Как Московское центральное кольцо изменило город за год

TravelWeekly, 11.09.2017

В воскресенье, 10 сентября, пройдет год с момента запуска Московского центрального кольца наземной городской электрички. Стоимость проекта оценивается примерно в 200миллиардов рублей столько же, например, изначально планировали потратить настроительство Керченского моста вКрым. Годовой план почислу пассажиров выполнили еще весной, носпециалисты заявляют, что популярность непоможет новой линии начать приносить городу прибыль. The Village собрал главные выводы изработы МЦК за год.МЦК перевез за год -100 000 000ПАССАЖИРОВПланировалось перевести загод -75 000 000ПАССАЖИРОВМЦК ежедневно пользуются -370 000ПАССАЖИРОВСреднее время ожидания поезда -8МИНУТСтуденты купили за год -4 900 000БИЛЕТОВШкольники купили за год -1 800 000БИЛЕТОВЗатраты бюджета игоскомпаний -140 000 000 000РУБЛЕЙРентабельность перевозок -8%Режим работы большинства станций МЦК -05:3001:00Ласточка делает полный круг поМЦК за90МИНУТПосле жалоб пассажиров продолжительность аудиообъявлений в поездах была сокращена на -40%С момента запуска громкость транслируемых сообщений была снижена на -25%Кто ездит на МЦКРЖД и московские власти запуск проектаназываютсверхуспешным. Планировалось, что в первый год работы МЦК перевезет 75миллионов человек. Однако в данных, предоставленных метрополитеном The Village, говорится, что кначалу сентября уже преодолена планка в100миллионов пассажиров. В сутки МЦК перевозит 370тысяч человек, но этовсе еще меньшетрафика, например, наКольцевой линии метро, где ежедневно проезжают 929тысяч.Самыми популярными станциями МЦК постепенно стали Площадь Гагарина (30тысяч пассажиров каждый день), Владыкино, Ботанический сад, Кутузовская (по20тысяч), Балтийская (15тысяч) иЛужники (10тысяч пассажиров в сутки). Кроме того, в МЦК заявляют, что 25миллионов человек завесь год пересели с электрички на МЦК, то есть из пригорода приехала четверть всех пассажиров системы. Это позволило уменьшить нагрузку на пять центральных вокзалов города.На некоторых станциях метро, связанных с МЦК, трафик ожидаемо вырос. Особенно это заметно на Кутузовской, которой вместо прежних 8тысяч теперь пользуются 29тысяч человек в сутки. Раньше она даже входила в список 30самых непопулярных станций метро Москвы, атеперь разгружает станцию Киевская, следует из данных метрополитена. Кроме того, в МЦК заявляют, что около 6% всех пассажиров это школьники и студенты. Наибольший пассажиропоток зафиксирован среди учащихся РГСУ более 5тысяч студентов ежедневно пользуются станцией Ботанический сад, около 2,5тысячи студентов МГМСУ имени А.И.Евдокимова ездят через Соколиную гору, аболее 2,2тысячи учащихся Медицинского университета имени И.М.Сеченова пользуются станцией Измайлово.Сколько денег потратили на МЦКСегодня один пассажир МЦК обходится городу на 40% дешевле, чем пассажир метро, нопроект все равно не приносит прибыли, аинвестиции могут никогда неокупиться,заявляютисточники Ведомостей. При этом мэрия Москвы изначально рассматривала проект как инфраструктурный и социальный, поэтому согласна субсидировать работу МЦК бесконечно долго.Запуск МЦКобошелсябюджету и госкомпании РЖД в140миллиардов рублей выходит 2,6миллиарда закилометр пути (всего 54километра). Это существеннодешевле, чем строительство традиционного метрополитена вМоскве, как глубокого, так и мелкого заложения (7миллиардов рублей и4,5миллиарда рублей закилометр соответственно). Известно, что в мире запуск подземного метро обычностоит значительно больше: от3,2миллиарда рублей вБарселоне до самого дорогого метро в мире в Нью-Йорке 18,5миллиарда закилометр. Самые близкие к МЦК примеры транспортных систем выходят все же дешевле: стоимость метро вДели, где большинство станций расположены наземле, составляетот15 до45миллионов долларовзакилометр (около 1миллиарда рублей).При этом линию МЦК проложили по уже существующей ветке Малого кольца московской железной дороги (МКЖД), по которой ездили только грузовые поезда. Реконструкцияпотребоваласнести 4тысячи незаконных строений иосвободить 300площадок отинженерных сетей. В2016году Институт исследований проблем железнодорожного транспортазаявлял, что из-за отмены грузовых перевозок по МЦК компания РЖД потеряет 3,5миллиарда рублей прибыли ежегодно.