«Подольск — красивый город с репутацией мрачного фабричного предместья»

TravelWeekly, 17.08.2017

В Театре.doc премьера: Человек из Подольска история одного задержания человека из подмосковного города полицейскими московских Текстильщиков, которая и для задержанного, и для полицейских, и для зрителей полностью опрокинула представление о том, что может произойти в участке и кем могут оказаться представители власти. В отличие от документального Болотного дела, эта история полностью сочинена дебютирующим в драматургии известным писателем-прозаиком Дмитрием Даниловым, автором нескольких сборников рассказов, а также романа Горизонтальное положение, номинировавшегося на премии Национальный бестселлер и Большая книга. Газета.Ru поговорила с Даниловым об образах городов, опытах писателей в драматургии, а также о том, что не стоит пускать в свой дом сразу трех курьеров.Место действия Писатели всегда работали для театра, но сейчас прямо тренд прозаики пошли в драматурги. В вашем случае что привело вас в театр? Я не могу отвечать за всех, отвечу за себя. В моем случае вдохновляющим стал пример пары поэта Андрея Родионова и драматурга Катерины Троепольской, которые буквально на глазах совершили экспансию из литературного мира в драматургический: написали несколько пьес в стихах и продолжают работать в этом направлении. Я же прозаик соответственно, решил попробовать написать пьесу. Поэтам стало тесно в российском литературном процессе? Не могу сказать, что лично мне тесно. Но более широкого поля хочется, конечно. Я человек совершенно не театральный и в этом виде искусства разбираюсь плохо. Однако благодаря своим друзьям я стал ходить на спектакли и видеть, как там горят глаза у людей.Если коротко в театре есть то, что называется словом движуха. Движение вперед, одним словом. Обычно для смены жанра или вида искусства у творческих людей бывают личные побудительные мотивы или события. У вас было что-то подобное? У меня не было никакого такого спускового крючка. У меня просто в какой-то момент возникла идея —странный допрос в полиции, где полицейские были бы совсем не такими стереотипным ментами, какими мы привыкли их видеть.И вот эта идея варилась в голове, варилась года три и постепенно превратилась в пьесу. А жизненного впечатления в основе не было. И таких ментов я не видел. Среди них, я думаю, есть самые разные люди- в том числе, наверное, и такие, как у меня в пьесе. Почему ваш человек из Подольска? Это усредненный город-спутник большого города или в Подольске для вас есть что-то специфическое? Ну как вам сказать. С одной стороны, да человек из небольшого города приезжает в мегаполис. Но с другой Подольск город совсем немаленький, после присоединения к нему Климовска там живет более 300 тыс. человек (он до последнего времени был самым крупным городом Московской области). Город, у которого есть самость и есть идентичность. В котором, скажем так, есть что посмотреть а не одни только ряды одинаковых домов.Там есть красивые места, которые ни с чем не перепутаешь, например, квартал с конструктивистской застройкой. А при этом у него почему-то имидж фабричного города.Вот на противоречии между этим имиджем мрачного фабричного города и реальностью, которая открывается при внимательном взгляде, я и хотел сыграть. У вас была серия журналистско-писательских очерков о повседневной жизни небольших городов, таких как тульский Новомосковск или кемеровский Прокопьевск. Подольск для вас из той же серии? Не совсем так, у меня с этим городом имеется вполне конкретная личная связь. Я некоторое время жил рядом с Подольском в небольшом поселке Быково. И часто туда ездил интернет тогда был по карточкам, а в нашем поселке они не продавались, мне приходилось прочесывать весь город в поисках. Так вот, что для меня еще важно в Подольске последние годы прожил мой друг, к сожалению, уже покойный музыкант Анатолий Монахов. Я часто навещал его во время болезни, а потом поселил своего заглавного героя в одну с ним пятиэтажку (улыбается). Так что мне есть что сказать об этом городе.А что касается того, встраивается ли Подольск в эту мою галерею, то да, встраивается. Я выбирал города для очерков не по величине, а по другому принципу это должны быть места, в которые мы никогда не поедем, если у нас не будет там дел.Их повседневность, их ритм жизни, способ жизни, характерные типажи вот что меня интересует в первую очередь. В Подольске другой ритм жизни? Да, конечно. Там жизнь течет совершенно иначе, чем в Москве. Представьте себе пластинку, которая крутилась на 78 оборотов после приезда туда ты скоро начинаешь чувствовать, что жизнь переключается на 45. Можно ли сказать, что конфликт в вашей пьесе строится на противоречии этих образов жизни, на разнице жизни внутри МКАД и за Кольцевой автодорогой? На противоречии? Вот уж не знаю. Некая сущностная разница есть, и она, конечно, отражается. Но пьеса не совсем про это, конечно.Слово и сцена Все писатели, когда видят свои произведения, представленные в театре в лицах, потом рассказывают о сильных переживаниях, связанных с этим, не однозначно позитивных, зачастую очень противоречивых. В вашем случае как было? Ну, это сильное впечатление, действительно. Когда ты пишешь, театр происходит у тебя в голове. А потом ты приходишь на спектакль и видишь, как все, что ты писал, начинает оживать и наливаться жизнью. Это необычайное ощущение. Я бы назвал это словом трепет. Говорят, раньше драматургов не пускали на репетиции, чтобы не мешали работать своими переживаниями и требованиями соблюдения большого количества ремарок Мне очень повезло, что за мою пьесу взялся Михаил Угаров один из отцов новой драмы, умеющий работать с разными видами текста, от совершенно документального до абсолютно сочиненного. Для начинающего драматурга этот режиссер, прямо скажем, везение. Ну и постановку я увидел уже на премьере. До этого были читки в разных театрах вот там иногда был какой-то внутренний позыв сказать: Ребята, это не так сделайте по-другому. Но я его смирял, этот позыв, конечно. У Угарова были небольшие отходы от текста, но они были правильными, обогащающими. И вообще в постановке персонажи стали более объемными, сложными и это не может не радовать. Вы уже написали вторую пьесу расскажите о ней, пожалуйста. Она называется Сережа очень тупой (дружный смех). Она в целом имеет некоторую перекличку с Человеком из Подольска она тоже о том, что в жизнь обычного человека вторгается нечто иррациональное и необъяснимое. Если в первой пьесе с героем взаимодействуют полицейские, то здесь по сюжету к человеку в квартиру приходят три курьера, просятся зайти внутрь, он, растерянный, их пускает и вот с этого момента все и начинается. Ноесли в Человеке из Подольска у меня есть некие дидактические нотки полицейские говорят герою некоторые правильные вещи, как бы расширяют его взгляд на реальность,пусть и очень жестоким образом, то в Сереже этой дидактичности нет совсем. Но при этом действие, как мне кажется, гораздо более страшное, что ли, чем в моей первой пьесе. Мне самому немного жутковато перечитывать Сережу. Где ее услышать? На драматургическом фестивале Любимовка 2 сентября.gazeta.ru