Ручная кладь: новая версия скандального проекта

TravelWeekly, 05.09.2017

Минтранс России представил переработанную версию скандального проекта поправок вфедеральные авиационные правила (ФАП) вчасти провоза ручной клади. Посравнению спервоначальной версией, против которой проголосовали 98% высказавшихся напортале проектов нормативных актов, впроект внесены несколько улучшений. Однако ряд проблемных вопросов остался без ответа, иктомуже появились несколько новых спорных моментов, сообщает Aviablogger.com.

Какая норма ручной клади теперь предлагается? Как ивпрежнем варианте, минимальная норма ручной клади 5 килограмм. Однако теперь впроект внесено слово бесплатно, ибольше нельзя толковать эту норму как возможность взимать плату заручную кладь.

Более того, вновом варианте возможность взимания платы заручную кладь вообще непредусмотрена даже теоретически. Все, что непоместилось внорму ручной клади инеотносится кбесплатно перевозимым вещам, пассажир обязан сдать вбагаж. При этом неизвестно, что делать вслучае, если превышение нормы ручной клади обнаружилось уже увыхода напосадку, когда сдать вбагаж обычным способом уже ничего нельзя. Исходя изтекста проекта, напрашиваются два возможных варианта просто выбросить лишнее, или сдать излишек вбагаж увыхода напосадку задополнительную плату.

Кроме того, посравнению спервым вариантом, авиаперевозчиков лишили права определять габариты ручной клади (они могут лимитировать только вес). Поусмотрению авиакомпании, весовой лимит бесплатной ручной клади может быть ибольше 5 килограмм.

Вцелом сама посебе норма в5 килограмм абсурдна, поскольку подавляющее большинство пассажиров перевозят больше. Фактически такая норма лишь провоцирует авиакомпании заставлять пассажиров сдавать больше вещей вбагаж задополнительную плату. Подобная норма также исключает использование очень популярных колесных чемоданчиков cabin size, поскольку любой изних ссодержимым весит больше 5 килограмм.

Бесплатнали перевозка рюкзаков всалоне самолета? Ида, инет. Как мыуже сообщали, новая версия списка бесплатно перевозимых предметов действительно включает рюкзак. Однако онвключен туда всовершенно иезуитской формулировке рюкзак, вес игабариты которого установлены правилами перевозчика. Иными словами, авиакомпания вправе установить, допустим, вес в1 килограмм или размеры 101010 сантиметров ивот уже никакой рюкзак никуда бесплатно нелетит.

Словом, внынешнем виде эта норма бессмысленна иоставляет вопрос орюкзаке полностью наусмотрение авиакомпании как еслибы рюкзак вообще неупоминался вправилах. Чтобы этот пункт правил обрел какой-то смысл должны быть установлены минимальные ограничения веса или габаритов рюкзака.

Что еще появилось всписке бесплатно перевозимых предметов? Посравнению спервым вариантом, всписок вернули верхнюю одежду ивещи, необходимые помедицинским показаниям лекарственные препараты, специальные диетические потребности, трости, ходунки, роллаторы ииные технические средства реабилитации.

Всписке также остались дамская сумка или портфель (ихразмеры по-прежнему нелимитированы, при этом бесплатный провоз рюкзака лишает пассажира права надамскую сумку или портфель инаоборот), детское питание, детская люлька, костюм впортпледе, костыли или складная кресло-коляска. Однако авиакомпании получили право лимитировать вес игабариты детской люльки иотказывать веебесплатной перевозке, если она имнесоответствует.

Чего всписке бесплатных предметов по-прежнему нет? Внего так иневернули всю электронику, втом числе мобильные телефоны, фотоаппарат, ноутбук, видеокамеру. Профессиональные фотографы ивидеооператоры будут очень недовольны. Кроме того, исключенными изсписка остаются зонтик, папка для бумаг, печатные издания для чтения вполете ибукет цветов.

Сэлектроникой есть еще одна проблема для еепровоза многие используют компьютерные сумки вместо старомодных портфелей. Однако вбесплатном списке по-прежнему числятся только портфели, инеизвестно, будутли авиакомпании относить ктаковым икомпьютерные сумки. Это оставляет почву для двояких толкований ипотенциальных конфликтов.

Что снормами сдаваемого багажа? Появилось странное ограничение, требующее заранее извещать перевозчика опровозе места багажа весом более 30 килограмм. Сейчас этот лимит составляет 32 килограмма, ионобщепринят вмире. Зачем потребовалось вводить какой-то свой лимит иставить российских перевозчиков всложное положение намировом рынке неизвестно. Оптимальным решением, пожалуй, былобы отказаться отизменений исохранить стандарт в32 килограмма.

