"Аэлита" превзошла "Лабиринт"

TravelWeekly, 27.07.2017

Вестник АТОР выяснял, на какой размер компенсации могут рассчитывать туристы, пострадавшие от банкротства туроператора Аэлита, а также то, как будут вывезены оставшиеся за границей ее туристы.ЧАСТИЧНЫЙ ТУРОПЕРАТОР ВНЕ РЕЕСТРАНапомним, что туроператор Аэлита Трэвел объявил о приостановке деятельности 17 июля. В сообщении поясняется, что приостановка деятельности носит частичный характер. Прекращается только туроператорская деятельность, а причиной названо наступление страхового случая в Болгарии. Туроператор предлагал всем туристам обратиться за возмещениями в страховую компанию, указав, что к отдельно приобретенным услугам это не относится.Отметим, что де-факто, по мнению юристов, туроператор своими заявлениями о частичной приостановке деятельности и отсылом туристов к страховщикам нарушал закон: ведь если он продолжает деятельность, то у него есть средства на исполнение обязательств перед клиентами и отправлять их в страховую компанию за возмещением – нарушение законодательства.В действительности, Аэлита Трэвел была исключена из реестра туроператоров Ростуризма 23 мая 2017 года и на момент заявления о приостановке деятельности уже давно не имела права заниматься туроператорской деятельностью и реализовывать турпродукт, не обеспеченный финансовой гарантией.ВЫПЛАТИТ ЛИ КОМПЕНСАЦИЮ СТРАХОВЩИК АЭЛИТЫПо последним данным, 875 туристов не смогут воспользоваться приобретенными путевками закрывшегося туроператора и более того, не смогут получить выплаты из финансового обеспечения Аэлиты Трэвел.Дело в том, что приостановка деятельности туроператора наступила тогда, когда срок действия предыдущих договоров страхования завершился, а новый договор страхования, который Аэлита Трэвел успела заключить с СК ТИТ, не начал действовать, т. к. в момент страхового случая туроператор был исключен из реестра.Причем страховщик СК ТИТ уже сослался на это обстоятельство, официально заявив, что намерен действовать в соответствии с законом (по которому он не обязан ничего выплачивать).  К КОМУ ОБРАЩАТЬСЯ ЗА КОМПЕНСАЦИЯМИ?После того, как стало ясно, что у туроператора отсутствуют фингарантии, у пострадавших от Аэлиты туристов остается, по сути, один единственный источник для компенсаций – фонд персональной ответственности в объединении операторов выездного туризма Турпомощь.Туроператор Аэлиты Трэвел имеет фонд персональной ответственности в объединении Турпомощь, размер которого составляет 110 000 рублей. По закону, в 2017 г туроператоры по выездному туризму обязаны были сформировать персональные фонды в размере не менее 1% от общего объема денежных средств, полученных от реализации турпродукта в сфере выездного туризма. Эксперты сомневаются, что исходя даже просто из количества пострадавших, Аэлитой Трэвел в персональный фонд была перечислена сумма, равная 1% ее оборота. При этом у участников рынка возникает и другой вопрос: почему ответственные организации при проведенных проверках не учли все эти обстоятельства и не потребовали доплат или не исключили компанию еще в марте 2017 г. (крайний срок подачи сведений в Ростуризм о формировании фонда персональной ответственности). Странно и то, что несмотря на исключение из единого федерального реестра туроператоров, отсутствие договоров о финобеспечении, собственное заявление компании об остановке деятельности, компания Аэлита Трэвел… осталась членом объединения Турпомощь, которое даже публикует сведения об ее турагентах на своем официальном сайте – по сей день. Фактически туроператор до сих пор позиционируется объединением как надежная компания, чей туристский продукт можно приобретать, не опасаясь банкротства. КАК ПОЛУЧАТЬ КОМПЕНСАЦИИ В ТУРПОМОЩИКак пояснила глава Правовой службы АТОР Надежда Ефремова, получение средств из персонального фонда туроператора регулируется ст.11.6 федерального закона № 134-ФЗ Об основах туристской деятельности в РФ и Порядком и условиями возмещения реального ущерба туристам и (или) иным заказчикам из денежных средств фонда персональной ответственности туроператора, утвержденными Правительством РФ 10 августа 2016  г.