Крах Monarch: самая масштабная эвакуация туристов в мирное время

TravelWeekly, 03.10.2017

Компании, входящие в британскую группу Monarch, в т.ч. лоукостер Monarсh Airlines и туроператор Monarch Holidays, прекратили свою работу в воскресенье. За рубежом по линии компаний Monarch находится 110 тысяч человек. Вестник АТОР разбирался, как работает механизм выплаты компенсаций туристам в Великобритании и вывоза их на Родину.КАК И ПОЧЕМУ MONARCH ЗАКРЫЛСЯОб остановке деятельности компании, которая (и это важно!), помимо авиаперевозки, также занималась и реализацией пакетных туров, стало известно рано утром в понедельник, 2 октября. На этот момент за границей находилось примерно 110 тысяч туристов, еще около 700 тысяч человек не смогут воспользоваться оплаченными услугами компаний группы Monarch. Власти призвали туристов и пассажиров Monarch не приезжать в аэропорты для вылета за границу.В группу входило несколько компаний. Все они остановили свою деятельность:Monarch Airlines LtdMonarch Holidays Ltd (ATOL Number 2275) First Aviation Ltd (ATOL Number 4888) previously trading as Monarch AirlinesAvro Ltd (ATOL Number 1939)Somewhere2stay LtdПри этом клиенты лишь некоторые из них имели страховку ATOL (но об этом — дальше).Причиной остановки деятельности стала невозможность продления авиакомпанией Monarch Airlines сертификата ATOL. Лицензия, позволяющая осуществлять компании туроператорскую деятельность, закончилась в ночь на 2 октября. При этом в понедельник было принято решение продлить лицензию на полдня — для того, чтобы все купленные у Monarch Holidays туры были защищены лицензией и покрывались компенсацией ATOL.Руководство Monarch назвало в качестве причин банкротства компании такие внешние факторы, как проблемы с безопасностью в ряде регионов, за которыми последовала переориентация спроса с Восточного (Египет, Тунис, Турция — страны, на рынки которых ориентировалась компания) на Западное Средиземноморье, а также ослабление курса фунта стерлинга. Все это вместе, по заявлению руководства Monarch, привело к значительным финансовым убыткам.ЧТО БУДЕТ С ТУРИСТАМИ ЗА РУБЕЖОМВ британской прессе событие, повлекшее необходимость незамедлительной организации возвращения в Британии 110 тысяч туристов, назвали самой масштабной репатриацией в мирное время.Кроме того, это и самое масштабное банкротство авиакомпании за всю историю туристической отрасли в Великобритании.В России его можно сравнить только с остановкой деятельности авиакомпании Трансаэро (оно, по стечению обстоятельств происходило также в эти дни октября, но в 2015 году). Тогда около 85 тысяч россиян находились за рубежом и в России с билетами этой авиакомпании.Сообщалось, что в глубину было продано 650 тысяч билетов. Позже цифра увеличилась — около 2 млн человек имели на руках билеты на рейсы Трансаэро на момент краха авиакомпании.КАК БУДУТ ВЫВОЗИТЬ ТУРИСТОВ MONARCHУправление гражданской авиации Великобритании (САА) обратилось к правительству с просьбой оплатить фрахт более 30 самолетов для вывоза пассажиров Monarch Airlines. Все туристы компании вернутся в Британию без дополнительной оплаты.На сайте САА появился раздел, посвященный ситуации с Monarch. Здесь шаг за шагом расписан алгоритм действий — как для туристов, находящихся за границей, так и для тех, кто еще только планировал свой отпуск.Если вы сейчас за рубежом и должны вернуться в Великобританию 15 октября или ранее, мы организуем для вас новые рейсы по завершении вашего путешествия. Вам не придется оплачивать эти дополнительные рейсы, — говорится на сайте САА. До этого времени туристам предлагается продолжать наслаждаться отдыхом и проверять статус своего рейса на странице мой новый рейс в Великобританию.Реализовать такой алгоритм действий позволяет страховка, обеспечиваемая сертификатом ATOL (Air Travel Organisers Licence). Наличие такой лицензии — обязательное условие для всех туркомпаний, занимающихся авиаперевозками туристов.Лицензия подразумевает отчисления в одноименный страховой фонд на случай приостановки деятельности компании. Застрахованы в ATOLтолько пакетные туристы, купившие у Monarch и перелет, и проживание. В данной конкретной ситуации защищены страховками ATOL оказались только клиенты компании Monarch Holidays и First Aviation.