. ВИМ-Авиа полностью отменила рейсы из регионов, запланированные до октября 2017 г.Наиболее острая ситуация сложилась с Сочи и Симферополем. ВИМ-Авиа полностью отменила рейсы из регионов, запланированные до октября 2017 г.Полностью сняты полетные программы в Сочи из Москвы (ежедневно), Уфы (1 раз в неделю), Казани (2 раза в неделю) и Екатеринбурга (3 раза в неделю).. Отменены чартерные программы в Симферополь из Москвы (ежедневно), Санкт-Петербурга, Казани и Екатеринбурга (2 раза в неделю из указанных городов). Емкость каждого из отмененных рейсов на этих направлениях — 150/220 кресел.Из зарубежных направлений полностью отменены рейсы ВИМ-Авиа в Анталью из Москвы (1500 кресел в неделю)и Санкт-Петербурга (750 кресел в неделю), а также из Москвы в Варну(120 кресел в неделю) и в Ларнаку (280 кресел в неделю). И это — лишь неполные данные о масштабе ситуации: на некоторых направлениях туроператоры оперативно и за свой счет находят варианты замены, не ущемляющие права туристов.ТУРОПЕРАТОРЫ ПО БОЛГАРИИ В ЦЕЙТНОТЕ ИЗ-ЗА ВИМ-АВИА Характерным примером здесь может служить Болгария. Ситуация, сложившаяся в результате действий ВИМ-Авиа подробно разбиралась на встрече Посла Республики Болгарии в Российской Федерации с представителями российских туроператоров, работающих на направлении.В ходе встречи ряд компаний, продающих туры с перевозкой ВИМ-Авиа констатировали, что текущие отмены рейсов уже снизили продажи туров на направлении, которые выросли к маю на 15-16% в годовом выражении, обратно к уровню 2016 года.Более того, так как ВИМ-Авиа предлагало на данном направлении одни из самых низких цен, сложившаяся по вине перевозчика ситуация с дефицитом бортов приводит к удорожанию перевозки, что влечет за собой и снижение ценовой доступности летнего отдыха в Болгарии для россиян.ВИМ-Авиа не предоставляет никакой информации о сроках возврата депозитов, которые туроператорами были внесены за емкости до конца сезонаТуроператоры по Болгарии пока изыскивают возможности пересадки туристов на самолеты других авиакомпаний — однако делают это за свой счет. Присутствовавшие на встрече игроки рынка констатировали, — перевозчик переложил все организационное и финансовое бремя на своих партнеров, устранившись от решения проблем, созданных им самим.Операторы сообщили, что ВИМ-Авиа не только отказывается от компенсаций туроператорам за отмененные рейсы, заявляя о возможности выплатить деньги только за 2 и 5 июня, но и не предоставляет никакой информации о сроках возврата депозитов, которые туроператорами были внесены за емкости до конца сезона.САМОЛЕТЫ ЕСТЬ, НО ЧАРТЕРНАЯ ПРОГРАММА НЕ ВОССТАНОВЛЕНАНапомним, что первые длительные задержки и отмены рейсов ВИМ-Авиа пришлись на 26 мая, ситуация резко обострилась к 29 мая — отмены приобрели веерный характер. Одной из причин произошедшего сбоя в ВИМ-Авиа называли отсутствие трех широкофюзеляжных воздушных судов, с учетом которых выстраивалось летняя полетная программа, а также ротация летного состава.Затем, в ночь с 1 на 2 июня ВИМ-Авиа сообщила, что будет проводить сокращение своей чартерной программы. Было объявлено, что перевозчик сократит лишь порядка 13% своих рейсов, а 15 июня ситуация нормализуется, и чартерная программа восстановится. Однако в реальности ситуация менялась каждый вечер в ручном режиме, систематическими стали случаи, когда туроператорам сообщали об отмене утренних рейсов следующего дня за полчаса-час до полуночи, при этом не предлагая никаких вариантов замен.Более того, поздним вечером 5 июня ВИМ-Авиа объявила и о том, что некоторые чартерные цепочки она снимает до конца сезона. После этого ситуация с отменами рейсов и публикацией новых вариантов расписания в ежедневном режиме продолжилась.После пополнения флота тремя широкофюзеляжными воздушными судами ВИМ-Авиа свою чартерную программу, вопреки обещаниям, не восстановилаНикак не поменялась она и после фактического устранения ранее заявленной причины сбоя — то есть после пополнения флота авиакомпании тремя широкофюзеляжными воздушными судами. Отметим, что эксперты авиации неоднократно заявляли, что появление во флоте авиакомпании этих судов ситуацию не спасут.В ответ на запрос Вестника АТОР 16 июня (т.е. уже после срока, после которого ВИМ-Авиа обещала восстановить чартерную программу) о том, может ли авиакомпания предоставить точный список отмененных рейсов по каждому из своих партнеров-туроператоров на лето, пресс-служба ВИМ-Авиа сообщила, что количество изменений в программе пока точно не подсчитано.ЧТО МОЖЕТ РЕШИТЬ ПРОБЛЕМУ ВИМ-АВИАПо оценкам экспертов авиаотрасли, для сохранения рейсов и туров необходимо выделение для выполнения отмененных ВИМ-Авиа рейсов как минимум двух самолетов емкостью 150-220 кресел. При их наличии туроператоры готовы предложить рабочие схемы их использования, что позволит решить проблемы, в первую очередь, с загрузкой российских курортов.Как известно, в Минтрансе уже рассматривают вариант привлечения иностранных перевозчиков для решения проблем, созданных ВИМ-Авиа.По мнению туроператоров, ситуация требует извлечения уроков и кардинального решения вопроса о мере ответственности авиакомпании за срыв своих обязательств как перевозчика перед туристами и перед туроператорами, как ее коммерческими партнерами. Ситуация, когда все риски, как юридические, так и финансовые, созданные перевозчиком, де-факто перекладываются на туроператоров, как ответственных за турпродукт, не может не оказывать негативного влияния на рынок.Речь может и должна зайти о необходимости формировании чартерными авиаперевозчиками аналогов фондов персональной ответственности у туроператоровТуристические компании в итоге таких получают не только материальный, но и репутационный ущерб. Сокращается организованный турпоток, в том числе по внутренним направлениям, остро нуждающемся сегодня в поддержке. Туристы теряют не только свои деньги и нервы, но и доверие к отрасли и ее игрокам.Фактически, полагают некоторые эксперты, опрошенные Вестником АТОР, речь может и должна зайти о необходимости формировании чартерными авиаперевозчиками, которые планируют вести соответствующую деятельность в России, аналогов резервных фондов персональной ответственности, которые существуют у туроператоров.Но в любом случае, без введения новых законодательных и нормативных механизмов, четко прописывающих финансовую ответственность чартерного авиаперевозчика за срывы программ, такие ситуации будут повторяться и в будущем, что чревато огромными проблемами для туристов, бизнеса и государства — считают эксперты.