«Я живу в доме купца Полежаева»

TravelWeekly, 04.09.2017

Доходный дом купца М. Н. ПолежаеваАРХИТЕКТОР:Иван Иванович ЯковлевАДРЕС:Старорусская ул., 5; Новгородская ул., 3ПОСТРОЙКА:19131915 годыВЫСОТА:семь этажей (включая мансарды)КОЛИЧЕСТВО ОТДЕЛЬНЫХ КВАРТИР:72*КОЛИЧЕСТВО КОММУНАЛЬНЫХ КВАРТИР:86*Доходный дом Полежаева хрестоматийный образец архитектуры модерна. Благодаря сказочному облику, здание с его башенками и декором полюбили кинематографисты: именно здесь, а не в Москве, режиссер Владимир Бортко нашел нехорошую квартиру для сериала Мастер и Маргарита. А несколько дней назад рядом с Полежаевским домомснималисцены изфильма Кирилла Серебренникова Летоо Викторе Цое .Дому Полежаева более ста лет и в нем никогда не было капремонта в настоящий момент здание, прекрасное снаружи, изнутри имеет печальный вид. Более половины квартир в доме коммунальные, поэтому нумерация (как и, например, вдоме Бака)довольно путаная. Как и вдоме трех Бенуа, в парадной очень маленький лифт. Контингент жильцов специфический как и в конструктивистскомдоме-колбасе.Бывший жилец дома Полежаева на сайте Citywalls подробноописываетбыт в ретроспективе: Прекрасно продуманы до мелочей очень полезные в быту вещи, как то: в большинстве квартир два входа парадный и черный со двора. … На черных лестницах были балконы. … К кухням в 14 квадратных метров примыкает холодная кладовка с небольшим окном …. Большие ванные с горячей и холодной водой и дополнительным унитазом …. К кухне примыкала ниша для проживания служанки (или кухарки). Три комнаты из четырех соединены двустворчатыми анфиладными дверями (для передвижения господ служанка ходила по коридору). Везде в комнатах и коридоре отличный паркет елочкой. На кухне на полу плитка с характерным двухцветным рисунком. В дверях верхние фрамуги стеклянные для естественного освещения коридора и ванной. Стенной шкаф в коридоре. … Соседка утверждала, что был подведен газ!!! И это, заметьте, все уже было в квартирах экономкласса 100 лет назад!В жилом комплексе есть несколько дворов (включая курдонер): если пройти в один из них, можно увидеть нетривиальное для колодца благоустройство: расписанную дверь парадной, цитату из неоиндуистского гуру Сатьи Саи Баба и множество горшков с цветами, надежно защищенных от вторжения решетками. По словам соседей, все это сделал пожилой жилец первого этажа.В другой парадной в начале августа художница Ксения Никольская и ее друзьяоткрылиарт-пространство Полежаев в двухкомнатной мастерской в мансарде. До 1 октября там проходит выставка Светы Ивановой, посвященная петербургским и парижским маскаронам(скульптурным украшениям зданий в форме головы человека или животного анфас). О том, как попасть на выставку, можно узнать настраницеарт-пространства на фейсбуке.Мы поговорили с Ксенией и Светой о людях, которые населяют Полежаевский дом. Соседка художниц, пенсионерка Вера Архиповна, рассказала о жизни в семикомнатной коммуналке. А историк и краевед Александр Чепель описал архитектурные особенности Каркассона-на-Песках.АЛЕКСАНДР ЧЕПЕЛЬкандидат исторических наук, краевед,член Совета СПбГО ВООПИиКВ 19131915годах в петербургских Песках вырос громадный дом, размерами и числом жителей, возможно, лишь немного уступающий какому-нибудь средневековому городу, плотно стянутому крепостными стенами. Да и облик под стать: башенки с высокими кровлями, узкие окна-стрельницы ну прямо величественный Каркассон чудесным образом переместился в северные широты из французского Средиземноморья, с берега реки Од.Петербургский Каркассон-на-Песках был построен по заказу крупного столичного коммерсанта и общественного деятеля Михаила Николаевича Полежаева, состоявшего гласным (депутатом) Городской думы. Строивший дом художник-архитектор И. И.