У пассажиров Monarch Airlines страховки ATOL нет — но клиенты авиакомпании все равно вернутся на родину бесплатно. Однако эти туристы не смогут обратиться в САА за компенсацией экстренных расходов, которые могли у них возникнуть во время ожидания своего рейса (питание, проживание в отеле, вылет другим рейсом, приобретенный за свои деньги и пр.).КАК ВЕРНУТЬ ДЕНЬГИ ЗА НЕСОСТОЯВШИЙСЯ ТУРПерспективы возврата затраченных средств на отдых, который не состоится, у клиентов Monarch зависит от времени и компании, где были оформлены бронирования.Так, билеты, забронированные напрямую в Monarch Airlines с 15 декабря 2016 года и далее, не защищены ATOL — поэтому в этом случае пассажирам предлагается обращаться в свой банк-эмитент иили PayPal с запросами на возврат денежных средств, списанных с их банковских карт (по процедуре chargeback международных платежных систем).Туристы, сделавшие бронирования 14 декабря 2016 года и ранее через First Aviation Ltd (под брендом Monarch Airlines) защищены ATOL. Эти туристы смогут получить компенсации в полном объеме в ближайшее время. Аналогичная ситуация у туристов, купивших туры у туроператора Monarch Holidays — они все получат компенсации, используя механизмы ATOL.ЕСТЬ ЧЕМУ ПОУЧИТЬСЯКоллапс Monarch в Великобритании практически совпал с остановкой деятельности авиакомпании ВИМ-Авиа. В СМИ и профильных группах в социальных сетях в течение дня 2 октября активно проводились аналогии действий российского и британского механизма организации помощи туристам — в то время, как в России все решается в ручном режиме, в Британии механизм помощи пассажирам и туристам удалось запустить за полдня, оформив соответствующие инструкции.Однако эксперты, с которыми удалось поговорить Вестнику АТОР, не спешат проводить подобных аналогий. Это как сравнивать фунт и рубль, — говорит один из участников российского авиарынка, отмечая, что ситуация с банкротством целой группы компаний, включающей не только авиаперевозчика, но и крупного туроператора, не схожа с финансовыми проблемами у ВИМ-Авиа.Несхожи и методы решения ситуации. Напомним, сейчас в России существует фонд для организации помощи пассажирам в случае банкротства авиакомпании при Росавиации, а также несколько фондов (фонды коллективной и персональной ответственности) для помощи организованным туристам при Турпомощи.Несмотря на наличие фондов, ситуация с ВИМ-Авиа решается иначе — пассажиры внутренних регулярных рейсов перевозятся за счет государства (на эти цели обещают выделить деньги в бюджете следующего года). Пассажиры же чартерных рейсов ВИМ-Авиа — за счет туроператоров. Которые пока, по информации Вестника АТОР, не решили вопросы с возвратом депозитов у ВИМ-Авиа и фрахтуют борта других авиакомпаний.ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО БУДЕТ ЖЕСТЧЕКризис ВИМ-Авиа, с одной стороны, и коллапс Monarch- с другой, ярко и наглядно выявили необходимость создания в стране эффективно действующей системы гарантий туристам — пассажирам чартерных рейсов и отлаженных схем их возвращения домой (как это имеет место в Великобритании). По факту сейчас возвращение туристов пришлось оплатить туроператорам — дважды (т. к. один раз они уже оплатили его ВИМ-Авиа). На это уже обращала внимание Ассоциация туроператоров (АТОР), направившая в Минтранс России свои предложения по корректировке ряда процедур в чартерной авиации и изменениям в законодательную и нормативно-правовую базу.Похоже, что скоро в российское авиазаконодательство будут внесены серьезные изменения. Так, 2 октября на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева вице-премьер Аркадий Дворкович пообещал скорую подготовку законопроекта о жестком контроле над авиакомпаниями.Готовим проект нормативно-правового акта, проект закона, который устанавливал бы более жесткую систему контроля за деятельностью авиакомпаний, ввел бы показатели финансовой устойчивости, а также обеспечил бы страхование пассажиров от подобных ситуаций — приводит его слова официальный портал Правительства РФ.По его словам, проект будет внесен в правительство в ближайшие недели. Премьер-министр России Дмитрий Медведев поручил доложить ему о подготовке законопроекта.