Эксперты развеяли миф о неразвитости внутреннего туризма в России

TravelWeekly, 05.10.2017

Аналитическая служба АТОР провела сравнительное исследование объемов внутреннего экскурсионного и выездного турпотока. Некоторые его выводы — в нашем материале.Согласно данным аналитической службы АТОР, широко бытующее представление о неразвитости или непопулярности внутреннего туризма в Российской Федерации далеко от реальности.В исследовании намеренно не учитывались регионы-лидеры по объемам внутреннего и въездного турпотока — это Санкт-Петербург, Москва, Казань и города Золотого кольца. Их туристические показатели известны и признаны, туризм в этих регионах развивают целенаправленно достаточно давно. Достаточно лишь сказать, что по последним официальным статданным, только Москва принимает 17-18 млн гостей ежегодно. Из этого количества около 2 млн человек приезжают из дальнего зарубежья, 3 млн — из стран СНГ, остальные — из регионов РФ. Для сравнения — рекордное количество российских туристов, посетивших Турцию, было зафиксировано в 2014 году — 4,5 млн человек.В плане демонстрации реального потенциала российских регионов в области экскурсионного туризма весьма показательно сравнение объемов турпотока в других регионах России с лидирующими в России выездными туристическими направлениями.Согласно данным Росстата, лидерами по выездному турпотоку из России по итогам 2016 года стали Финляндия (2,9 млн российских граждан), Китай (1,68 млн), Польша (1,103 млн) и Германия (1,057 млн). При этом в Грецию приехали 782 тысячи человек из России, ОАЭ посетили за прошлый год 499 тыс. россиян, Франция приняла 393 тыс. человек, а такой активно растущий туристический рынок, как Доминиканская Республика — 132 тысячи туристов из России.Если сравнить эти данные с турпотоком в российских регионах, то становится очевидным, что внутренний туризм в России популярен сегодня не менее, чем выездной, а более.СКОЛЬКО ТУРИСТОВ ЕДЕТ В РЕГИОНЫАналитики АТОР собрали данные региональных туристических администраций, по которым сегодня можно составить представление об объемах внутреннего турпотока в некоторых регионах. Вологодская область в 2016 году приняла 3 млн человек (из них 495 тыс. приезжают только в Череповец). Это больше, чем принимает Финляндия (2 894 тыс., согласно официальным данным Росстата).Тюменская область приняла 2,6 млн туристов (из них 750 тыс. экскурсантов, прибывших в область на один день без ночевки). Такой показатель ненамного меньше цифр, характеризующих российский турпоток в Финляндию, и даже без учета экскурсантов он больше, чем в Китае (1 676 тыс).В Алтайский край в прошлом году приехало 1,5 млн человек. Это чуть меньше, чем объем российского въездного потока в Китай.Рязанская область отчиталась об 1,161 млн туристов (из них 375 тысяч человек посетили музей С. Есенина в Константиново). Это больше, чем приняла за весь 2016 год Германия (1 057 тыс.).Сопоставимы с Германией потоки российских туристов в Калининградская область — 1,3 миллиона туристов, в Бурятию — туда тоже приехало около 1 миллиона человек.Чуть меньше, чем в Грецию за 2016 год приехало туристов в Костромскую область — 750 тыс. человек. Для сравнения Грецию посетило 782 тыс.Воронежская область приняла 402 тыс. туристов, а Ульяновская область — 435 тыс. Это сопоставимо с потоком в ОАЭ (499 тыс) и больше, чем во Францию (393 тыс.).Такой регион, как Мордовия посетили в 2016 году 135 тысяч человек, что больше, чем турпоток из Россию в Доминиканскую Республику (132 тыс.).Однако, по оценке аналитиков АТОР, тот объем туристов, который сегодня принимают регионы в среднем составляет не более 30-40% от реальных возможностей регионов.ПРЕДПОЧТЕНИЯ ТУРИСТОВ И ВОЗМОЖНОСТИ РЕГИОНОВПо большей части турпоток в регионах России является межрегиональным, львиную долю составляют туристы из соседних областей, меньшую часть — турпоток из более отдаленных регионов, включая столичные мегаполисы. Доля иностранных туристов колеблется от региона к региону в диапазоне от 2,5 до 6% турпотока.Природные ландшафты, памятники и достопримечательности пользуются высокой популярностью среди туристов, особенно в регионах Приуралья и восточнее Урала. При этом 51% внутренних туристов, по агрегированным данным туристических администраций, указывают, что их интересует посещение музеев.Порядка 12% туристов интересуют краеведческие музеи, которые многие регионы сегодня делают более современными и интерактивными. Примером в этом может служить опыт Тюменской области и ХМАО. Внутренних экскурсионных туристов интересуют также традиции и история народов России, населяющих те или иные регионы. В Бурятии развит экскурсионно-познавательный туризм с этническими элементами (знакомство с буддийской культурой и традициями старообрядцев).Практически все регионы России могут похвастаться гастрономией, фирменными блюдами. Перспективы гастрономического туризма в российских регионах растут с каждым годом.ИМПОРТОЗАМЕЩАЮЩИЕ БРЕНДОВЫЕ МАРШРУТЫСогласно выводам экспертов Аналитической службы АТОР, большую роль в дальнейшей активизации внутреннего туризма играют федеральные проекты в сфере экскурсионного туризма — такие как Серебряное ожерелье России, Великий Чайный Путь, Русские усадьбы и др.Они, в свою очередь, состоят из цепочки брендовых региональных маршрутов, разработанных и протестированных экспертами Комитета по импортозамещению в туризме при Министерстве культуры РФ.Брендовые региональные маршруты, которые формируются в регионах, сегодня работают на приоритетную задачу привлечения платежеспособной туристической аудитории из столичных мегаполисов и из зарубежных стран.Основные выводы экспертов Аналитической службы АТОР были также представлены в ходе пресс-конференции исполнительного директора Ассоциации туроператоров Майи Ломидзе. Видеозапись доступна по этой ссылке.Полный вариант исследования Аналитической службы АТОР будет опубликован на портале www.atorus.ru в ближайшее время.