Яковлев работал в канцелярии обер-прокурора Синода, возводил по большей части училищные дома, занимался церковным строительством. Дом Полежаева выделяется в творчестве этого мастера ярким романтическим обликом, при этом пространственная композиция здания характерна для петербургской архитектуры начала XXвека. С целью улучшения гигиеничности квартир, насыщения их светом и воздухом в этот период практиковались обширные открытые дворы и эта планировочная идея воплощена в доме Полежаева. Здесь устроен двор-курдонер, служащий своего рода продолжением уличного пространства, способствующий проветриванию и инсоляции жилища.Архитектор рационально разместил лестничные клетки в отдельных объемах между корпусами. Тем самым одна лестница не только обслуживает два корпуса, но освещается естественным светом из окон, прорезанных в обеих наружных стенах лестничного объема. Романтический облик дому придан также достаточно рационально. Присмотревшись, увидим, что башнями как отдельными объемами дом не оснащен. Башенные образы создаются очень просто: или с помощью срезанного угла, увенчанного многогранным бельведером с высоким сильным шпилем, или же за счет обработки угловой части композициями из узких окон опять же с высоким силуэтным покрытием над этой частью здания. Ничего лишнего, но в то же время яркая экстравагантная композиция. Средневековые мотивы оттеняются арочными лоджиями в ренессансном духе и богатой цветовой палитрой разнообразных отделочных материалов. Создается иллюзия, будто в крепостной стене, утратившей свое оборонное значение, горожане оборудовали себе уютное жилье как и бывало в европейских городах на закате рыцарских времен. Среди всего этого архитектурного многообразия очень уютно чувствуют себя парные скульптуры в свободно ниспадающих одеждах. Простые по форме, их одеяния, вероятно, из эпохи Возрождения.К какому художественному стилю можно отнести этот дом? Несомненно влияние идей модерна. Поступь современного стиля мы обнаружим в рациональности планировки, в оборудовании дома тогдашними техническими ноу-хау (что, впрочем, в 1910-е годы уже не было чем-то необычным для столичного домостроения и значительно меньшие по габаритам городские дома снабжались тогда водопроводом и ватерклозетами, лифтами и паровым отоплением), в разнообразии отделочных материалов. А как же средневековые башни, другие древние мотивы? Здесь нет противоречия. Мастера эпохи модерна стремились к новому, но в то же время с энтузиазмом и выдумкой применяли в своей практике самые разнообразные исторические мотивы. Они не копировали, а творчески перерабатывали элементы исторических стилей, создавая каждый раз неповторимый архитектурно-художественный образ античного или египетского храма, средневекового замка или крестьянской избы. К мастерам того времени можно применить известные слова Максима Горького, призывавшего учиться у всех, но не подражать никому. Каждый мастер старался проявить себя, создать узнаваемый яркий дом. Это приносило не только эстетическое удовлетворение ведь и квартиры в заметном доме, о котором говорят, можно было сдавать дороже.Цена комнатыот 1 110 000 рублейЦена трехкомнатной квартирыот 6 000 000 рублейАренда трехкомнатной квартиры54 000 рублей в месяцАренда комнаты11 000 рублейДвухкомнатная квартираПлощадь:22 квадратных метраКухня:7 квадратных метровЕсть туалет*Света Ивановахудожница, автор выставки МаскарадКсения Никольскаяхудожница, организатор арт-пространства ПолежаевКСЕНИЯ:В этом доме я то ли с 1999-го, то ли с 2000 года. Искала мастерскую, и вдруг одна моя бывшая одноклассница, работавшая в КУГИ, рассказала, что в здании есть пустующее нежилое помещение. Я изучала историю искусств в Академии художеств, и дом Полежаева был в учебнике Владимира Лисовского по архитектуре Петербурга: здание описано в главе о модерне. Подхожу к адресу, который мне дала одноклассница, и понимаю, что это дом из учебника. Думаю: Это судьба. Можно сказать, принесла этот адрес на блюдечке в Союз художников. С тех пор у меня здесь мастерская.Квартира стояла заброшенной то ли с 70-х, то ли с 80-х. Две комнаты отделили от нормальной большой квартиры в другом подъезде: подозреваю, что эта часть предназначалась для прислуги. Проход сюда с черной лестницы (парадная лестница со стороны двора-курдонера). Интересно, что на кухне были остатки оригинальной шикарной! плитки Villeroy Boch (она есть и на лестничной площадке). К сожалению, плитка была в основном выбита, и мне пришлось все залить цементом.Я здесь работала, потом уезжала на три года в Каир и мастерской не пользовалась. Вернулась, сделала ремонт. А в какой-то момент решила, что в этом помещении нет особого смысла, но расставаться с пространством в центре города глупо. И мы со Светой и еще одним приятелем Василием Распоповым (он работает в кино) подумали: почему бы не сделать здесь галерею? Показывать друг друга, знакомых, друзей. В шестимиллионном Петербурге выставочных пространств раз-два и обчелся. И у всех какие-то условия. Художники немного запуганы и не понимают, что могут где-то выставиться просто так. На открытии арт-пространства Полежаев 3 апреля приходили люди и первым делом спрашивали: А сколько вы берете денег? Я говорила: Мы ничего не берем. Хотите показать проект пожалуйста.Идея такая: у нас тут крошечное пространство будто богемная парижская мансарда. А там город. И открыв окно, мы с этим городом коммуницируем. Хотим выставлять петербургских художников: тех, у кого есть проекты о городе. Чтобы в этот прекраснейший, но убитый дом приходили приличные люди, что называется джентрификация. Может быть, потом здесь будут выкупать квартиры, приводить их в порядок. Хочется, чтобы у этого дома было будущее.Говорят, что в этом доме самые большие в городе коммуналке. За все годы, что я здесь нахожусь, не смогла запомнить ни одного соседа: тут невероятная текучка. Видимо, коренные жители Петербурга по дешевке сдают комнаты приезжим. Жильцы в основном малосимпатичные, склонные к алкоголизму. По возрасту очень разные. Похоже, здесь у граждан последний кабак у заставы: дальше только в Неву кидаться. Рядом возводят дорогую новостройку не знаю, как ее жильцы будут соседствовать с домом Полежаева.Впрочем, в главном подъезде вроде бы есть хорошие квартиры с обеспеченными людьми. А еще в 80-х, говорят, здесь жила прислуга купца Полежаева.СВЕТА:Здесь неподалеку, на Кирилловской улице, дом, в котором долгое время жила моя мама. После войны она училась в школе в этом районе половина ее класса была из дома Полежаева. Видимо, в доме оставалось много свободных комнат, в которые въехали новые люди. Я пожаловалась маме, что люди тут как-то неактивны, а она сказала: Ну а что ты хочешь, здесь ведь все откуда-то приехали. Может быть, из-за отсутствия старожилов здесь не очень благополучно.КСЕНИЯ:Недавно нам вообще пришлось воевать с бомжом. Мы начали развешивать картины и вдруг поняли, что на площадке выше там, где вход на чердак живет человек. Банки мочи, кровать, какие-то вещи… Он пытался ворваться в квартиры на нашей площадке: просил денег, выпивку. Соседи, видимо, его игнорировали. Мы же просили-просили уйти бесполезно: не ушел, опи́сал нашу дверь. Вызывали полицию. Через час он вернулся обратно с набитым лицом. Просто песня.Впрочем, в 1999 году бомжи здесь лежали на всех этажах. Но они были интеллигентные: извинялись, отодвигались. Не то что этот.СВЕТА:При всей жалости к бездомным людям это просто невозможно. У входа на чердак все было в экскрементах. С другой стороны, мы создали оазис прекрасного. А когда где-то усиливается прекрасное, параллельно появляется и чтото ужасное, отвратительное. Надеюсь, поскольку маскароны это духи, хранители, они будут нас оберегать.КСЕНИЯ:Одна из посетительниц арт-пространства Полежаев сказала, что здесь якобы когда-то был публичный дом: Обратите внимание на скульптуры они с подтекстом!(имеются в виду пары атлантов и кариатид. Прим. ред.). Но я не нашла никаких тому подтверждений.