Окно в Европу. Вид внутрь

TravelWeekly, 25.07.2017

В Калининграде открылась первая выставка проекта Окна в Россию. Шедевры семи поколений, который запустили Третьяковская галерея и Институт русского реалистического искусства (ИРРИ). Из Калининграда произведения отправятся в Сочи, Нижний Новгород, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Красноярск и Владивосток, обогнув, таким образом, всю Россию.Всего в Калининградской художественной галерее показывают 50 полотен из коллекции ИРРИ, среди которых работы Александра Дейнеки, Гелия Коржева, Сергея Герасимова и других художников ХХ века. Большая часть произведений занимает видное место в коллекции музея, которую собрал миллиардер и совладелец Промсвязьбанка Алексей Ананьев.Зимой этого года ИРРИ открылся после перепланировки и реставрации стен фабричного здания ситценабивной фабрики XIX века, в котором он располагается. Такие проекты, как Окна в Россию для института, без сомнений, являются важным с репутационной и популяризаторской точек зрения шагом: советская живопись, как ни крути, все еще в некоторых случаях вызывает отторжение (а иногда и становится предметом идеологических спекуляций, если вспомнить проект Романтический реализм в Манеже), отвлекая от проблем собственно художественных. Хотя собрание ИРРИ действительно впечатляет: в обновленной экспозиции представлено почти 500 произведений русского и советского искусства, выходящего далеко за пределы соцреализма, с которым музей традиционно ассоциируют.До Окон в Россию ИРРИ запустил уже два передвижных проекта: один демонстрировался на выставке в Лондоне (Советский спорт, 2012), второй в Риме (Россия в пути: самолетом, поездом, автомобилем, 2015).Александр Дайнеко. Восстановление РостсельмашаСимптоматично, что в качестве темы выставки кураторы выбрали трансформацию романтического мотива Вид из окна, уходящего корнями в Ренессанс. Граница между идеалом и действительностью в контексте разговора о советской живописи, романтизирующей советский быт, родные просторы, ушедшую эпоху дворянских гнезд, и впрямь стала определяющей. Труженики с графической работы Восстановление Ростсельмаша Александра Дейнеки и лиричное Утро в городе Юрия Пименова, которое прибыло в Калининград с выставки Оттепель в Третьяковской галерее,разительно отличаются от большей части портретов и образов родной природы способов убежать от идеологии в бытописание, не порывая при этом с официальным художественным языком эпохи.Дизайном выставки занимались Игорь Чиркин и Павел Пришин они сконструировали белую сферу с вогнутыми стенами, еще раз подчеркнувшую ирреальность происходящего за стеклом.Работы из коллекции Третьяковской галереи, правда, доставить в Калининград не получилось из-за сжатых сроков и жестких требований к условиям перевозки картин. Поэтому в Сочи, Екатеринбурге и Санкт-Петербурге будут показывать мультимедийную версию проекта, а оригинальные полотна доберутся до Нижнего Новгорода, Красноярска и Владивостока. Среди работ, которые привезет Третьяковка, Утро Яблонской, Осень в провинции Кустодиева, На даче Грабаря и Ожидание Юрия Пименова. Выставка в Калининграде будет открыта до 27 августа.gazeta.ru