Под реальным ущербом, подлежащим возмещению из денежных средств фонда, понимаются расходы туриста и (или) иного заказчика в соответствии с договором о реализации туристского продукта. Размещение в детском лагере и перевозка в Болгарию под понятие турпродукт в понимании отраслевого законодательства подходит безоговорочно.До достижения максимального размера персонального фонда турист может рассчитывать на возмещение разницы между выплатами страховой компании по договору страхования ответственности туроператора и стоимости туристкого продукта. Но поскольку страховая компания Аэлиты Трэвел отказалась производить выплаты, то туристы могут предъявлять в Турпомощь требования на возврат полной стоимости турпродукта. При этом, чтобы Турпомощь начала принимать заявления от туристов, необходимо, чтобы страховая компания предоставила официальный отказ в выплате туристам Аэлиты Трэвел.Важно! С требованиями о выплатах в объединение туроператоров могут обратиться те туристы, у которых тур еще не начался.После получения от туристов требования о выплате реального ущерба, Турпомощь обязана в течение 90 дней формировать реестр пострадавших.  Далее, в течение 10 рабочих дней объединение должно рассмотреть все документы и принять решение о начале выплат или об отказе в выплатах. Если решение положительное, то выплаты должны быть произведены в течение 10 дней. Важно! Турпомощь не может начать собирать требования о возмещении денежных средств с туристов ранее 60 дней после официального объявления туроператором  о прекращении деятельности, т.к. средства персонального фонда Аэлиты Трэвел еще не достигли максимального размера.СКОЛЬКО МОГУТ ПОЛУЧИТЬ ТУРИСТЫ АЭЛИТЫФактически при текущем размере фонда персональной ответственности Аэлиты (110 тысяч рублей), если в Турпомощь за выплатами обратятся все пострадавшие клиенты частично закрывшегося туроператора (875 человек), то на каждого из них придется по 125 рублей выплат с копейками.В этом Аэлита превзошла даже небезызвестный Лабиринт — в его случае компенсации туристам составляли около 3000 рублей.КТО БУДЕТ ВЫВОЗИТЬ ДЕТЕЙ, ОТПРАВЛЕННЫХ АЭЛИТОЙ В БОЛГАРИЮПо последней информации, в настоящее время в Болгарии находится около 360 детей – клиентов компании Аэлита Тревел. Туроператор обещал вывезти всех туристов из Болгарии на запланированных рейсах, но это опять оказалось неправдой. Ранее Вестник АТОР уже предупреждал, что один из партнеров Аэлиты — Балкан Экспресс — не получал предоплаты за блоки мест на рейсах 28 и 29 июля, а также на рейсах 4 и 5 августа.Однако вчера ситуация стала выглядеть еще более угрожающей. Так, Интерфакс сообщает, что 140 детей из отдыхавших там 600 детей были вывезены накануне рейсом Bul Air из Бургаса в Санкт-Петербург – но за счет консолидатора, компании BTA (второго партнера Аэлиты, про которого утверждалось, что у Аэлиты там есть депозит). Фактически же рейсы, которыми дети должны вернуться в Петербург, Аэлитой оказались не оплачены. По словам генерального директора BTA Реваза Мгеладзе, с 25 июля Аэлита не оплатила ни одного заказанного рейса Bul Air из Петербурга.Возврат детей в России пройдет безболезненно для них и их родителей при условии, что BTA или Балкан Экспресс выписали клиентам Аэлиты Трэвел электронные билеты, имеющие номер, присвоенный авиакомпанией. В таком случае, независимо от оплат Аэлиты, детям будет оказана услуга по перевозке по маршруту, указанном в билете. Партнерам туроператора — BTA или Балкан Экспресс — придется взыскивать с него долги, скорее всего, в судебном порядке. Если же детям при покупке тура были выданы маршрутные квитанции, не имеющие номера, то авиаперевозчик может отказать им в посадке на рейс. В таком случае придется решать вопросы с или повторной оплатой  этих билетов или покупкой новых, — говорит руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова.