Крах "ВИМ-Авиа" и туристический рынок в цифрах и фактах

TravelWeekly, 06.10.2017

В субботу, 7 октября, прекращается сотрудничество туроператоров с авиакомпанией ВИМ-Авиа. Оставшиеся рейсы будут выполняться другими перевозчиками. Сама ВИМ-Авиа прекращает выполнять все виды рейсов 15 октября, а Вестник АТОР подводит итоги процессу ее ухода с рынка. 25 октября авиакомпания ВИМ-Авиа заявила о прекращении всех чартерных программ из-за нехватки оборотных средств и приостановки обслуживания в аэропортах. Общую сумму кредиторской задолженности разные источники оценивают от 3 млрд рублей и более. Долги только одному аэропорту Домодедово составляют более 500 млн рублей (задолженность за 4 месяца), а другим аэропортам в общей сложности — не менее этой суммы. Более того, по данным Вестника АТОР, оплата лизингодателю за самолеты также задержана ВИМ-Авиа также более чем на 4 месяца.Глубина продаж ВИМ-Авиа достигала 3 марта 2018 года. По оценкам АТОР, от краха авиакомпании суммарно могло в разной степени пострадать до 100 тыс. пассажиров чартерных рейсов, из которых около 30 тыс. клиентов туроператоров уже находились за рубежом — преимущественно в Турции. Кроме этой страны туристы, в чей турпакет входила перевозка на ВИМ-Авиа, были в Греции, Испании, Италии, на Кипре.КАК ВЫВОЗИЛИ ТУРИСТОВ ВИМ-АВИА26 сентября Ассоциация туроператоров (АТОР) направила в адрес Правительства Российской Федерации обращение с просьбой вмешаться в ход разрешения ситуации с неплатежеспособностью компании ВИМ-Авиа.27 сентября в АТОР подчеркивали, что ситуация с застрявшими в Анталье российскими туристами требует экстренного вмешательства государства. В этот же день началась работа оперативного штаба при Минтрансе России по орагнизации перевозок пассажиров ВИМ-Авиа, а Росавиация сообщила, как будут перевозиться пассажиры ВИМ-Авиа.В официальном письме ведомства сообщалось, что государство готово было взять на себя регулярную перевозку. На эти цели из бюджета следующего года было согласовано выделить 200 млн рублей, которые перейдут авиакомпаниям, готовым взять на свои регулярные рейсы пассажиров ВИМ-Авиа.Готовность осуществлять такие перевозки на этих условиях выразили авиакомпании Уральские авиалинии, АйФлай, Ред Вингс, НордСтар, ИКАР, Северный ветер и Якутия.Что касается вывоза застрявших на курортах туристов и их дальнейшей перевозки на чартерных рейсах, эти мероприятия было запланировано проводить за счет внебюджетных источников.Предполагалось, что к таким источникам относятся средства самих туроператоров, а также других участников авиарынка. Фактически же перевозка всех туристов с билетами ВИМ-Авиа из Турции, Греции, Кипра, Италии и Испании легла на бюджеты туроператоров. В период с 27 сентября по 1 октября из-за границы ежедневно вывозилось 1,4-2,5 тысячи человек с просроченными датами вылета.Финансово в ситуации с ВИМ-Авиа участвует Аэрофлот, но по имеющейся у Вестника АТОР информации, перевозчик оплачивает только перевозку пассажиров ВИМ-Авиа на регулярных рейсах.28 сентября оперативный штаб при Минтрансе сформировал план вывоза пассажиров чартерных и регулярных рейсов ВИМ-Авиа: начиная с этого дня начинается вывоз туристов как бортами ВИМ-Авиа, так и (большей частью) бортами, которые находили и повторно оплачивали сами туроператоры.КАК РЕШАЛИ ВОПРОС ТУРОПЕРАТОРЫ И КАКОВЫ ИХ УБЫТКИС 28 сентября до 5 октября бортами ВИМ-Авиа и силами туроператоров с курортов были вывезено около 24 тысяч туристов. На момент 5 октября за рубежом находилось еще 7,3 тысяч клиентов туроператоров. Все эти туристы будут уже планово вывозиться вплоть до 28 октября согласно датам окончания туров — на альтернативных ВИМ-Авиа перевозчиках.В TUI сообщили, что урегулирование ситуации с ВИМ-Авиа потребовало от компании 2 млн долларов дополнительных затрат. Всего, начиная с 26 сентября, туроператором за счет собственных усилий по поиску альтернативной перевозки, было вывезено из мест отдыха около 4000 пассажиров. Долю альтернативной перевозки можно увидеть, например, в вывозном графике TUI от второго октября: 1400 туристов вывезли на четырех рейсах Red Wings, двух рейсах Уральских Авиалиний и одном рейсе ВИМ-Авиа.Такой график, организованный туроператором TUI Россия, позволил компании справиться с перебоями в обслуживании клиентов, вызванными кризисом в авиакомпании ВИМ-Авиа. На сегодня мы вошли стабильный режим. У нас сейчас практически нет туристов, которых не на чем отправлять из России на отдых, если есть какие-то единичные случаи, то ими занимаются, и они будут отправлены на отдых в свои забронированные даты, — рассказали Вестнику АТОР в компании.НТК Интурист вывез с курортов 9,5 тысяч туристов с билетами ВИМ-Авиа. Как рассказал замдиректора туркомпании Сергей Толчин, 2,5 тысячи из них были вывезены на крыльях ВИМ-Авиа. Остальные — рейсами других перевозчиков AzurAir, Ямал, Икар, Atlasglobal, Red Wings) за счет туроператора. Скупали всё, что можно было скупить, — рассказывает г-н Толчин.Гендиректор НТК Интурист Виктор Тополкараев на пресс-конференции в ТАСС рассказал, что у туроператора было ежедневно до 10 рейсов ВИМ-Авиа. Мы оповестили принимающие компании, продлили проживание туристов в отелях. Единственная проблема — отсутствие информации в первые два дня о том, как и когда мы будем их вывозить Из 29 рейсов, организованных для возвращения туристов Интурист на родину, 8 рейсов выполнила ВИМ-Авиа, а еще 21 рейс — другие авиакомпании. Перевозку этих туристов мы оплатили повторно, — рассказал г-н Тополкораев.На завоз у НТК Интурист было продано около 14 тысяч путевок с билетами ВИМ-Авиа. Около 4 тысяч вынуждены были аннулировать потому, что не на чем было завозить с 25 по 29 сентября. Сейчас компания восстанавливает цепочки, повторно оплачивая перевозку.Туроператор Coral Travel, у которого с ВИМ-Авиа был договор до 10 октября на один рейс Москва-Анталья-Москва ежедневно и на рейсы два раза в неделю Москва-Энфида-Москва урегулировал ситуацию с ВИМ-Авиа довольно оперативно.Начиная с 26 сентября туристов, завезенных рейсами ВИМ-Авиа, вывозим в даты окончаниях их туров на рейсах других авиакомпаний. Завозим туристов тоже в даты начала их туров, — сообщила Марина Макаркова, руководитель службы по связям с общественностью туроператора Coral Travel. Преимущественно, туристы вылетали рейсами Royal Flight.На туроператора ANEX Tour проблема с ВИМ-Авиа оказала лишь косвенное влияние. К настоящему моменту, вплоть до 6 октября включительно, все пассажиры, находившиеся на рейсах ВИМ-Авиа, благополучно пересажены на альтернативные рейсы. Изначально полетная программа ANEX Tour на ВИМ-Авиа была распланирована до 8 октября, соответственно, туристы, находящиеся на рейсах 7-8 октября будут также пересажены на альтернативные рейсы, с сохранением направления и дат вылета, — сообщили Вестнику АТОР в компании. В основном, туристы этого туроператора пересаживаются на рейсы Azur Air.У туроператора ICS Travel Group, согласно полетной программе, на момент финансовых трудностей ВИМ-Авиа осталось всего 2 рейса на ВИМ-Авиа по маршруту Москва — Ларнака — Москва, которые должны были состояться 1 и 8 октября. Туристы этих рейсов пересажены на самолеты Cyprus Airways.Напомним, что туристам, которые не смогли воспользоваться купленными билетами, туроператоры предлагали альтернативу. Подробно об этом Вестник АТОР писал в этом материале.По данным АТОР, всего от остановки чартеров ВИМ-Авиа пострадали девять российских туроператоров, в том числе четыре крупных. И речь идет не только о потерях в рамках поиска альтернативных рейсов (согласно ряду экспертных оценок, они могут составить до 7 млн долларов). Суммарный объем депозитов, находящихся у ВИМ-Авиа, составляет 700 млн рублей, которые туроператоры уже вряд ли смогут вернуть.КАК ПОЛЕТЯТ РЕЙСЫ ТУРОПЕРАТОРОВ БЕЗ ВИМ-АВИАС 15 октября ВИМ-Авиа прекращает все полеты. Но туроператоры завершают свою работу с этой авиакомпанией раньше — 6 октября будет выполнен заключительный рейс с Тенерифе, а 7 октября — последний рейс из Римини.Сейчас можно говорить, что самый острый период урегулирования ситуации с крахом ВИМ-Авиа пройден. Высокий летний туристический сезон позади, объемы перевозки у туроператоров снижаются.В TUI Россия сообщают, что у компании были минимальные объемы на ВИМ-Авиа на осень-зиму. Летом перевозка на ВИМ-Авиа стояла по Турции до середины октября, после этого (учитывая, что у нас программа по Турции до начала ноября) у нас не было ВИМ-Авиа, а только другие авиакомпании. На зиму был Тенерифе, начало полетки с конца октября. Конечно были уже проданы туры, но мы этих туристов уже пересадили на регулярные рейсы. Программу пока приостановили, будем продавать Тенерифе на регулярке, поскольку пока непонятно, будет ли чартерная альтернатива. Еще Римини — по этому направлению туристы были пересажены на авиакомпанию RedWings, — сообщили в пресс-службе TUI.НТК Интурист в зимнем сезоне строит свою полетную программу в основном на регулярных рейсах, чартерами обеспечиваются горнолыжные туры.Планово наша программа с ВИМ-Авиа была до 28.10.2017. Из 29 рейсов экстренного вывоза по 02.10 включительно было 11 вывозных рейсов на ВИМ-Авиа. Остальные мы оплачивали другим авиакомпаниям. После 02.10 рейсы ВИМ-Авиа для нас не выполняла. Все остальные рейсы, отмененные ВИМ-Авиа мы заново обеспечиваем нашим туристам за счет повторной оплаты перевозки другими авиакомпаниями — Ямал, НордСтар, RedWings, Atlasglobal, — сообщил заместитель генерального директора Интуриста Сергей Толчин.Он же подчеркивает, что ситуация могла бы быть еще сложнее, если бы не июньский звоночек с ВИМ-Авиа.С учетом сбоя в перевозке у ВИМ-Авиа в начале лета мы уже не планировали сколь-нибудь значимых объемов с ними на будущие периоды по окончанию летней навигации. Более того по итогам того сбоя мы, насколько это возможно, минимизировали с ними сотрудничество, переводя объемы на другие авиакомпании. Во многих регионах удалось полностью перераспределить объемы на других перевозчиков сократив сотрудничество с ВИМ-Авиа там до нуля. В Москве и Санкт -Петербурге мы сохранили часть перевозки на ВИМ-Авиа из-за отсутствия возможности полностью перераспределить программы на отечественных перевозчиков из-за дефицита емкостей и на иностранных перевозчиков из-за отсутствия дополнительных допусков, — рассказывает Вестнику АТОР г-н Толчин.ЗАКОНЫ И НОРМАТИВЫ МОГУТ ПОМЕНЯТЬВ то время, как решалась ситуация с ВИМ-Авиа, в Британии произошел крах группы компаний (включая, авиакомпанию) Monarch. В российских СМИ появились сравнения механизмов решения проблем в двух государствах. И оно пока что не в пользу российской стороны.Традиционно, масштабная резонансная проблема привела к обсуждениям вопроса достаточности законодательного регулирования отрасли. Ассоциация туроператоров направила в Минтранс предложения по регулированию и повышению прозрачности рынка чартерной перевозки.Минтранс позднее также высказался в пользу ужесточения контроля, над отраслью чартерных туристических перевозок. Частично законодательные преобразования уже начались. Недавно на портале раскрытия информации о подготовке нормативных актов появился проект приказа Минтранса О внесении изменений в Административный регламент Федерального агентства воздушного транспорта предоставления государственной услуги по допуску перевозчиков, имеющих соответствующие лицензии, к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров и (или) грузов, утвержденный приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 7 мая 2015 г. № 162. Проект приказа предусматривает внесение ограничений в условия ранее выданного допуска на выполнение регулярных и/или нерегулярных (чартерных) полетов в случае, если по вине авиакомпании в текущем сезоне расписания ИАТА допущены многократные задержки вылетов рейсов.Положения проекта во многом пересекаются с предложениями по регулированию рынка, направленными ранее АТОР в Минтранс.Вечером 4 октября в Росавиации прошло совещание участников туристического рынка с представителями авиакомпаний и руководством Федерального агентства авиационного транспорта. Туроператоры и Росавиация обсудили вопросы выписки билетов пассажирам чартерных рейсов. На совещании представителями туроператорского сообщества, в частности, в качестве мер, которые могли бы предотвратить возникновение кризисных ситуаций на туристическом рынке по типу случившейся с компанией ВИМ-Авиа, были предложены следующие:- сформировать страховой резервный фонд для обеспечения перевозок пассажиров, прекративших свои чартерные перевозки. Отчисления в такой фонд должны идти от авиакомпаний, которые такие перевозки осуществляют. Размер взноса и механизмы формирования фонда требуют проработки и операторы, присутствующие на совещании выразили готовность дополнительно обсудить этот вопрос.- проработать регламент оформления авиабилетов на чартерный рейс, включающий обязанность для авиакомпании выписывать или открывать туроператорам доступ к выписке билетов туда и обратно не позднее 72-48 часов до начала тура.Вестник АТОР следит за развитием изменений в законодательстве, влияющих на туристические чартерные перевозки и будет информировать о них своих читателей.