Востальном ФАП просто повторяют новую формулировку Воздушного кодекса (вступает всилу воктябре), покоторой минимальная бесплатная норма составляет 10 килограмм, нотолько если пассажир купил билет свозможностью его возврата. Авиакомпании вправе устанавливать более высокие нормы ираспространять ихвтом числе инаневозвратные билеты. Вцелом, этот пункт поправок чисто технический, так как ФАП немогут противоречить более высокому нормативному акту, вданном случае Воздушному кодексу.

Что ссуммированием норм багажа летящих вместе пассажиров? Формулировка частично улучшена. Вновой версии суммирование норм распространяется нетолько набесплатные нормы багажа, ноинаплатные. Летящие вместе два пассажира, каждый изкоторых имеет право, например, напровоз 1места багажа по23 килограмма, получат возможность сдавать, например, одну сумку в30 килограмм, адругую в15. Аналогично, если каждый изних купил поплатному месту в20 килограмм, они могут сдать, например, одно место в25 килограмм иодно в10 или 15. При этом любое место багажа неможет весить более 30 килограммов.

Неурегулированным остался вопрос осуммировании веса багажа одного пассажира, имеющего право напровоз двух иболее мест багажа. Обычно это относится кпассажирам бизнес-класса или участникам элитных уровней программ лояльности, атакже клетящим помаршрутам, где действуют промоакции попровозу увеличенных норм багажа. Сейчас авиакомпании нередко запрещают пассажиру, имеющему право напровоз, кпримеру, 2мест по23 килограмма каждое, сдать вместо этого одну сумку весом в25 или 30 килограммов. Вновом тексте эта проблема по-прежнему обойдена стороной.

Аможноли бесплатно провозить покупки изDuty Free? ВЕвропе многие перевозчики имеют вправилах пункт обесплатном провозе покупок изDuty Free, авнекоторых странах это даже закреплено законодательно для стимулирования торговли ваэропортах. Однако рабочая группа при Минтрансе пока осталась глуха кобращению Евразийской ассоциации беспошлинной торговли, объединяющей большинство российских магазинов Duty Free. Никаких льгот для покупок изаэропортовых магазинов вновь непредусмотрено, иучитывая вероятность резкого сокращения норм бесплатной ручной клади после вступления всилу этих поправок, многие пассажиры рискуют столкнуться сочень неприятным выбором. Если ихпокупки неуложатся внорму ручной клади, пассажиров могут поставить увыхода напосадку перед дилеммой заплатить существенную сумму засдачу покупок вбагаж (снеизвестными последствиями для ихцелости) или просто выбросить только что купленное.

Единственным упоминанием отаких покупках вновой версии поправок стало требование кпродавцам авиабилетов информировать пассажира допокупки билета онормах багажа, ручной клади, списке бесплатно провозимых предметов иусловиях перевозки товаров, приобретенных встерильной зоне аэропорта. Повсей видимости, это означает позволение авиакомпаниям устанавливать посвоему усмотрению некие нормы провоза таких покупок. Однако это необязанность перевозчиков они могут инеустанавливать их(или могут предусмотреть, подобно Победе, платный провоз покупок изDuty Free, что полностью уничтожает весь смысл такой торговли). Ассоциация магазинов всвоем обращении вМинтранс заявила, что неурегулированность этого вопроса нанесет удар поторговле вроссийских аэропортах ипоставит ихвневыгодное положение посравнению сзарубежными магазинами. Сэтим можно только согласиться, однако пока вМинтрансе непожелали решать проблему.

Что еще нового впроекте? Восновном несущественные мелочи. Вчастности, отменяется бирка ручная кладь сотрудников авиакомпаний иаэропортов нарегистрации избавят отобязанности вешать еенаручную кладь пассажира. Впрочем, этот пункт ФАП иранее массово игнорировался, так что отмена бирки только узаконит происходящее.

Кроме того, чуть изменена формулировка обобязанности авиакомпании вернуть деньги занеиспользованную пассажиром норму платного багажа. Посуществу там мало что изменилось. Суть вследующем если выкупили право напровоз платного багажа, ноневоспользовались им(или воспользовались частично), тоавиакомпания должна вернуть деньги заэту услугу. Ноэто неотносится кслучаю, когда пассажир выбирает более высокий тариф, включающий провоз большего количества багажа. Получить деньги назад можно лишь занеиспользованную отдельную покупку именно провоза багажа. Это также непокрывает случаи, когда пассажир, например, купил право напровоз места багажа в20 килограмм, апровез только 13. Новот если уавиакомпании еще была опция в15 килограмм топассажир может вернуть разницу между ценой места в15 и20 килограмм.

Что витоге? Проект все еще пестрит проблемными местами ипо-прежнему отвечает интересам отдельных авиакомпаний вгораздо большей степени, чем интересам пассажиров. Внесенные поправки чуть улучшили документ, однако внем осталась абсурдная норма в5 килограмм, неиспользуемая практически никем вмире. Нерешен вопрос спровозом электроники, аформулировка условно-бесплатного провоза рюкзака достойна хит-парада бюрократической изворотливости, нонеместа вФедеральных авиационных правилах.