«Москва. Иллюминация. 1896–2003»

TravelWeekly, 19.07.2017

Вчетверг, 20 июля, вМультимедиа Арт Музее, Москва состоится открытие одного изглавных проектов, который приурочен кюбилейному Дню города выставка Москва. Иллюминации. 18962003.

Работы классиков отечественной фотографии рассказывают, как менялось праздничное световое оформление столицы сначала ХХвека. Яркая Москва вобъективе Александра Родченко, Дмитрия Бальтерманца, Бориса Игнатовича, Аркадия Шайхета, Евгения Халдея.

Праздничная иллюминация Москвы послучаю какого-либо торжества достаточно старинное явление: первые упоминания обиспользовании огней вукрашении улиц относится к1602 году, т. е. временам царя Бориса Годунова. Вцарствование Петра Iпопулярными стали фейерверки, которыми занималось артиллерийское ведомство. ВXIX веке вдни государственных праздников назданиях появлялись многочисленные шкалики разноцветные стаканчики смаслом иподожженным фитилем.

Появление электричества дало толчок развитию искусства светового украшения города. В1856 году перед Лефортовским дворцом вчесть визита Александра IIбыли зажжены десять электрических солнц.

Невиданное светопредставление случилось вМоскве в1883 году вдни восшествия напрестол Александра III опутанные тысячами электрических лампочек колокольня Ивана Великого ихрам Василия Блаженного поражали воображение москвичей. Шедевром осветительного искусства, помнению современников, стала иллюминация Москвы вовремя коронации Николая II(1896). Множеством электрических ламп были украшены нетолько Кремль, Большой театр, здание Государственной думы, Триумфальная арка, ноичастные дома. Фотографы, втом числе знаменитый Максим Дмитриев, подробно зафиксировали световое украшение московских улиц вдни коронационных торжеств.

В1920-е годы, согласно принятому молодым советским государством плану электрификации всей России (ГОЭЛРО) электричество должно было появиться вкаждом доме. Иллюминация перестала использоваться исключительно побольшим праздникам истала неотъемлемой частью массовой агитации, которой занималась советская власть: вдни годовщин революции главные здания столицы украшались праздничными огнями, лозунгами, цифрами, рапортующими одостижениях промышленности исельского хозяйства, профилями вождей. Новую Москву увлеченно фотографировали новые авторы.

Вгоды войны Москва погрузилась вотьму. Только савгуста 1943 года освобождение новых иновых городов начали отмечать праздничными салютами, самым впечатляющим стал победный салют 9мая 1945 года, вкотором были задействованы тысяча зенитных орудий ипрожекторы войск противовоздушной обороны.

Вдни празднования 800-летия Москвы (1947) начала работать установка поконтурной подсветке Кремля, спустя десять лет вовремя проведения VIВсемирного фестиваля молодежи истудентов были установлены системы фасадного освещения сталинских высоток. В1960-е годы встолице появляются конструкции изэлектрических лампочек вдоль улиц, использующиеся, как правило, вдни государственных праздников.

Потихоньку начали затягиваться раны, нанесенные войной. Все мечтали омире инадеялись нато, что ниодному поколению советских людей недоведется больше столкнуться стой страшной трагедией, которую они пережили. Ярко освещенные центральные улицы Москвы, нарядные витрины иразноцветные фейерверки дарили ощущение праздника, надежды насветлое будущее иуверенности втом, что Москва лучший город Земли. Поколению фотографов-шестидесятников Дмитрию Бальтерманцу, Всеволоду Тарасевичу, Виктору Ахломову удалось запечатлеть изменения нетолько вовнешнем виде Москвы, ноивнастроениях москвичей.