Услуги по перевозке пассажиров Московский метрополитен заказывает уРЖД, контракт на15лет обошелся городу в57,7миллиарда рублей. Также 42поезда Ласточка компания РЖДкупилау Уральских локомотивов за24,4миллиарда рублей. Одна Ласточка из пяти вагонов стоит 8,7миллиона евро.Как МЦК повлияло на землю поблизостиГлава стройкомплекса Москвы Марат Хуснуллин заявляет, что всю землю, прилегающую кМЦК, ждет масштабный редевелопмент. Согласно планам мэрии, в районе МЦК постоят 750тысяч квадратных метров недвижимости натерритории бывших промзон, изних 300тысяч квадратных метров гостиницы, 250тысяч торговые площади и200тысяч офисы. Вценах нанедвижимость некоторые изменения заметны уже сейчас: стоимость квартир вновостройках в пешеходной доступности от станций МЦК растет быстрее рынка на14% за год по сравнению с8% в других жилых комплексах,следуетиз данных сервиса ЦИАН. Кроме того, на аренду жилья экономкласса близость к МЦК влияет так же, как и близость к традиционному метро, рассказывают в TheLocals:ЕВГЕНИЙ ЛУЧИНИНсооснователь сервиса The LocalsБлизость к МЦК влияет на ценообразование так же, как иудаленность квартиры от станции метро. Однако это справедливо только для жилья экономкласса. Вобъявлениях пользователи часто пишут, например, две минуты до метро Крымская. Это означает, что в сознании человека станции МЦК ассоциируются с традиционными станциями метрополитена. Если жилье располагается рядом состанцией МЦК, стоимость его аренды также повышается на1015%.Другую реакцию рынка по ценам недвижимости стоит ждать гораздо позже, после выхода из кризисного периода, считают специалисты. Многие офисы вМоскве, и так пустуют в ожидании арендатора, а проект освоения промзон влюбом случае растянется на несколько лет.АЛЕКСЕЙ ЗУБИКкоммерческий директор компании BSAВ таких районах, как Коптево, Метрогородок, Хорошево-Мневники иНижегородский, увеличение цен на0,511% уже произошло. Арендаторы, всвою очередь, подняли цены на25 тысячи рублей во всех районах, которые прилегают кМЦК. Однако рост цен будет происходить постепенно: люди должны привыкнуть к МЦК, оценить удобство пользования и понять, что это экономит время. Сдругой стороны, ужителей домов, находящихся внепосредственной близости путей истанций, серьезно повысится уровень шума. Данный фактор может привести кснижению цен на подобные дома примерно на5%.Что касается производственной недвижимости, то уже сейчас заметно активное освоение площадей, примыкающих к МЦК, например застройка территорий промышленных зон №56 Грайвороново, №27 ЗИЛ, №22 Соколиная гора, №50 Алтуфьевское шоссе, №6 Силикатные улицы. На территориях вышеперечисленных зон в данный момент активно строятся новые жилые комплексы (ЖК Хорошевский идругие).Коммерческая недвижимость с введением МЦК также претерпит некоторые изменения. Большую роль для торговой недвижимости играет пассажиропоток. Кнаиболее перспективным площадям для застройки также относятся территории вблизи станций, расположенных в зоне плотной жилой застройки, нос минимальной конкуренцией, таких как Стрешнево, Хорошево, Панфиловская, Коптево, Окружная и другие. Из-за кризиса 2014года практически 35% помещений в спальных районах оставалось незанятыми, ноблагодаря появлению МЦК ставки на торговые помещения рядом состанциями начинают приближаться к рыночным для помещений на первой линии у станций метро.МАРИЯ ЛИТИНЕЦКАЯуправляющий партнер Метриум ГруппПримером значимости МЦК для развития новых кластеров можно назвать станцию ЗИЛ, которая расположена в зоне масштабного редевелопмента, включающего жилые объекты Зиларт и Парк легенд икоммерческую недвижимость. Еще одним центром средоточия новостроек в районе МЦК стала станция Нижегородская.Рынок коммерческой недвижимости также положительно отреагировал на запуск МЦК. Это выразилось в снижении уровня вакантных площадей в офисных иторговых помещениях в шаговой доступности от новых станций. Однако нельзя говорить о повышении арендных ставок всвязи с открытием МЦК. Спрос наофисные и торговые помещения в2016году находился на низком уровне, имногие офисы пустуют, поэтому конкуренция заарендатора слишком высока.the-village.ru