Туристические фишки Воркуты

TravelWeekly, 29.08.2017

Лидирующие туроператоры оценили туристический потенциал республики Коми в ходе II Международного туристского форума Доступная Арктика, который прошел в Воркуте.Обсуждали разработку турпродуктов в Арктической зоне, строительство и модернизацию туристской инфраструктуры, продвижение новых направлений арктического туризма.Как отмечали эксперты и участники Форума, среди которых был и член Президиума Ассоциации туроператоров России, заместитель директора по внутреннему туризму туроператора Академсервис Петр Шевелько, интерес к путешествиям в арктические регионы России растет, однако его развитие сдерживается рядом факторов. Это и непростые климатические условия, позволяющие путешествовать по арктическим территориям лишь в короткий сезон, отсутствие транспортной и туристической инфраструктуры, а также высокая стоимость туров. Как отметил один из экспертов, сегодня достаточно много людей побывало на пляжах, и лишь считанные единицы — в Арктике. Так что, во многих регионах мира просто не могут представить себе, что это такое.Одно из препятствий для развития туризма — неразвитость туристической инфраструктуры, особенно на дальних территориях, низкое качество мест размещения, проблемы с организацией комфорта пребывания туристов на объектах показа. Однако основной проблемой арктического туризма участники форума назвали ограниченную транспортную доступность. До многих объектов, например, в Коми (территория республики составляет порядка 416 тыс. кв.км.) можно добраться только на вертолете. Недешево обходится и перевозка из Москвы: например, стоимость билетов из столицы в Воркуту только в одну сторону на одного человека начинается от 14 тысяч рублей. Естественно, что большинству российских туристов такое путешествие не по карману. Впрочем, эксперты отмечают, что Арктика не может быть массовым направлением. В том числе и из-за особого экологического баланса. Как, в частности, заявила Татьяна Плато, заместитель руководителя Республиканского центра обеспечения функционирования особо охраняемых природных территорий и природопользования, открытие особо охраняемых территорий Коми для туристов приводит к экологическим проблемам. Это лесные пожары летом, от которых регион ежегодно теряет огромные территории леса, это и уничтожение фауны, и, наконец, замусоривание и захламление территории.В РЕСПУБЛИКЕ КОМИ ХОТЯТ ПРИНИМАТЬ ДО 500 ТЫСЯЧ ТУРИСТОВ В ГОДО том, что Арктика требует соблюдения баланса всех интересов, как экологических, так и туристических, прекрасно понимают и в руководстве Республики Коми. Глава региона Сергей Гапликов, говоря о развитии туризма в арктической зоне Коми, отмечает, что турист, который жаждет прикоснуться к первозданной природе, должен иметь все возможности для этого — как в транспортной сфере, так и в сфере услуг. Многие проекты за многие годы не были реализованы. Так что мы начинаем развитие в туристическом направлении фактически с чистого листа. Сегодня в Республике Коми 114 гостиниц разного уровня. Однако нет сетевых отелей, которые были бы известны массовому туристу или были представлены на популярных тематических сайтах. Нам нужно привести и территорию в порядок, ведь наш гость, выглядывая из окна гостиницы, должен видеть то, чем может гордиться регион. А это инфраструктура и внешний вид — говорит Сергей Гапликов. По его словам, сегодня перед Республикой Коми стоит задача кардинально обновить гостиничный фонд. К 2025 году примерно половина отелей, которые мы хотим построить и реконструировать, должны быть сетевыми. Чтобы по всему миру знали, что есть такой регион Коми, что есть такие города как Сыктывкар, Ухта, Инта, Усинск, Воркута, куда можно приехать и с комфортом разместиться, — подчеркивает региональный руководитель.Что касается транспортной доступности, то решение ключевых вопросов зависит от федерального центра, в первую очередь, это касается развития аэропортовой инфраструктуры. У нас есть аэропорты, но они оставляют желать лучшего. Развитие этих узловых объектов имеет колоссальное значение, ведь с их развитием появляется и возможность возить туристов в более удаленные точки, — подчеркивает Сергей Гапликов.По его словам, несмотря на существующие сложности, к 2025 году в Коми хотят принимать не менее 500 тысяч туристов, что в два раза больше существующего объема (230 тысяч туристов в 2016 году).ВОРКУТА И ТУРИЗМПредставители турбизнеса считают, что в Коми есть интересные и подчас неожиданные возможности для развития туризма. По словам Петра Шевелько, заместителя директора по внутреннему туризму Академсервиса, Воркута — это уникальное место для развития индустриального туризма и тревэл-квестов. Такого количества заброшенных зданий мы не видели нигде. Это можно интересно подать, обыграть, придумать, сделать местной фишкой, темой для игровых экскурсий. Интересен и промышленный туризм. Например, мы побывали с экскурсией в местном горном колледже. Рассказ о том, как добывают уголь в исполнении местных сотрудников и представленное там горнопроходческое оборудование очень впечатлили. Все это можно и нужно использовать, предлагать, придав соответствующий формат, — говорит г-н Шевелько.Заместитель гендиректора компании TUI Александр Сирченко отметил, что у северных регионов есть что показать, но они не всегда могут это красиво упаковать и эффективно продавать.Как сообщал ранее Вестник АТОР, TUI заключил с Республикой Коми Соглашение о сотрудничестве. Туризм — это сфера услуг, где главный инвестор — это сам турист. И если в регионе сделали хороший продукт и смогли заинтересовать туриста, то он проголосует за это своим рублем. Он приедет и инвестирует в эту территорию. Сегодня регионам нужно активнее работать самим в развитии туристических проектов, а не ждать от государства денег на развитие именно туризма. Это наивно. Но и государство не должно уклоняться от тех вопросов, которые оно в состоянии решить. В первую очередь, это перевозка. Без ее субсидирования развивать внутренний туризм, и в первую очередь, в арктической зоне, сложно, — заключил г-н Сирченко.Елена Мягкова, обозреватель Вестника АТОР