В доме много разных заведений: везде какие-то магазинчики, которые меняются каждый сезон, парикмахерская, алкогольный, в котором ничего нельзя покупать, потому что продают разбавленное. Есть хостел он, впрочем, не мешает.На крышу дома постоянно кто-то вылезает. Приходят и спрашивают: Есть ли вход на чердак? Наши чердаки закрыты, мы не разрешаем. Крыша крутая, я бы никому не рекомендовала на нее выходить. Но вид очень красивый: можно разглядеть три моста, в том числе Вантовый.Вечерами здесь потрясающе: облака, Нева. Что приятно в этой мастерской: если закрыть внутреннюю дверь соседей не слышно, и появляется ощущение пребывания в капсуле. Иностранцы очень любят тут находиться, несмотря на грязь в подъезде.Из бытовых минусов мастерской: на мой этаж почти не поступает холодная вода. Помыться можно только в середине дня. И в управляющей компании, которой я плачу большие деньги (в итоге получается как за обычную квартиру), говорят: Ой, ну что вы хотите, у вас такой плохой дом здесь же никогда не было капремонта.Вера Архиповна, пенсионеркаЖивет в коммунальной квартире по соседству с мастерской Ксении НикольскойЯ здесь живу лет 16. Когда переехала, тут не было ни холодной, ни горячей воды. Ни душа, ни ванной. Ходила в Мытнинские бани, к родственникам ездила мыться по-разному. У нас тут жил пожилой человек. Когда был живой, мы не могли ничего делать. Когда умер, все собрались и поставили вместо одного из туалетов душ. Воды я добивалась года три. Сначала дали горячую, потом холодную. Говорят, мы счастливчики: во многих домах до сих пор нет воды. Государство нам практически никакой помощи не оказывало, но после того, как мы сами все сделали, этот душ добавили в документы. Государство приписало нашу работу себе.У меня комната 28 метров, я плачу за нее около 5 тысяч рублей. Люди за квартиры столько не платят, сколько мы за комнаты. А я пенсионерка. Вот такая у нас тяжелая ситуация. К 300-летию Петербурга Матвиенко по телевизору выступала, говорила, что Полежаевский дом расселят. Мы такой надеждой жили. Но, как видите, до сих пор расселяемся.Зимой в мансарде нормально, а летом невыносимо жарко, мы постоянно с вентилятором. У нас же мансарда деревянная, обитая металлом: температура за 20, металл накаляется, а ночью весь жар отдает в квартиру. Днем опять нагревается. Невозможно дышать.Кто-то под нами не знаю, на каком этаже постоянно отключает воду (говорят, внизу в одной из квартир вообще сделали бассейн). Я постоянно оставляю заявки. Мы в туалет, бывает, ходим с ведром.В квартире есть график дежурств неделя на человека. Люди воспринимают уборку как обязанность, в грязи жить мы не хотим. По косметике у нас не совсем нормально, но все убирается, чистится.У нас тут магазины, возле них постоянно тусуются. Частенько выхожу со стороны решетки там столько молодежи, и вот они с этим пивом. Мне кажется, когда я заехала, там те же люди были. Видимо, дети вырастают и становятся частью этой толпы. Вечерами стоят, что-то обсуждают. Я пожилой человек, но у меня нет времени выйти и с кем-то побеседовать. А как молодежь? Не знаю. Я всю жизнь работаю и не понимаю, как можно стоять и пить это пиво.Фильмы здесь постоянно снимают Мастер и Маргарита, Бандитский Петербург. Иной раз заходишь со двора: Ой, подождите немного. Даже не хочется интересоваться, что снимают. Люди в кино любуются. А на самом деле настолько все противно…Полежаевский дом только снаружи красив. Но внутри… Одна коммуналка вообще на двадцать с лишним комнат. У нас хоть семикомнатная, а там не знаю, как люди живут. Я уже от коммуналки устала, хочу переехать в отдельную квартиру.Я слышала, что раньше этот дом был доходным. Так вот и сделали бы его гостиницей, а людям предоставили площади. Хрущевки в Москве расселяют! А здесь столько напихано людей… Гостиница себя оправдает. Но не хотят этим заниматься.the-village.ru

Источник

Материалы по теме